web

С окончания Евро прошел почти год и все страсти давно поутихли. Теперь можно окончательно успокоиться и достаточно трезво подумать о результатах этого мероприятия конкретно для города Донецка и его жителей.

Перебирая в уме "наследие евро" для Донецка, в голову приходят лишь два значимых примера — новый комплекс аэропорта им. С.С.Прокофьева и обновленный железнодорожный вокзал. Оба объекта сейчас стоят практически пустыми, и при их посещении накатывает лишь уныние, чувство растерянности и всплывает один-единственный вопрос — "Зачем?". В особый транс вгоняют попытки представить и осознать, что все это было построено на государственные средства, большая часть которых была к тому же еще и распилена.

Обещанное "многофункциональное использование" не торопится показываться из-за горизонта, и объекты просто стареют в надежде на призрачный новый шанс. С вокзалом все сложно — Донецк не является транзитным пунктом железнодорожных линий Украины (в отличие от Харькова и Днепра), так что такой огромный объект городу просто не нужен. Как его использовать дальше — совершенно непонятно. Аэропорт же буквально на днях в какой-то мере дождался "светлого будущего"- на базе его автостанции 17 июня открылся автовокзал. Но вряд ли это достойное применения для такого монументального сооружения. Ну и это — хоть что-то.

В общем, тема "наследия" очень обширна и благодарна. Но именно в этом посте я хочу рассказать и показать вам старое здание аэропорта, которое стоит сейчас полностью бесхозным (но далеко не пустым!) и является очень хорошей иллюстрацией в стиле "мира после людей". И дальнейшая судьба здания очень туманна. Может, просто снесут — и тогда крайне важно все запомнить и сохранить.

Большинство фотографий в этом посте сняты на "рыбий глаз" и тонированы в оттенки серого. Здесь мне это показалось достаточно уместным.

Итак…

1. Старое здание аэропорта, вид снаружи. На фасаде все еще висит реклама Хёнде. Интересно, все еще оплачивается или просто лень снять? Все ситилайты вокруг стоят пустыми, без какого-либо наполнения.

2. Заходим внутрь. Огромный холл с интересным подвесным потолком. Очень напоминает советский конструктивизм, но точно утверждать не буду. В самом начале евро-горяки ходили разговоры о музее в этом здании, который якобы откроют после строительства нового терминала, но как сейчас уже мало верится. Одинокий охранник, который изредка прогуливается по холлу, лишь подчеркивает гулкую пустоту, которая сразу с порога встречает редкого посетителя.

3. В холле чисто, видимо все еще прибирают. Растяжки к Евро до сих пор на месте. Они неплохо затеняют холл от палящего солнца поэтому до сих пор на месте. Ну или просто лень снять, что еще более вероятно. Поручили бы мне — отличный же навес можно во дворе сделать.

4. В глубине холла по обеим сторонам есть лестницы на второй и третий этажи. Начнем с левой. Около нее расположились классические аэропортные весы. Сейчас они никому не нужны, зато можно взвеситься для очистки совести — чтобы хоть как-то оправдать свое появление в этом здании. Ну а если серьезно — на лестницы очень приятно посмотреть, они в очень хорошем состоянии. Да и сделаны на совесть — гранитные ступени, перила из настоящего дерева, а не какого мерзкого новомодного пластика. Эх, где ты, монументальный совок?

5. Поднимаемся наверх. Малоприятные сплошные решетки, но без них никуда — ограждение довольно низкое, свалятся же уважаемые посетители.

6. Прекрасная форточка, непонятно как открываемая и закрываемая. Здесь же, в коридоре, зачем-то стоит уличная урна. Простого пластикового ведра не хватает.

7. Вид сверху на коридоры вылета — зеленые, красные, фиолетовые и другие разные. Никому не нужные транспортеры брошены. Стойки, столбики и таблички тоже скучают. На заднем плане — такая приятная родному глазу вывеска. Жаль, конечно. что это все эти артефакты просто выкинут в мусор. Обратите внимание на творческий подход в чередованию плитки на полу — это вам не банальная шахматка.

8. Идем дальше вдоль верхней балюстрады. Смотрим вниз — зал ожидания, светлый и воздушный. Интересно, что здесь те же металл и стекло на длинной боковой стене. Но ощущения бездушности, такое свойственное современным конструкциям, не создается вовсе. Ну и решение на потолке очень гармонично и в отличном состоянии.

9. Спускаемся вниз, смотрим на тот же зал. Отличные удобные кресла, изумительная мозаика на заднем плане, и очень чисто. Это действительно бросается в глаза, здесь два варианта — или никто не ходит, или часто убирают. Справа виден мегааппарат для чистки плитки, которым и достигается такой порядок. На колонне слева висит бесхозный монитор — никому не нужен. На задней стене виднеется проем, идем в него…

10. .. и попадаем в еще один зал. Когда-то он был таким же широким, как и первый. Но был отдан под мини-офисы авиакомпаний, и поэтому напоминает обыкновенное нагромождение торговых точек — как в банальном молле, только про авиаперелеты. А на полу, кстати, — настоящий паркет (sic!).

11. Обернемся назад — и вот на стене великолепная монументальная роспись на самолетно-космическую тему. Лого еще советского "Аэрофлота" органично вписывается в один из ромбиков. Здесь же видно наплевательское отношение к историческому уже наследию: надо было кинуть сигналку и витую пару для очередного офиса очередного авиаперевозчика — кинули прямо по росписи. Пофиг же, но хоть не штробили — и на том спасибо.

12. Еще один ракурс зала ожидания. А теперь он сам ожидает непонятно чего.

13. О, вдруг внезапно — какой-то человек! Смотрит на ВВП и думает о будущем аэропорта, Донецка и страны в целом. И к сожалению, это будущее для большинства украинцев, — оно полностью над взлетной полосой. С каждым годом это все очевиднее и очевиднее…

14. Ладно, погрустили, давайте ближе к земле. Вот, например, еще одни весы. Если вы не поверили первым — можете сделать контрольный замер здесь. Эти помассивнее и посуровее. Кстати, на распечатке написано про перевес — в духе "Оставляйте немного наличных украинских денег для оплаты перевеса!". По этому поводу небольшая история.

Помнится, провожали мы здесь как-то нашего тунисского друга. Рукопожались, расцеловались, слезу платочком смахнули — и отправили с чемоданами в коридор. Можно бы уже и уйти, но что-то тревожно на душе, пока он таможню не пройдет — остались, короче. Стоим, следим за чернявой головой, которая плывет по коридору. Вот уже она почти исчезла из виду, и вдруг ее носитель энергично машетрукой и, судя по амплитуде маха, просит задержаться. Стоим, ждем, подбегает молоденький таможенник (заходить-то нам туда нельзя). Говорит "Другу вашему 40 гривен очень надо, а денег украинских нету!". Надо — дали, улетел, все ок. Но почему такая тупая система — загадка. И у кого взять 40 гривен иностранцу, если не у кого, — непонятно.

15. Еще немного лестниц. Есть что-то в них красивое и притягивающее. хоть снизу на них смотри…

16. … хоть сверху.

17. Дальше спустимся в камеру хранения. Она находится в подвале, ход — из холла. Просто спускаешься как в подземный переход — и вот она. камера. Все закрыто брезентовыми шторками, так что внимание можно обратить только на четыре стула, дверь и стол.

18. А, да, еще на стенах какая-то неведомая мне раньше плитка. Она мелкая, рельефная и очень прикольная. Ну и положена идеально, ясное дело, — хоть на текстуру фотографируй.

19. Напоследок — несколько деталей. Например, в холле есть два прекрасных барельефа. Один из них посвящен Икару, второй — космической теме. Они прекрасно сохранились и являются ярчайшим пример советского скульптурного творчества. Будет очень жаль если их просто отправят на свалку.

20.

21. На втором этаже есть уголок с моделью самолета  (Ту-154) и несколькими росписями, стилизованными под иллюминаторы. Рисунки довольно просты и неказисты, но явнно представляют ценность как пример творчества советского периода.

22. Ну и в самом конце — эпическая фреска с людьми разных профессий. Смысл картинки мне показался довольно туманным, наверное, что-то вроде всеобщего служения науке или что-то около того.

Что сказать, подводя итоги? Скорее всего, процентов 90, — здание снесут. Я уже упоминал в начале о редких возгласах про организацию здесь какого-то музея. Но это не про наш город и не про нашу страну. Здесь и новое здание аэропорта после Евро уже никому не нужно, а уж старое… А жаль, ведь интересный же объект. По крайней мере, мне так показалось.

Текст и фотографии — Сергей Цололо



6 Комментарии

Войдите, чтобы оставить комментарий