Юзовка, 1886 г. Дома мастеров прорабов
gtj.org.uk
«Юзовка и революция. Жизнь и труд в российском Донбассе, 1869 – 1924» и «Юзовка и революция. Политика и революция в российском Донбассе» так называются две книги, изданные в США на английском языке, вышедшие из-под пера Фридгута. На русский язык эти книги официально не переводились.
«Донбасс не был густо населен» — сообщает Фридгут. «Шахтные и фабричные поселки развивались в основном в местах, в которых не было до этого никаких социальных структур и институтов… Британские хозяева Юзовки управляли русскими рабочими, которых обслуживали еврейские ремесленники и торговцы. Все эти группы населения были окружены украинскими крестьянами, которые не были расположены участвовать в индустриализации региона».
Юзовка, 1886 г. Общий вид
Что касается иностранцев в целом (не только англичан), то их доля в населении края (от себя добавим, что и роль в его освоении) часто преувеличивается, на что обращает внимание и сам Фридгут. Он приводит весьма показательный пример. Осенью 1860 года группа из пяти сотен вестфальских горняков с семьями высадилась в степи под Новочеркасском. Одетые в праздничные костюмы, с развевающимися знаменами, в сопровождении собственного оркестра, они начали марш в сторону Грушевска, где они намеревались начать работу на «образцовых» антрацитовых шахтах.
Когда немцы увидели землянки, в которых им предстояло жить, и полуоткрытые шахты с оборудованием, которое приводили в движение лошади, они отказались работать, объявили нечто вроде «классической европейской забастовки», призвали на помощь консула, после чего большинство «колонизаторов» убыло на родину.
Вместе с Юзом из Англии прибыли около 70 опытных рабочих. Промышленник платил им по 80 рублей в месяц, невиданные, по тем временам, деньги. Но после первой же суровой зимы, в распоряжении Юза из этих 70 человек осталось лишь трое.
Рабочий люд в Юзовке. 1890 г.
В 1884 году в Юзовке жило 300 человек иностранцев. Всего население Юзовки в тот год первой переписи составляло 5494 человека. Даже, если брать сферу управления, то и в ней иностранцы (при всем том, что их здесь было гораздо больше, чем в других районах России, не считая столиц) не играли первой скрипки. В том же году в составе администрации шахт Славяносербского уезда иностранцы составляли лишь 5,6%. На шахтах Бахмутского уезда было 27 иностранных семей с общим числом 76 человек.
«Русская деревня в конечном итоге оказалась тем основным источником, который предоставил человеческие ресурсы для концентрации пролетариата, по размерам уступающей лишь центральным российским промышленным регионам вокруг Москвы и Санкт-Петербурга, — пишет Фридгут.
Из 451 человека, занятого у Юза в июне 1871 года, «подавляющее большинство было русскими, происходившими из Смоленской, Тульской и Курской губерний», — пишет Фридгут со ссылкой на отчет комиссии Зеленцева, Летуновского и Ройлякова. — Местное население не расположено участвовать в фабричном труде».
Панорама Юзовки, 1912 г.
gtj.org.uk
Сам Юз, похоже, совершенно не ожидал такой реакции местного населения. Людей в этом крае и так было мало. Но и они работать на заводе и шахтах не желали. Особенно трудно приходилось, если лето выдавалось урожайным. Все это Юз объяснял 15 октября 1874 года в письме к тогдашнему министру госимуществ России Петру Валуеву, тому самому, что «отличился»» своим знаменитым указом. «Минувшим летом. — писал Валуеву Юз, — наши рабочие места почти полностью опустели».
Понятно, почему десять лет спустя, в 1884 году, из 5,5 тысяч человек, живших в Юзовке, лишь одна четверть родилась в Екатеринославской губернии. Почти 16% населения было родом из Бахмутского уезда, то есть того самого уезда, куда административно входила Юзовка. Две трети остальных жителей прибыли из центра и северо-запада России.
Рабочий в Юзовке. 1886 г.
gtj.org.uk
Проработав большое количество источников, Фридгут свел воедино данные об этническом составе Юзовке на протяжении четырех первых десятилетий ее истории — с 1884 по 1923 год. Надо сказать, работа эта была нелегкая. Отнюдь не все материалы того бурного времени сохранились. Отнюдь не все, что нас интересует сейчас, записывалось в то время. В частности, до 1917 года во время переписей особая национальная идентичность украинцев не фиксировалась. Они все записывались как русские, православные.
Паустовсикй Константин Георгиевич
Книга о жизни. Беспокойная юность
Трудно было сразу понять, кто населял Юзовку. Невозмутимый швейцар из гостиницы объяснил мне, что это «подлипалы» — скупщики поношенных вещей, мелкие ростовщики, базарные торговки, кулачье, шинкари и шинкарки, кормившиеся около окрестных рабочих и шахтерских поселков.
Хироаки Киромия (Hiroaki Kuromiya), профессор Кэмбриджского университета, в своей книге «Свобода и террор в Донбассе» (Freedom and Terror in the Donbas) приводит данные об этническом составе Донбасса, которые весьма отличается от данных Фридгута. Данные приведены на рисунке. Отметим, что по данным Хироаки Киромия более половины населения Донбасса составляли украинцы, русские же составляли чуть более четверти.
Этнический состав населения Донбасса, 1897 г.
Hiroaki Kuromiya, Freedom and Terror in the Donbas
Cambridge: Cambridge University Press, 1998, стр. 41.
Весьма любопытны данные о том, кто жил в Юзовке в 1917 году. Тогда был записан каждый человек. Эти данные приведены во второй диаграмме. В числе других были зафиксированы: равное количество татар и греков (по 334 человека), 297 литовцев, 130 казаков, 101 англичанин, 96 цыган, 86 латышей, 70 немцев, 50 австрийцев, 41 перс, 39 чехов, 31 грузин, 23 болгарина, 19 испанцев, по 13 человек итальянцев и французов, 12 китайцев, по 6 человек швейцарцев и курдов, 5 турок, 4 словенца, 3 серба почему-то только 2 молдаванина, 2 чуваша, 2 караима и по одному чеченцу и словаку.
- Автор: Дмитрий КОРНИЛОВ