Для религиозных нужд еврейской общины в промышленном местечке в Бахмутском уезде построили три синагоги.

В Юзовке и близлежащих поселках до революции было почти два десятка православных храмов и молитвенных домов (еще один храм — Кладбищенскую церковь, начав в 1913 году, не успели достроить из-за начавшейся Первой мировой войны, а затем и революционных потрясений в Российской империи). Также в промышленном местечке в Бахмутском уезде Екатеринославской губернии находились англиканская церковь, римско-католический костел, армяно-григорианская церковь и три еврейские синагоги. Об истории последних указанных религиозных зданий и пойдет речь в этой статье.

Первая синагога — 7-я линия, 10

Точная дата открытия первой синагоги в Юзовке сегодня неизвестна. Современные историки только лишь говорят, что она была построена в конце ХIХ века. Однако, буквально месяц тому назад в областном архиве был обнаружен очень интересный документ, позволяющий более точно конкретизировать год появления первого еврейского культового здания в нашем промышленном поселке. Произошло это совсем случайно и бумага отыскалась в документах за…20-е годы прошлого столетия. Впрочем, таких интересных документов дореволюционного периода в сохранившихся фондах тех лет встречается немало. Ведь из-за дефицита канцелярской бумаги чиновники уже советских властных структур писали свои распоряжения на оборотах старых бумаг.

Договор о выделении земельного участка под первую синагогу на Ливенском поселкДоговор о выделении земельного участка под первую синагогу на Ливенском поселке

Так вот! На обороте списка мужчин и женщин хутора Пески, имеющих право решающего голоса на общих собраниях и митингах на 27 декабря  1920 года, составленного для Юзовского подрайонного исполкома совета рабочих, крестьянских и солдатских депутатов записан договор. Текст его мы приведем дословно:

Тысяча восемьсот восемьдесят шестого года июля первого дня, мы, нижеподписавшиеся: Управляющий Александровским имением наследников Светлейшего князя Павла Ивановича Ливена, потомственный почетный гражданин Карл Христофорович Фукс и Бахмутский 2-й гильдии купец Пейсах Борухович Животинский заключили нижеследующий договор:

1.   Я, Фукс даю ему, Животинскому, в поселке Ливенском два усадебных места по плану №52 и величиной двести квадратных саженей (по современным меркам — это 910,5 кв.м), длиною двадцать сажень и шириною в десять сажень в бесплатное пользование сроком на двенадцать лет, т. е. с 1 мая 1886 года и по 1 мая 1898 года, причем обязуюсь срок пользования продлить еще два раза, каждый раз еще на двенадцать лет, на тех же условиях как сказано в этом договоре.

2.   На этом месте я, Животинский обязуюсь не позднее 1 мая 1888 года выстроить для евреев, арендаторов усадебных мест, поселка Ливенского еврейскую школу (Синагогу) и передать ее в пользование всего еврейского населения поселка.

3.   Кроме синагоги с принадлежащими к ней постройками на этом месте ничего не должно быть устроено и всякая торговля, какого наименования она не имела бы, строго воспрещается. За нарушение сего, т. е. или факт торговли, какой бы то ни было, будет доказан, я, Животинский обязуюсь уплатить каждый раз конторе наследников князя Ливен 500 рублей серебром неустойки и торговлю немедленно закрыть.

Договор сей только тогда вступает в силу, если будет утвержден Главноуправляющим по имениям и делам наследников Светлейшего князя Павла Ивановича Ливена. К сему предварительному договору расписались: Бахмутский 2-й гильдии купец Пейсах Борухович Животинский, по доверености наследников Светлейшего князя Павла Ивановича Ливена, управляющий Александровским имением Карл Фукс.

(Государственный архив Донецкой области (ГАДО), Ф-Р630, оп.2, л.39,39(об.)).

С большей долей вероятности можно считать, что этот договор был выполнен. Таким образом, теперь мы знаем к какой дате должны были построить первую синагогу и получается, что ей в текущем году исполнилось 124 года. Интересен при этом и такой факт, что еврейское культовое здание появилась в Юзовке примерно в то же время, что и главный православный храм промышленного поселка — Спасо-Преображенский. Из документов известно, что он был сначала деревянным и его освящение прошло 2 ноября 1886 года. А каменную церковь построили через два года, т. е. в том же 1888-ом году, что и синагогу. Также с помощью обнаруженного в архиве документа мы получаем информацию о местонахождении управляющего Александровским имением наследников князя Павла Ливена, чьи земли тогда арендовал Джон Юз. Именно с разрешения хозяина земли и обустраивался Ливенский поселок, который затем в местечке Юзовка, называли «Новый свет». Получается, что месторасположение экономии имения князя — хутор Пески, роль которого в жизни и истории Новороссийского общества, а затем и современного города Донецка  сегодняшними историками практически осталась незамеченной.

Изображение первой синагоги в Юзовке и еврейской школы по 7-й линии, 10 (ныне ул. Постышева) сохранилось до нашего времени. Оно было запечатлено на  отдельной открытке с видами поселка, изданной в одной из типографий промышленного местечка.

А человек, с помощью которого еврейская община Юзовки получила землю для строительства первой синагоги, достоин отдельного упоминания в данной статье.

Первая синагога ЮзовкиПервая синагога Юзовки

Пейсах Животинский — мукомол и винодел

Об этом бахмутском купце 2-й гильдии сохранилось мало информации. Однако кой-какая все же есть! Одним из документальных подтверждений, что Пейсах Борухович имел отношение к строительству первой синагоги можно считать список домовладельцев, составленный уже Юзовской городской управой в 1919 году, где владельцем дома по

7-й линии,12 (совсем рядом от синагоги) числится Животинский П. (ГАДО, Ф-10, оп.1, д.20, л.29 (об.)). А осенью 2009 года на страницах «ДН» даже выходила отдельная статья «Купцы Животинские. Мукомолы и виноделы». Напомним сегодня ее главную суть.

В «Указателе фабрик и заводов Европейской России и царства польского» за 1887 год есть информация о Пейсахе Борухе Животинском и о принадлежавшей ему паровой мельнице близ села Авдотьино Авдотьинской волости. Из этого справочника мы узнаем, что его мукомольное предприятие начало свою работу в 1882 году. Таким образом, можно предположить, что Пейсах Животинский объявился в наших краях примерно в 1880–1881 годы. Паровая мельница тогда имела мощность в 15 лошадиных сил. За 1887 год на мельнице произведено 25 тыс. пудов муки, а на предприятии работало 20 рабочих. Известно еще что на Торговой площади Юзовки у этого купца были две хлебные лавки, где он продавал продукцию из своей муки.

Также Пейсах Борухович Животинский был основателем и владельцем

Авдотьинского винокуренного завода №9 (с декабря 1957 года он назывался Сталинским ликероводочным, а с сентября 1961 года — Донецким ликероводочным заводом). За 1887-й год винокуренный завод  этого бахмутского купца произвел спирта  в 1.090 тысяч градусов (т.е. единицы измерения очищенного от сивушного масла безводного спирта, градус весит около 0,006 пуда). В то время на предприятии трудилось 15 работников. По всей видимости, купец имел очень большой авторитет как среди членов еврейской общины, так и среди властных структур, если ему евреи-арендаторы доверили столь ответственное поручение.

Однако жизнь у Пейсаха Животинского не была стол безоблачной, т. к. это может показаться на первый взгляд. Судите сами.

Из статьи «Горимая Россия» журналиста Евгения Жирнова, опубликованной в московском журнале  «Коммерсант-Деньги»  №40 (897) от 08.10.2012  года, мы узнаем о «деле купца Пейсаха Животинского против Второго российского страхового от огня общества 1835 г.». Оно застраховало имущество нашего купца от всех возможных напастей. Однако после того, как в 1892 году во время знаменитого Холерного бунта в Юзовке, его имущество подожгли, наотрез отказалось выплачивать 10 тыс. рублей страховки. Причиной отказа стало то, что дескать имело место форс-мажорное обстоятельство — бунт. Купец долго судился и подавал кассационные жалобы, но в итоге так ничего и не получил. Поэтому не удивительно, что Пейсах Животинский после погрома в Юзовке пытался искать более спокойное место.

Ему казалось, что таким станет город Мариуполь. В фондах Государственного архива Донецкой области среди документов городской управы этого приморского города сохранилось отдельное дело на 8-ми листах с листом оценки, прошением и перепиской с Мариупольским акцизным управлением об оценке недвижимого имущества Пейсаха Боруховича Животинского для залога по питейно-акцизному сбору 15.11–18.12.1893 года (ГАДО, Ф-113, оп.1, д.153). Из этого документа мы узнаем, что бахмутский купец 2-й гильдии для развития своего винокуренного дела приобрел в Мариуполе на углу Екатерининской и Харлампиевской улиц №35 каменный дом с кирпичным сводом, каменную пристройку с крышей черепичной к нему, каменную лавку и каменный флигель. Здесь он вел торговлю вином в приморском городе. Его недвижимое имущество было оценено всего на сумму в 10 тыс. 620 руб. Имеется также информация, что авторитный мукомол и виноторговец торговал и лесом в губернском городе — Екатеринославе,  а также в Юзовке. А, по всей видимости, его брат — Борух Пейсахович — занимался производством и торговлей строительными материалами в округе. До сих пор под Авдотьино и даже в районе Боссе находят кирпичи с клеймом «БЖ», сделанных на кирпичном предприятии купца под Очеретино.

В последующие годы Пейсах Животинский передал в управление предприятия в Авдотьино сыну — Сергею-Шлеме Пейсаху. Согласно данным справочника «Вся Россия. Русская книга промышленности, торговли, сельского хозяйства и администрации. Адрес-календарь Российской империи» (СПб. Издание А.С. Суворина, 1902 г.) мельница увеличила свою мощность: паровая машина была уже в 52 лошадиные силы, 60 рабочих ежедневно трудились на предприятии купца. На этот же, 1902-й год, владельцем винокуренного завода был также Сергей-Шлема Животинский и на предприятии работало 25 рабочих. До нашего времени сохранились жилые кирпичные дома для инженеров, мастеров завода постройки сентября 1902 года (эти цифры выложены на фронтоне одного из домов). Как рассказывали старожилы тех мест, дорога от завода к домам была вымощена булыжником, а к дому купцов Животинских проходила через парк, а затем шла к паровой мельнице. Купцы были собственниками земли, на которой находились их предприятия. Ее было не так уж много — 42 десятины 2243 сажени (на 1905 год, РГИА ф.1290, оп. 6, д. 36, л.145). И также не все было уж так гладко. В сообщении, напечатанном в московской газете «Коммерсант» (и тогда было уже такое издание!) за субботу, 28 июня 1914 года из текста телеграммы, полученной из Екатеринослава узнаем, что «произошедшем от неосторожного обращения с огнем пожаром уничтожена мукомольная мельница купца Животинского в селе Авдотьино, Бахмутского уезда. Убыток в 240 тыс. рублей».

Что стало потом с купцами Животинскими — история умалчивает. От паровой мельницы под Авдотьино сохранились только остатки фундамента, сливной колодец и некоторая часть склада для муки. Окончательно ее разобрали уже в первые послевоенные годы, а кирпичи из нее поселковая власть разрешила использовать местным жителям для возведения жилья, разрушенного во время Великой Отечественной войны. А бывший Донецкий ликеро-водочный завод стоит законсервированный.

Правда в списках трактирных заведений Юзовки на 1919 год значится кофейня «Гранд Кафэ» Хаима Исааковича Животинского по 1-й линии, 21 и в документах Сталинского окружного отдела коммунального хозяйства окружисполкома  от 26.06.1923 года в списки прошений о деценализации домов значится его дом по 7-й линии, 59, но владельцами были уже наследники умершего. Кем приходится Хаим Исаакович купцам Животинским из-под Авдотьино — неизвестно.

Синагога по улице Октябрьской в 30-е годы ХХ векаСинагога по улице Октябрьской в 30-е годы ХХ века

Вторая синагога — 4-я линия, 36/38

Синагога по современной улице Октябрьской, 36 (до революции и в первые годы советской власти — 4-я линия, 36/38) в Ворошиловском районе Донецка — очень значимое место для еврейской общины города. Полностью ее официальное название звучало как «2-й еврейский молитвенный дом в Юзовке». Он является второй синагогой в истории нашего города. И также, точная дата окончания его строительства пока неизвестна. Несколько лет назад в еврейских СМИ появилось сообщение, что «…синагогу, построенную на средства прихожан торжественным Богослужением открыли на Рош а-Шана 5668 (1908) года». Эта информация указана в справочнике о Юзовке редактора-издателя И.Д. Валлерштейна. В областном архиве сохранилась только приходно-расходная книга казначея 2-й синагоги Х.Хургеля с 15.04.1910 по 1925 годы (ГАДО, Ф-Р177, оп.1, д.1 на 216 листах). Там с точностью до копейки записывались приход и расход всех денежных сумм. Есть там и интересные моменты, несмотря на то, что это и чисто бухгалтерский документ.

К примеру, из документа мы узнаем фамилию раввина синагоги — Эльперина, которому выплачивалось жалование в 15 руб. месяц. Оказывается молитвенный дом выплачивал по 20 руб. ежемесячно пожарной команде Юзовки. С помощью приходно-расходной книги выясняется, что в феврале 1911 года в поселок приезжал екатеринославский губернатор (по всей видимости — это Владислав Васильевич Якунин, с 1910 по 1913 гг. — губернатор, гофмейстер, действительный статский советник). На его встречу было выделено 10 руб. В октябре того же года в эту синагогу приглашали хор, которому был выдан окончательный расчет на сумму в 189 руб. и на обеспечение чаем — 5 руб. В бухгалтерской книге среди жертвователей синагоге указаны также родители самого легендарного советского военного фотокорреспондента Евгения Халдея — по всей видимости, его отец — Яонон (на русский лад — Ананий) в сентябре 1914 года пожертвовал 6 рублей. Старший брат руководителя махновской контрразведки Левы Задова — Исаак, занимавшийся в Юзовке извозным промыслом, в марте 1920 года пожертвовал синагоге 100 руб., а в мае того же года уже 3500 руб. С помощью этой приходно-расходной книги, скорее всего, становится известным месяц смерти очень известного в Юзовке и в целом в Екатеринославской губернии, депутата Госдумы Российской империи Петра Валерьевича Каменского — начало октября 1917 года, т. к. от 2-й еврейской синагоги было уплачено за венок ему — 51 руб.50 коп. Также по документам из Госархива Донецкой области мы сегодня можем узнать об одном молебне, прошедшего в 1915 году в этой синагоге. За два дня до него духовное правление 2-го молитвенного дома обратилось к инспектору Юзовского высшего начального училища: «просит учеников иудейского вероисповедания вверенного вам учебного заведения пожаловать 14 сего марта в 10 часов, в молитвенный дом по 4-й линии, где будет отслужено торжественное молебствие за здравия Государя Императора и всего Царствующего дома и за победу Русской армии по случаю падения Перемышля» (ГАДО, Ф-35, оп.2, д.7, л.58).

До наших времен сохранилось фото 2-й еврейской синагоги, датированное 30-ми годами прошлого века. А вот о третьей синагоге в Юзовке информации еще меньше. 

 

Третья синагога — 7-я линия, 115

Известно, что идея ее строительства возникла буквально накануне Октябрьской революции в России. Из той же приходно-расходной книги казначея 2-й юзовской синагоги узнаем, что в октябре 1917 «уплочено Исааку Тудоровскому за место, купленное для синагоги, — 200 руб.». В советских документах начала 20-х годов ХХ века указан ее точный адрес  — 7-я линия,115. Вот, что о ней писал на страницах газеты Донецкой еврейской общины «Наша жизнь» знаменитый краевед Михаил Альтер: «Ходить в синагогу на ежедневные молитвы пожилым людям, проживавшим в усадебных домиках на улицах-линиях ниже Земской больницы и в поселках Верхняя и Нижняя Семеновка, было трудно из-за большого расстояния. И потому они, сбросившись рублями (собирали два года), заказали подрядчику построить им небольшой молитвенный домик, который евреи по-простому именовали «Минин». Так на идише звучит слово «миньян» — собрание десяти евреев. Базарная контора Новороссийского общества…сделала земельный отвод для строительства молитвенного дома. Внешне он не отличался от обычных домиков местных жителей. Кирпичные стены, четырехсторонняя крыша. Над входной дверью полукружием козырек из оцинкованной жести. За дверью находился тамбур. В доме была круглая, одетая в жесть печь, которая обогревала молитвенную комнату — самую большую. Перед ней располагалась комната поменьше, в ней вдоль стен были вешалки. Это были деревянные рейки с гвоздями, которые позже заменили фигурными крючками. Здесь же в углу стоял бачок с водой, рядом умывальник. Слева от входной двери выгородили закуток — туалет. Рядом с ним находился люк, который вел в подвал. Там держали уголь, дрова на растопку.

В молитвенной комнате стояли простые деревянные скамьи. Некоторые молящиеся принесли из дома стулья. Здесь же была отделена комнатка старосты. В ней в шкафу стояли сидуры, махзоры и другие молитвенные книги. Для женщин были выделены две скамьи у правой стены».

Третья синагога, если брать современную карту Донецка, находилась  около концертного зала филармонии, наискосок к трамвайным путям от ее столовой. В 90-е годы прошлого столетия, проводя строительные работы, рабочие обнаружили под полуметровым слоем насыпного грунта кирпичную кладку, образующую по контуру квадрат — все, что осталось от третьей синагоги, здание которой было снесено в конце 60-х годов при реконструкции зала филармонии. В архиве донецкого краеведа Валерия Степкина имеется фотография 1948–49 годов прошлого столетия, на которой запечатлен лишь фрагмент здания 3-й юзовской синагоги. Более крупных ее изображений пока не нашли.

третья синагога Слева от человека на фото виднеется здание бывшей синагоги. Фото конца 40-х годов ХХ века.Слева от человека на фото виднеется здание бывшей синагоги. Фото конца 40-х годов ХХ века.

История закрытия юзовских синагог

Из истории мы все знаем как советская власть относилась к религии.  Репрессивные меры применялись ко всем религиозным конфессиям. Не минула сия участь и еврейскую общину города Юзовки, а затем и Сталино. В начале 20-х годов из синагог были в добровольно-принудительном порядке, как бы соблюдая законность (были составлены акты изъятия и оставлены расписки), реквизированы культовые вещи из драгоценных металлов под благовидным предлогом помощи голодающим в стране. Дальше начался процесс закрытия  религиозных зданий, как православных храмов, так и еврейских синагог.

Первыми власти взялись за здание новой 3-й синагоги по 7-й линии, 115.

В протоколе №53 заседания Президиума Юзовского окружисполкома от 11.04.1924 года (ГАДО, Ф-Р2, оп.1, д.16, л.108) третьим пунктом заслушали информацию о решении «общего собрания евреев-рабочих Юзовки от 16.03.1924 г. о передаче помещения синагоги по 7-й линии (115!) в распоряжение Окркомхоза в виду жилищной нужды»: в виду острой жилищной нужды по г. Юзовки и отсутствия помещений для сборных пунктов военкомата, а также, что в Юзовке имеется 3 синагоги, передаваемое помещение синагоги по 7-й линии передать в ведение Окркомхоза для оборудования сборного пункта Окрвоенкомата…». 

Через несколько лет дошла печальная очередь и до первой в Юзовке синагоги.

Во время заседания президиума Сталинского окружисполкома 21.06.1929 года (ГАДО, Ф-Р2, оп.1, д.189, л.12 (об.)) инспектор по религиозным пунктам Майзин доложил «о закрытии еврейской синагоги решением Рабсовета Союза Безбожников, что собрали 2980 подписей евреев-трудящихся». Было константировано, что «подавляющее большинство евреев-трудящихся города Сталино выразило желание закрыть синагогу и устроить на ее месте Национальный Дом культуры.

Общее количество верующих евреев составляет всего 1043 человека и обслуживать религиозные потребности этой незначительной группы может вторая синагога, которая тоже есть в городе Сталино. А потому, на основании статьи 371 Административного кодекса, указанную синагогу закрыть. Помещение ее зарезервировать за Политобразованием для обустройства в ней Национального Еврейского дома культуры…». Принять такое решение власти помогло письмо зав. админотделом окружисполкома Вольфсона и того же Майзина, в котором они сообщали, что «общее количество евреев в Сталино — 11.772 человек, взрослых — 4436… Желания верующего населения может удовлетворить 2-я синагога, что находится по 4-й линии». Из сохранившихся подшивок самой главной окружной газеты «Диктатура труда» за те годы, можно узнать, что действительно в Сталино одно время существовал еврейский клуб. Затем, якобы в здании по 7-й линии,10 была художественная студия или еще другие детские кружки. По оставшейся информации от того же Михаила Альтера, дом бывшей первой синагоги Юзовки (неподалеку от разворотного кольца трамваев 1 -го и 6-го маршрутов по четной стороне улицы) был разрушен во время Великой Отечественной войны, и в построенном на ее месте здании разместилась химчистка.

Документ о закрытии оставшейся единственной в городе Сталино еврейской синагоги датируется 23 апреля 1930 года (ГАДО, Ф-Р279, оп.1, д.203, л.170). Тогда Сталинский горсовет принял такое решение якобы «по просьбе трудящихся евреев». Интересно, что одновременно с закрытием синагоги власть тогда же решила поступить аналогичным образом и со Спасо-Преображенским православным собором и православной церковью на Рыковском руднике. Однако тогда полностью закрыть эти религиозные учреждения чиновникам не удалось. Но они были настойчивы в своем стремлении. 10 ноября 1931 года Президиум Сталинского горсовета второй раз просил ВУЦИК «рассмотреть и удовлетворить ходатайство рабочих-ударников с заводов и работников, работающих на других предприятиях, о закрытии церкви и синагоги» (ГАДО, Ф-Р279, оп.1, д.347, л.114). Видимо уже в начале 1932 года последняя действующая синагога в городе все-таки была закрыта. Но в фондах Государственного архива Донецкой области сохранился и документ как проходил процесс возвращения иудейской общине Донецка столь значимого для них здания.

место где была третья синагога Место, где была третья синагога, Донецк.Место, где была третья синагога, Донецк.

 

Как возвращали донецким иудеям синагогу

12 февраля 1990 года в исполком Донецкого горсовета обратилась группа верующих-иудеев с таким заявлением: «для совместного удовлетворения религиозных потребностей, мы, граждане, в числе 500 человек, принадлежащих к религии иудеев, желаем образовать религиозное общество. Район деятельности религиозного общества будет распространяться на город Донецк.

Просим зарегистрировать наше религиозное общество Иудеев в Донецке по адресу: Донецк, ул. Октябрьская, 36 и передать здание бывшей синагоги, находящейся по адресу: Донецк, ул. Октябрьская, 36».

И 21 февраля 1990 года на заседании исполкома Донецкого горсовета было принято решение №39 (ГАДО, Ф-Р279, оп.4, д.2356, л.48) о «регистрации религиозной общины иудеев и возврата ей помещения бывшей синагоги». В этом документе, в частности говорится:  

Рассмотрев заявление группы верующих евреев в количестве 29 человек о регистрации религиозной общины ииудеев и возврате ей помещения бывшей синагоги по адресу: Донецк, ул. Октябрьская, 36, а также список учредителей религиозного общества иудеев и руководствуясь Положением о религиозных объединениях в Украинской ССР, исполком Донецкого горсовета РЕШИЛ:

1.   Считать возможным зарегистрировать религиозную общину иудеев и возвратить ей помещение бывшей синагоги по адресу: Донецк, ул. Октябрьская, 36.

2.   Обязать Управление жилищного хозяйства исполкома горсовета изыскать нежилое помещение для перемещения склада декораций областного театра кукол.

3.   Областному управлению культуры (Вовенко В.Ф.) решить вопрос об освобождении складского помещения областного театра кукол по ул. Октябрьской, 36, находящегося на балансе ЖЭУ №4 Ворошиловского райжилобъединения… (В августе даже был назван более конкретный срок возврата здания — до 15 сентября того же года. В последующих документах горсовета есть упоминание, что под склад декораций областного театра кукол должны были передать помещение бывшей котельной по бульвару Пушкина возле дома №18 — Прим. автора).

Однако при этом городская власть ставила в известность «религиозную общину иудеев о том, что помещение по ул. Октябрьской,36 в связи с началом строительства в ХIV пятилетке скоростной магистрали «Запад — Восток» попадает под снос, поэтому эксплуатация этого здания возможна ограниченный период без вложения затрат на капитальную реконструкцию». Оказывается планировалось, что через самый центр Донецка, его старую часть, должна была пройти скоростная магистраль. Это подтверждала и справка из Главного управления архитектуры и градостроительства от 06.06.89 №01/14–583 в Донецкий обком партии в его идеологический отдел: «…Территория квартала по ул. Красноармейской, ул. Кобозева, пр. Лагутенко (южная сторона) в Ворошиловском районе Донецка попадает под полосу перспективной скоростной магистрали «Запад-Восток», предусмотренной генеральным планом города для связи западной и восточной частей города и пропущение больших потоков транзитного автотранспорта. Размер магистрали в красных линиях составит 110 м. Строительство автодороги предусмотрено в  ХIV пятилетке. Начальник управления Емельянов А.Е» (ГАДО, Ф-Р279, оп.4, д.2357, л.53). Интересно, что прохождение трассы этой магистрали предусматривалась и по Буденновскому району, в частности, возле улицы Абрикосовой (сейчас там неподалеку расположена усадьба жены и сыновей Виктора Януковича). Однако этим планам по сносу здания не суждено было сбыться.

Сейчас синагога по ул. Октябрьской,36  — одна из самых красивых во всей Украины. Здесь и в Общинном центре, расположенном совсем неподалеку, происходят все главные события в жизни еврейской общины Донецка.

  • фотографии из архива В. Степкина


2 Комментарии

  • Олег Измайлов

    http://commons.wikimedia.org/w

    Изменить
  • Анатолий Жаров

    Еще в дополнение к истории 3-й синагоги по 7-й линии, 115
    В областном архиве еще такой документ, в котором сообщается следующее:
    Письмо в горсовет от комадования конвойной командования (ноябрь 1926 года)
    В письме сообщалось, что Сталинский конвойный отряд в количестве 40 человек располагается в здании бывшей синагоги по 7-й линии, 115. Но ввиду того, что дом маленький и не рассчитан по кубатуре для такого количества людей, то солдаты будут мерзнуть зимой. Поэтому командование просило перевести конвойный отряд поближе к ДОПРу в здание подходящее для такого количества людей.
    ГАДО, Ф-Р279, оп.1, д.39, л.389

    Изменить

Войдите, чтобы оставить комментарий