В структуру металлургического завода «Новороссийского Общества каменноугольного, железного и рельсового производства» входил котельно-мостовой цех, открытый в 1909 г. Цех просуществовал на заводе до тридцатых годов и был преобразован в отдельное предприятие – завод «Стальмост», выросший после войны в Завод металлоконструкций.
Во время прокладки железных дорог надежное преодоление водных преград кроме престижа сулило и солидную экономическую выгоду. Стоимость металлоконструкций была в несколько раз выше цены сортового проката. Производительность заводского котельно-мостового цеха была 800 тыс. пудов металлоизделий в год. Существовавшее оборудование позволяло изготавливать железнодорожные мосты с пролетом до 100 метров.
«Новороссийское Общество», в частности, получило заказ на строительство мостов через Днепр возле Черкасс и через Южный Буг на перегоне Бахмач-Одесса. Заказчиком выступило «Общество Московско-Киевско-Воронежской железной дороги», а Владикавказская железная дорога заказала мосты для линии Армавир-Туапсе.
Все работы по изготовлению элементов мостов проводили на заводе. Сборка велась непосредственно на месте строительства. Так как сварочные работы в то время не были распространены, все крепления производили с помощью заклепок. В специально оборудованном месте стальные заклепки нагревали. По мере продвижения монтажных работ по длине пролетов моста, расстояние от места нагрева заклепок до места их монтажа увеличивалось. Чтобы не бегать по строительным конструкциям с раскаленным металлом, нагревальщик щипцами бросал заклепку к месту монтажа. Помощник заклепщика, вооруженный специальным приспособлением – кастрюлей на длинной палке, ловил заклепки и передавал непосредственно на место монтажа еще горячими.
В наши руки попал небольшой семейный архив человека, руководившего работами по сборке юзовских мостов: Обухова Петра Васильевича.
Родился Петр Васильевич в 1884 году в Темрюке Кубанской области. Свою трудовую деятельность начал помощником разметчика котельно-мостового цеха Александровского завода «Брянского Общества» (Екатеринослав) в 1899 г. В 1906 году перешел на Бутылочный завод «Мальцовского Общества» (Орловская губерния) на должность доверенного по сдаче посуды. В 1909-10 гг. трудился табельщиком на Дерючинском сахаро-рафинадном заводе, а с 1910 по 1918 годы трудовая деятельность Обухова проходила на Юзовском заводе «Новороссийского Общества». Официально его должность называлась: заведующий работами по сборке и установке мостов. Начавшаяся гражданская война заставила Петра Васильевича перебраться в родную Кубанскую область. В голодные годы войны и разрухи Обухов работал заведующим консервной фабрикой (1918-1920 гг.) и заведующим фабрикой Кубаночерноморскпищепрома (1920-22 гг.), в 1922-25 гг. заведующим Темрюкской консервной фабрики. В 1925 году он возвратился на уже Сталинский металлургический завод мастером по сборке мостов. За несколько лет стал начальником котельно-мостового цеха, а в октябре 1931 года – помощником директора по технической части. В конце 1931 года Обухова вызвали в Москву в правление «Стальмост» и в феврале 1932 г. назначили главным инженером Московского завода стальных конструкций и мостов. Трудился Обухов в этой должности недолго и был освобожден по собственному желанию. В средине декабря 1932 года Петр Васильевич был снова принят на Сталинский завод на должность техника планового бюро отдела капитального строительства, через год переведен инспектором по приему конструкций. На этой должности он и скончался 5 июня 1936 года.
Благодаря увлечению Петра Васильевича фотографией, этапы истории завода остались запечатленными для потомков.
- Автор: Валерий Степкин
- Фото из архива автора
Фотографии отличные! Очень люблю старые, винтажные теплые фотографии, от которых веет духом тех времен
Фотки действительно замечательные! Согласен. Валерию Петрович большое спасибо за такой материал
Уникальные фото! И статья замечательная! Спасибо!