Помните, как чеховский герой рассказывал о Греции, на любой вопрос неизменно отвечая: «В Греции все есть». Применительно к Юзовке можно было бы сказать также: в Юзовке все было. Здесь были даже свои деньги. И хотя за время Гражданской войны, военного коммунизма и НЭПа в Украине было выпущено более 5 000 денежных знаков-суррогатов, о существовании которых центральные власти даже не догадывались, а если и догадывались, все равно ничего не могли сделать — юзовские занимают свое почетное место.

Первыми попробовали выпускать свои деньги шахтовладельцы. Этому способствовала и обстановка царившая на горных предприятиях. Жуткая текучесть кадров, всеобщее пьянство, барачные антисанитарные условия жизни, задолженность по зарплате — вот то малое, что приводило к расцвету несанкционированных товарно-денежных отношений. Рудники и шахты были удалены друг от друга. Нормальных дорог не было. Большая часть населения жила в поселках здесь же. Для обслуживания населения мелкие лавочники открывали магазинчики. Будучи в сговоре с шахтовладельцами, эти горе-купцы частенько продавали в счет невыплачиваемого заработка залежалые и испорченный товар. Продажа осуществлялась за свои же выпущенные деньги (общегосударственных шахтовладельцы рабочим не платили). Этими действиями сразу «убивалось два зайца»: можно было отпускать негодный товар по завышенной цене и имея на руках деньги выпущенные в данном магазине — рабочий не мог их отоварить в соседнем. Лавочник насильно «привязывал» покупателя к себе, а деньги имели ограниченное хождение.

«Лидиевскийрудник"Лидиевскийрудник

11 июня 1914 года большевистская фракция Государственной Думы сделала запрос Министрам торговли и промышленности и юстиции по поводу производства на предприятиях Донецкого бассейна расчетов с рабочими вместо денег купонами.

В частности, в запросе отмечалось, что «Статьи 99 и 155 Устава о промышленности категорически говорят, что расплачиваться с рабочими вместо денег купонами, условными знаками, хлебом, товаром и иными предметами воспрещается.

Лица, виновные в несоблюдении этого закона, согласно ст. 1359 Уложения о наказаниях, подвергаются денежному взысканию от 100 до 300 руб. и, сверх того, обязаны вознаградить за понесенный вследствие сего работниками убыток.

Несмотря на существование этих статьей закона, расплата ордерами и другими условными знаками производится и теперь еще в очень широких размерах и вполне открыто. В нашем распоряжении имеется целый ряд ордеров горнопромышленных предприятий Донецкого бассейна на получение товаров в счет заработка из частных магазинов. Производится эта незаконная операция следующим образом: администрация рудника-шахты входит в соглашение с кем-либо из местных торговцев, и последний отпускает товары по ордерам предприятия. Затем, по накоплению этих ордеров и по соглашению с предприятием, эти ордера предъявляются к уплате. Обычно ордера принимаются со скидкой от 5 до 10%. Это, конечно, заставляет торговцев накладывать лишний процент. Если нужно ордер сейчас же обменять на наличные, то часто те же торговцы выдают по 60–70 коп. за рубль. Прежде эти ордера писались как бы в кассу предприятия. Вот такой ордер:

1 № 001820 Рутченковское горно-промышленное общество
Ордер в кассу Рутченковского общества
Выдать рабочему (фамилия) (расч. кн. № 135) в счет его заработка 50 коп.
Подпись заведующего и табельщика

На оборотной стороне этого ордера написано, что деньги по нему можно получить в кассе общества и только тому лицу, на которое он выписан, и что ордер действителен в течение месяца, в котором он выдан. На самом деле ни в какой кассе по этому ордеру денег получить нельзя, а можно получить товар из магазинов, с которыми предприятие вошло в соглашение.

Но в последнее время администрация некоторых рудников стала менее стесняться и прямо пишет ордера на магазины

Особенное внимание предприниматели обратили на использование для своих целей потребительных обществ.

Через своих высших служащих и мастеров они учреждали потребительные общества, ссужая их при этом средствами. Вершителями дел этих, по названию, потребительных обществ, является высшая администрация рудников. Такие общества, конечно, весьма удобны для целей г.г. промышленников, теперь многие пишут ордера прямо на магазины этих обществ».

В коллекции автора есть денежный знак, названный Ордером, номиналом 3 рубля, датированный 15 февраля 1913 года, выпущенный шахтой «Ольга», входившей в Рутченковские каменноугольные копи, для отоваривания в магазине Лившица и Красика.

Это, пожалуй, самый старый из дошедших до нас юзовских денежных знаков. Свои деньги имелись и на Лидиевском руднике в 1917 году. Тогда рудник принадлежал Южнорусскому Днепровскому металлургическому обществу (ЮРДМО).

«ШахтаШахта Ольга

Лидиевский рудник располагался в двух верстах от станции Рутченково, на земле наследников Д.Горбачевой (500 десятин). Первоначально земля была арендована в 1899 г. инженером Шеном, построившим первые шахты. В 1900 г. шахты перешли к ЮРДМО. Рабочих шахт было три: №3, №4 и №7. На руднике было занято в 1910 г. 1 500 рабочих и 30 служащих при 2 инженерах и 3 штейгерах. Поселок при руднике состоял из 21 дома для администрации, 4 домов для служащих на 60 квартир, 76 казарм для рабочих на 1400 человек и 35 семейных дома на 140 квартир.

Устав Южнорусского Днепровского металлургического общества был утвержден 18 декабря 1887года с капиталом 5 миллионов рублей. Общество было учреждено для постройки сталелитейного завода в Варшаве, в 1886 г. преобразовано в Акционерную компанию для строительства металлургического завода в селе Каменское на правом берегу Днепра у Екатеринослава — родине Л.И.Брежнева Днепродзержинске.
Представленные в статье фотографии частных денежных знаков уникальны — известны в единственном экземпляре.

  • Автор: Степкин В.П.


Войдите, чтобы оставить комментарий