Если внимательно перечитать историю нашего края, то мы увидим, что, наверное, не менее трети городов, поселков и станций Донетчины возникли «в связи со строительством Курско-Харьковско-Азовской железной дороги». Развитие нашей промышленности напрямую cвязано с ней, как и с деятельностью крупнейшего тогда в России Азово-Донского Коммерческого банка. Его владельцами были братья Поляковы. Им же не только Донбасс, но и вся Россия была обязана каждой седьмой верстой своих железных дорог. 

Однако мы почти ничего не знаем о Поляковых. Упоминается кое-где, что — да, строили, но не всегда качественно, да, вкладывали капиталы, но наверняка при этом «химичили»… Что ж, они были финансистами, банкирами и пристраивали свои капиталы туда и так, как это было выгодно и капиталу, и им самим. Созидая, что-то и разрушали. Но это и есть тот капитализм, который мы сначала потопили в реках крови и к которому теперь пытаемся вернуться. 

Поляковы — факт нашей истории, интересные личности. Мы слишком многих повыбрасывали с ее корабля за борт. Пора возвращать. История края от этого только выиграет.

Яркая, насыщенная необыкновенными событиями история жизни братьев Поляковых полна парадоксов. Появившиеся на свет в провинциальной еврейской семье братья Яков, Самуил и Лазарь достигли поразительных успехов благодаря неукротимой энергии и выдающимся способностям.

Их отец был мелким торговцем. Семья жила в местечке Могилевской губернии, ныне входящей в состав Белоруссии. Воспитание и образование сыновья получили традиционное, как это было принято в провинциальных семьях небогатых евреев. Сочетание предприимчивости и изобретательности с некоторой долей авантюризма позволило им стать крупнейшими предпринимателями и коммерсантами. Они прославились многоплановой и очень успешной деятельностью на благо отечества, создали банковскую империю Поляковых, ворочали миллионными капиталами. 

Первым совместным масштабным предприятием Поляковых стало строительство железных дорог. Накопив некоторый начальный капитал, они объединенными усилиями учредили ряд железнодорожных обществ. В конце 60-х годов XIX в. развернули строительство железнодорожных путей в южных губерниях России. Были проложены тысячи километров железных дорог, которые функционируют и поныне. 

Несколько позднее они занялись коммерческой деятельностью, учредили ряд крупнейших банков. Разбогатев, жертвовали колоссальные суммы на создание и содержание русских просветительных, культурных и медицинских заведений. За большие заслуги в крупномасштабной коммерческой деятельности, строительстве и промышленности все братья получили высокие чины и были пожалованы дворянским званием. Незадолго до революции, вследствие кризисного положения России, банковская империя Поляковых разорилась, и братья обанкротились.

ЯКОВ

Старший из братьев, Яков Соломонович (1837-1909), контролировал финансовые и торговые дела Поляковых на Юге России и в Персии, почти постоянно проживая в Таганроге. 

В 1870 г. основал и возглавил Таганрогский торговый дом, в 1872-м — Азово-Донской Коммерческий банк. С середины 1870-х годов — председатель правления Ссудного банка Персии и Персидский генеральный консул в Таганроге, с 1885 г. — председатель Таганрогского комитета торговли и мануфактур. За заслуги в развитии торговли и промышленности Юга России был награжден званиями коммерции советника и потомственного почетного гражданина Таганрога, чином действительного статского советника. 

Яков Поляков прославился больше, чем иной граф: высокий, с женственными манерами, узколицый старик угодил в только что появившийся тогда роман графа Льва Толстого «Анна Каренина» — на те его страницы, где речь идет о Стиве Облонском, приехавшем просить хорошо оплачиваемую должность к богачу и воротиле Болгаринову. Со свойственной Толстому манерой не очень далеко искать замену подлинной фамилии, прославленный автор романа переменил фамилию Полякова на Болгаринова, оставив на месте все остальное: и неслыханное богатство, и влияние крупнейшего железнодорожно-банковского деятеля, и еврейскую национальность. Болгаринов-Поляков заставил долго ждать князя-Рюриковича у себя в приемной и наконец «с чрезвычайной учтивостью принял его, очевидно, торжествуя его унижением, и почти отказал ему». 

Надо сказать, что честь появиться на страницах романа Толстого оспаривали у Якова Полякова его братья Самуил и Лазарь, благо у Толстого имя богача не названо. Однако, видимо, тайный советник Яков Соломонович Поляков, единственный из трех братьев — сановник, и был тем требовавшимся князю Облонскому влиятельным и важным лицом, к которому он обратился за должностью. К тому же именно Яков Поляков отличался особой ловкостью и наигранной светскостью, которая в прошлом помогла ему проникнуть к морганатической супруге царя Александра II княгине Юрьевской и с ее помощью, за взятку, заполучить важную концессию на строительство Ростов-Владикавказской железной дороги. 

После разразившегося в России кризиса Яков уехал за границу и жил то во Франции, то в Швейцарии. В 1908 г. он как-то заехал в Таганрог в надежде еще поправить дела. Под Таганрогом он владел имением Поляковкой, которую ему пришлось заложить. Вернуть ее не удалось — лакей подделал подпись и т.д… Меж тем, Поляковка занимала около 2 тыс. десятин земли, часть ее была на берегу Азовского моря. На прибрежной полосе высадили сосновый бор. На конном заводе в усадьбе выращивали особую породу лошадей — помесь бельгийского першерона с русской орловской — рысистых и выносливых. 

Самую большую достопримечательность Поляковки составляла электрическая станция, по времени сооружения — вторая после петербургской. Она работала на постоянном токе и освещала все жилые и хозпостройки имения. В центре Поляковки стоял двухэтажный дом-дворец, в котором были настоящие, на английский образец, туалетные и ванные комнаты.

САМУИЛ

Известный железнодорожный деятель (1837-1888); составил себе большое состояние в период раздачи железнодорожных концессий (60-е и 70-е годы). 

Поляков построил дороги: Курско-Харьковскую, Харьково-Азовскую, Козлово-Воронежско-Ростовскую, Орлово-Грязскую, Фастовскую и Бендеро-Галацкую в России общей протяженностью не менее 2600 км, а также две железных дороги в Румынии. 

Он осел в Петербурге, купив со временем великолепный особняк на Английской набережной. За несколько лет, занимаясь железнодорожными концессиями, составил одно из самых солидных состояний своего времени. Пресса окрестила его «железнодорожным королем», «российским Вандербильдом». На его похоронах в 1888 г. присуствовало не многим меньше народа, чем на погребении погибшего от бомб «землевольцев» императора Александра Освободителя.

К этому времени состояние Самуила Полякова оценивалось в более чем 30 миллионов рублей: в наличных, недвижимости, но главным образом, — в акциях и других ценных бумагах. Он являлся фактическим владельцем Общества Южно-Русской каменноугольной промышленности, учредителем или акционером 9 железнодородных обществ, имел крупные паи в Петербурго-Московском коммерческом и Московском земельном банках. 

Выбиться в люди Самуилу помогло расположение к нему бывшего министра почт и телеграфа графа И.М.Толстого (родного внука полководца М.И.Кутузова). Он нанял Полякова управляющим своим винокуренным заводом. С помощью графа Поляков получает генеральный подряд на сооружение Козлово-Воронежской железной дороги, фактически в одиночку организует общество по ее эксплуатации и большую часть акций оставляет за собой, не забыв передать пакет акций на полмиллиона рублей «за содействие» графу Толстому.

В одиночку или в консорциумах с другими претендентами он принимает участие буквально во всех тендерных торгах на железнодорожные концессии. Его имя гремит не только в России, но и в Европе. Во время русско-турецкой войны (1877-1878) он пробивает очень выгодный заказ Военного ведомства на строительство дорог к границе. «Небывалая быстрота и прочность» этих линий были оценены наградой на Всемирной выставке в Париже в 1878 г.

Однако деятельность Полякова получала не только хвалебные оценки. В 70-х на страницах «Нового времени» появляется статья видного экономиста и писателя К.А.Скальковского, в которой разоблачаются некоторые стороны предпринимательской деятельности Полякова: «Отрицать энергии, ума и ловкости у Полякова нельзя… Но выстроенные им дороги также в своем роде замечательны. Для получения концессии Азовской дороги он обещал земству 300 тыс. рублей и построить рельсовый завод, но ни завода не построил, ни земству денег не дал… Для постройки дороги Поляков валил, понятно, мерзлую землю, клал дурные, маломерные, шпалы, подвижной состав заказывал пресловутому Струсбергу» (прусский делец, с махинациями которого связывается разорение в середине 70-х ряда российских банков). В какой-то мере эти факты потвердились позже: репутация Самуила Полякова как железнодорожного строителя оказалась значительно подмоченной во время катастрофы царского поезда в 1888 г. в Борках под Харьковом. 

У Самуила Полякова имелась своя «пресса». По свидетельствам современиков, он ежемесячно платил известному публицисту и редактору «Московских новостей» М.Н.Каткову и инспирировал выгодные для своих предприятий и проектов статьи. Поднять реноме в глазах общественности должно было обращение Полякова к благотворительности. В общей сложности на эти цели у него ушло 2-3 млн, что по тем временам представляется суммой просто фантастической. В Ельце будущий писатель Иван Бунин учился в классической гимназии, построенной и содержавшейся некоторое время на деньги Самуила. Поляков предлагал деньги под самые различные проекты — например, под проект строительства в России подводной лодки.

ЛАЗАРЬ

(1842-1914). Коммерции советник, действительный статский советник, Турецкий и Персидский генеральный консул. 

Первой сферой банковского дела, привлекшей внимание Лазаря, явилась ипотека. В 1871 г. по его инициативе создается Московский земельный банк — одно из 10 дореволюционных частных учреждений ипотечного кредита. Переведя в 1885 г. свой Рязанский торговый банк в Москву, Поляков в 1891 г. преобразовал его в Московский Международный торговый банк, для которого в 1898 г. архитектор С.Эйбушитц выстроил новое роскошное здание, сразу ставшее архитектурной достопримечательностью и одним из признанных центров деловой жизни Москвы.

Огромные средства своих банков Л.Поляков широко использовал для учреждения промышленных и транспортных предприятий. Он был инициатором и строителем первой шоссейной дороги и спичечной фабрики в Персии, финансировал и возглавил строительство железной дороги от Тегерана до Шах-Абдул-Азима. В сферу влияния поляковского банковского концерна помимо 4 коммерческих и 2 земельных банков входили Коммерческое страховое общество, 5 транспортных и 6 акционерных обществ.

Авантюризм, страсть к риску, увлечение чисто «игровыми» элементами предпринимательства были органичной частью его беспокойной натуры. Он неустанно дробил и вновь укрупнял свои банковские учреждения, создавал и тут же ликвидировал промышленные общества и товарищества, выпускал акции несуществующих предприятий и брал под их залог кредиты, которые тут же пускал в оборот и т.д. Но исполнял он эти сомнительные с этической точки зрения операции с таким скрупулезным соблюдением всех действовавших тогда законов, столь непринужденно и артистично, что даже самым злым завистникам и недоброжелателям не давал повода обвинить себя в нечестности, подлоге, обмане кого-либо.

Сделавшись одним из богатейших людей Москвы, а может быть, и России, Лазарь Поляков словно вознамерился доказать, что ни неприязнь российских «верхов» к еврейству, ни препятствия, чинимые его соплеменниками, не могут быть помехой в достижении общественного признания. Получив титул коммерции советника и потомственного почетного дворянина, он вскоре за попечительство над рядом московских благотворительных учреждений получил орден Станислава 1-й степени. Регулярно солидные суммы денег жертвовались им на развитие С.-Петербургского университета, ряда школ и приютов. Долгие годы он состоял турецким и персидским консулом в Москве и, помимо российских, был кавалером высших турецких орденов Меджидие и Османие первых степеней. Единственное, чего ему достичь не удалось, это присоединить к своим многочисленным званиям титул барона. 

Расцвет «империи» Полякова совпал по времени с периодом бурного экономического развития страны. Многочисленные учредительские акции Полякова совпадали со стратегическими направлениями экономической политики государства. Но все в нашем грешном мире имеет свое начало и свой конец… Первые годы ХХ столетия ознаменовались тяжелейшим кризисом, под ударами которого оказалась и «империя» Полякова. Однако все предприятия и учреждения московского банкира оказались настолько тесно интегрированными в систему финансово-торговых операций Госбанка, что правительство не решилось предоставить Полякова его собственной судьбе. В конце 1901 года было образовано «Особое совещание по делам банкирского дома Полякова». На все счета банкира и его многочисленные особняки и имения был наложен арест, а в правление банков были введены чиновники Минфина. Сам Поляков был отстранен от руководства своими многочисленными делами. Около 7 лет правительство поддерживало поляковскую империю на плаву внеуставными кредитами Госбанка и прямым вмешательством в управление, однако полностью оздоровить ситуацию так и не удалось… 

Былая слава Полякова и его деловой авторитет оказались столь значительными, что вплоть до своей кончины он мог делать вид, что ничего страшного не произошло. В январе 1914 года фактически разоренный, но не смирившийся и непобежденный, Лазарь Соломонович обрел вечный покой. Он до последнего часа оставался верен своему призванию. Смерть настигла его в Париже, куда 72-летний банкир прибыл в поисках новых средств и деловых контактов. Тело покойного было перевезено в Москву и погребено с пышностью, вполне соответствующей столь необычной судьбе, на Востряковском кладбище. О грандиозной карьере сына еврея-кустаря из-под Орши напоминает изящный архитектурный памятник, своим необычным фасадом разделяющий под прямым углом Кузнецкий мост и Рождественку. 

Учреждения, которыми управлял Лазарь Поляков: Московский Земельный банк, Банкирский Дом Полякова, Московское лесопромышленное товарищество, Комитет для Устроения Музея Прикладных Знаний, Мариинский Благотворительный приют Общества снабжения неимущих квартирами, Канцелярия Московского Еврейского Хозяйственного Правления, Правление Московского товарищества резиновой мануфактуры. Домовладения: 85, 144, 151, 299, 371, 461, 604, 612, 688; домовладения по Тверскому бульвару: 87, 89, 91, 93 (между Малой Бронной улицей и Богословским переулком). Стоимость недвижимости: на Тверской улице: 150-250 рублей за квадратную сажень; в Центральном округе Москвы: 150 рублей за кв. сажень в год.

АННА ПАВЛОВА И ЛАЗАРЬ СОЛОМОНОВИЧ

Великая русская балерина Анна Павлова была внебрачной дочерью Лазаря Полякова. 

Балерина скрывала своё еврейское происхождение. Как в противном случае могла бы она танцевать на сцене императорского театра? Только после ее смерти знаменитый американский импресарио Сол Юрок в опубликованных им мемуарах сделал эту тайну достоянием читающей публики.

В «Краткой еврейской энциклопедии» (том 6, издание Еврейского Университета в Иерусалиме, 1992) есть небезынтересные подробности о братьях Поляковых. Место рождения их — местечко Дубровна Могилевской губернии (ныне г.Дубровно Витебской области). В отношении Анны Павловой в энциклопедии сказано буквально следующее: «О.Керенский в монографии «Павлова» (англ., 1973) приводит утверждение Владимира П. (сына Лазаря П.), что русская балерина Анна Павлова (1881-1931) была побочной дочерью его отца. С.Юрок (1890-1974), американский импресарио балерины, в своих мемуарах («Импресарио», Н.-Й., 1946) писал, что Павлова разрешила ему после своей смерти огласить ее еврейское происхождение».

КСТАТИ

Россия обязана братьям Поляковым не только каждой 7-й верстой своих железных дорог, но и появлением на свет знаменитой балерины Анны Павловой (конкретно — Лазарю Полякову)

К началу 1870-х годов братья Поляковы учредили целую сеть банкирских домов: Азово-Донской Коммерческий банк, Московский Земельный банк, Донской Земельный банк, Банк Поляковых, Международный банк и еще несколько коммерческих банков, образовавших впоследствии Соединенный банк, — Сибирский, Персидский, Варшавский и т.д.

Прообразом одного из персонажей романа Льва Толстого «Анна Каренина» — Болгаринова — был Яков Поляков

«В Греческом зале, в Греческом зале…» Все помнят этот монолог, но мало кто знает, что этот Греческий зал построен на пожертвования Лазаря Полякова

 

Александр КЛИМЕНКО

 

‘ЖИЗНЬ-НЕДЕЛЯ’, 25.07.2002, № 109

 



Войдите, чтобы оставить комментарий