Помню детские впечатления из рассказов о довоенной жизни своей бабушки – коренной дончанки – о соседе-татарине, который, заходя однажды вечером в их многоквартирный двор на 7-й линии, громко, чтобы все слышали, сказал: «Кина не будет, киношник заболел». Понятное дело, если заболел человек, от которого зависела демонстрация кинолент в клубе имени Ф.Э. Дзержинского (до строительства «Грин-плазы» ул. Постышева, 36), киносенс отменялся и вечер для большинства горожан, вне зависимости от возраста, становился безнадежно испорченным. Перефразируя Ленина можно сказать, что важнейшим и доступнейшим из всех видов искусств у нас в Юзовке-Сталино было кино. Кино невозможно было заменить ничем, да и нечем.
А находился клуб им. Феликса Эдмундовича профсоюза совторгслужащих в том же здании, где до разделительного для нашей истории 1917-го года располагался синематограф «Эден» П.Е. Зузули на 350 мест. Синематограф «Эден» больше известен, как «Наш уголок». Возможно, «Нашим уголком» он назывался до 1916 года. Павел Емельянович Зузуля был не только владелец синематографа, но и фотограф, владелец фотоателье в Юзовке и в соседней Макеевке. Это был средней руки предприниматель. Еще он владел типографией и возглавлял Юзовское отделение Союза Русского народа. Приблизительно там, где сегодня находится въезд во двор «Грин-плазы», находился переулок, называемый Зузулевским, скорей всего, потому что рядом находился дом Зузули.
Автору попалась электронная копия кино-справочника за 1916 год. В поселке Юзовка, согласно данных Союза кинемотографистов было пять кинотеатров: «Биограф» братьев Лейниных, «Биограф» Х.С. Соболева, «Колизей» З.Я. Сидоренко, «Сатурн» В.Ю. Шмидта и «Эден» Зузули. Очень даже может быть, одно или два синематографических заведения в справочнике 1916 года и не были указаны. В качестве примера усеченной информации справочника можно привести соседнюю Макеевку, где успешно работал синематограф «Солей» Н.Н. Каликина, не попавший в перечень.
Следует сказать, что почти для всех владельцев синематографов – это был побочный бизнес. Хаим Срулевич Соболев торговал лесом, выпускал лимонад, добывал строительный камень, владел гостиницей «Великобритания», возле которой и оборудовал «Биограф» на 350 зрителей. Шмидт владел колбасным заводиком, в одном здании с которым и обустроил синематограф. Заведение братьев Лейн, а не Лейниных (как в киносправочнике), находилось в начале 3-й линии и было рассчитано на 200 посетителей. В старых справочниках за разные годы фамилия одного из братьев – владельца типографии Лейна стоит с инициалами А.Я. или С.Г. Вероятно, имеем дело с опечаткой.
Самым большим кинотеатром Юзовки был «Сатурн» Владислава Юльевича Шмидта в доме №21 по 2-й линии: 650 мест. Шмидт его сдавал в аренду. Несколько лет арендатором «Сатурна» был А.Я. Цехновицер. Рядом, в доме №23 находился «Колизей» на 500 мест. В 1920-е из кинотеатра «Сатурн», имевшего самый вместительный зал в городе, сделали зимний театр. Автору лет 20 назад довелось беседовать со старыми актерами, которые рассказывали, что в театре, подвергшемся серьезной реконструкции в первой половине 1930-х гг., под сценой находились слабо испускавшие аромат остатки колбасной коптильни.
Из рядом располагавшегося «Колизея», ничего не поменяв в нем внешне, сделали кинотеатр «Красный», который днем обслуживал преимущественно детскую публику. Сегодня оба здания в перестроенном виде входят в состав хлебо-булочного комбината, ул. Кобозева, 5.
Согласно существовавшим нормам помещения под кинотеатры должны были находиться на первом и втором этажах каменных строений. Запрещалось устройство кинотеатров над и под аптеками, аптекарскими магазинами и складами. Лестницы изготавливали из негорючих материалов. Правила пожарной безопасности требовали наличие не менее двух выходов. Запрещалось заколачивать окна щитами и закрывать решетками и ставнями. Число стульев(кресел) в ряду без прохода ограничивалось двенадцатью, а дополнительные скамейки и стулья ставить в проходах воспрещалось.
Этими же правилами ограничивалось наличие в кинотеатрах киноленты. В аппаратной, в помещении киномеханика, должна была находиться только кинолента используемая для демонстрации в течении дня. Дело в том, что тогда вся лента делалась на целлулоидной основе. Кто в детстве делал «дымовухи» из целлулоидных расчесок, знает, как горит эта «гадость». Так что пожаров опасались не зря. По правилам храниться лента должна была в металлических ящиках, обитых асбестом. По причине все той же безопасности аппаратная и зрительный зал не могли соединяться никакими оконно-дверными проемами, кроме как проемами для кинопроекторов. Тогда еще не было устоявшихся стандартов в электрике и применяемое для демонстрации напряжение ограничивали 250 вольтами. Еще цитата из правил: «Для поглощения лишнего напряжения для дугового фонаря должны применяться реостат (прибор сопротивления) и трансформатор». Поэтому, видимо, было ограничение по возрасту для киномехаников. Ты мог им стать только с достижением 20 лет. А вот на складе с кинолентами не мог работать человек моложе 21 года. Опять же исходя из безопасности.
При обложении налогами синематографа единых правил на территории Российской империи не существовало. Все зависило от размеров местных налогов.
Желающие открыть кинотеатры писали прошение на имя губернатора, в случае пос. Юзовки – Екатеринославского губернатора с обязательной оплатой гербового сбора (приклейкой гербовой марки). Далее, в случае положительного решения, заключался договор с какой-либо кинопрокатной конторой. Самой большой в империи была компания А.Ханжонкова. Самой близкой к Юзовке была прокатная контора М.Л. Блендера в Бахмуте на Екатерининской улице. Но в ближайших крупных городах имелось по нескольку прокатных контор: в Екатеринославе – 4, в Ростове – 6, в Харькове – 7 контор. И везде были отделения «Общества А.Ханжонков и Ко». Именно эта компания предоставляла наилучшие условия по прокату. Доставлялись фильмы прокатчикам либо по почте, либо багажом по железной дороге. В случае необходимости оригинал багажной квитанции мог быть выслан получателю по почте. Все нюансы прописывались в договоре проката.
В 1913 году в Российской империи создали Союз кинематографистов, который объединял, прежде всего, прокатчиков кинолент. Когда в 1915 году нависла угроза временной конфискации кинотеатров под военные госпитали (Первая мировая война была в разгаре), союз провел переговоры с чиновниками и «откупился», организовав сбор денег «на табак в окопы» – всего 30 000 рублей. До 1917 года союз проводил гибкую политику и отстаивал интересы кинопрокатчиков.
А названия кинолент?! Они должны были разжечь интерес у зрителя: «Талмуд и любовь», «Курьер Наполеона», «Случайный муж», «Черный конверт», «Трагедия женщины», «Ее репутация», «Преступление Морланд», «Два приговора»…
Изобретение братьев Люмьер изменило жизнь большей части человечества, в том числе и обывателей Юзовки.
Приложение.
Синематографы в городах и поселках Донбасса на 1916 год
г. Бахмут
«Биограф» Абрамовича (Коммерческий сад), Электро«Биограф» Чупурковского (350 мест), «Модерн» (500 мест), Товарищество Двойно и Трахтерова на Большой Харьковской.
пос. Енакиево
«Луч», «Иллюзия» Н.Н. Жив (300 мест), «Народный».
г. Мариуполь
«Гигант», «Иллюзион», Кино-теафон, «Континенталь», «Одеон», «Художественный 20-го века».
ст. Сартана (Мариупольские метзаводы)
«Иллюзион» (284 мест).
г. Славянск
«Идеал», «Миньон».
пос. Юзовка
«Биограф» братьев Лейниных, «Биограф» Х.С. Соболева, «Колизей» З.Я. Сидоренко, «Сатурн» В.Ю. Шмидта и «Эден» П.Е.Зузули.
Литература:
- Вся Кинематография, настольная справочная и адресная книга. — М., 1916
- Газета «Вечерний Донецк», 1987 г.
- Архив автора.