С введением мобилизации на фронты Первой мировой войны стало очевидным, что рабочих рук на промышленных предприятиях катастрофически не хватает. Стала появляться формулировка «незаменимый работник». Только 6 декабря 1915 года Совет министров утвердил порядок предоставления военнообязанным отсрочки по призыву в армию.

Исключения делались для предприятий работающих на оборону. В Донбассе работающими на оборону Российской империи признавались предприятия по добыче угля и антрацита, производству кокса, добыче железной руды и серного колчедана, металлургические заводы, заводы по производству кислот, удушливых газов и взрывчатых веществ, паровозо — и судостроительные предприятия.


Но прошло еще полгода войны и стало очевидно, что без помощи военнопленных не обойтись. Проблемой доставки военнопленных на заводы занималось Главное управление Генерального штаба. Координирующим органом выступал Совет съезда горнопромышленников юга России. Вопрос о военнопленных постоянно обсуждался в печати. А профессор Мельгунов летом 1916 года отмечал, что «к пленным, особенно венграм и немцам, относятся слишком снисходительно, в связи с чем идет молва об особом покровительстве немцам и о нашей зависимости от «внутренних немцев» (имеется в виду большое число этнических немцев, переселившихся еще при императрице Екатерине II в европейскую часть России). И специальная инструкция предписывала военнопленных, используемых на промышленных предприятиях, кормить мясом. На эту инструкцию больше всего и сетовали ученые-теоретики, поскольку «даже крестьяне не каждый день употребляют в своем рационе мясо».

Статистика начала 1916 года свидетельствовала, что производительность труда военнопленных была в 2 раза ниже труда вольнонаемных рабочих. И насколько либеральными были законы Российской империи, если публично одной из важнейших причин низкой производительности труда пленных называли их незаинтересованность в результатах работы, при обязательном отчислении 25% заработка в особый фонд военнопленных (по закону от 17 марта 1915 года). К этим отчислениям следует прибавить на расходы по их содержанию, снабжению одеждой, обувью, бельем. Средние по Донбассу расходы на содержание пленных равнялись 1,08 рубля на человека. К лету 1916 года на предприятиях Донбасса и Приднепровья работало 40 тысяч военнопленных, а к началу 1917 года на всех предприятиях Новороссийского Общества в Юзовке (металлургическом заводе, шахтах, кирпичном, известковом заводе и карьере) — 7 тысяч военнопленных.

В 1916 году поменялся хозяин Новороссийского Общества. Англичане ушли, а их место заняла промышленная группа А.И.Путилова. Из Петрограда в Юзовку для обследования прибыла специальная комиссия, разбиравшая целый шлейф производственных проблем. Одним из вопросов были пленные. Военнопленные, которые трудились на заводе, жили в специально построенных изолированных бараках, с военизированной охраной. На март 1916 года их насчитывалось 2677 человек. Зарабатывали 1,25 рублей в день. В счет этой суммы им отпускали продовольствие и одежду. 25% перечислялось в специальный фонд и около 25 копеек выдавали на руки.

Так как новые хозяева надумали строить возле Юзовки завод по производству боеприпасов — нужно было позаботиться о строителях. Вот один из выводов: «Ближайшая забота в связи со строительными работами — это получение рабочих рук. Для этого необходимо ускорить доставку военнопленных в количестве 3000 человек, выписанных Новороссийским Обществом; 2000 из них будут предоставлены именно в наше распоряжение. Для этого вопроса надлежит экстренно обратиться в Совет съезда горнозаводчиков, Бюро уполномоченного помещается в Петрограде, Литейный пр. 47. Свое содействие обещал и г.А.Берч. Предпочитаются немцы по выбору. [так в оригинале] Строительные работы следует торопить ибо с половины августа не юге начинается дождливая погода и грунт становится весьма вязким, что препятствует подвозу материалов».

В 1917 году, после отречения царя и переходу власти к Временному правительству, экономическое положение в стране ухудшилось. Юзовский Окружной горный инженер докладывал летом в Горный департамент: «Нежелательным и даже опасным явлением следует считать вербовку с рудников и металлургических заводов военнопленных на полевые работы. Высылка на фронт квалифицированных рабочих с рудников и заводов во время мобилизации армии с началом военных действий была крупной ошибкой, сильно пошатнувшей производительность и повысившей требования оставшимися рабочими заработной платы, путем забастовок, принявших повышенный характер. В настоящее время отвлечение рабочих[т.е.военнопленных], привыкших уже к работе и режиму, на полевые работы может отразиться вредно для предприятий. Не лучше ли было бы составлять кадры для полевых работ из солдат, уклоняющихся от военных действий?» Кроме организационного вопроса был еще и экономический вопрос: при посылке военнопленных на сельхозработы никаких вычет в особый фонд (25%) предусмотрено не было.

Комментарии к иллюстрациям. Все военнопленные имели право переписываться с родными. Для этого им выдавались специальные карточки (в большинстве случаев бесплатно). И переписка должна была идти бесплатно. Нарушение этого правила мы видим в 1918г (открытка посланная из Юзовки в Германию русскому пленному). Из представленных карточек две имеет отношение непосредственно к австро-немецким пленным. Это карточка посланная из Макеевки в Австро-Венгрию и обычная почтовая открытка с видом Юзовки (вероятно купленная самим пленным) и посланная из Юзовки. Они пестрят штампами просмотра военной цензурой. Также представлена карточка, посланная из действующей армии техническому работнику Овчарову на шахту в контору военнопленных. Еще одна карточка — письмо русского военнопленного из лагеря в Германии домой (штамп Бахмута (сегодня Артемовск). Штамп Д.Ц. — досмотрено цензурой.

  • Автор: Степкин В.П.


1 Comment

Войдите, чтобы оставить комментарий