Курско-Харьковско-Азовская железная дорога. Облигация в 1000 марокКурско-Харьковско-Азовская железная
дорога. Облигация в 1000 марок.

После падения крепостного права в России довольно быстро стал развиваться капитализм, прежде всего в промышленности… Быстро росли большие города — центры экономической, политической и культурной жизни. Возникли новые промышленные районы: Донецкий угольный бассейн, Бакинский нефтяной район. Все эти перемены произошли за четверть века, на глазах одного поколения. С открытием в 1869 г. Курско-Харьковско-Азовской железной дороги Донбасс в короткое время становится важнейшей угольно-металлургической базой страны.

Паровоз серии ЕаПаровоз серии Еа

При выдаче Полякову концессии на постройку Курско-Харьковско-Азовской железной дороги в 1869 году на него было возложено обязательство, соорудить на юге России железоделательный завод, действующий на местных материалах, но в последствии это обязательство было с него снято. Завод не был выстроен. Не оказался жизнеспособным завод Д.А. Пастухова, основанный им у станции Сулин, Юго-восточной железной дороги, и в скором времени из чугунно-плавильного превратившийся в переделочный; только в 1887 году, когда началась уже разработка криворожских руд, этот завод возвратился снова к самостоятельной выплавке чугуна.

Ранее в 1866 году князю Кочубею царским правительством была выдана концессия на устройство на юге России завода для выделки железных рельсов, но он, то ли по своему расточительству, то ли по своему неумению, не мог осуществить этой компании. Зато, Кочубей смог выгодно продать концессию, заработав на этом 24 000 фунтов стерлингов.

Джон Джеймс Хьюз (John James Hughes)Джон Джеймс Хьюз
(John James Hughes)

Приобрел концессию на строительство завода по производству рельс для строящихся железных дорог подданный Великобритании уэльский инженер — металлург 55-летний валлиец Джон Джеймс Хьюз (John James Hughes). Предприимчивость и энергичность, умение стратегически мыслить, коммерческая подготовка, дали возможность Хьюзу с успехом совершить, то перед чем останавливались и усилия правительства, и попытки частных предпринимателей — основать одно из колоссальнейших в мире металлургических предприятий, ставшее патриархом южно-русской металлургической промышленности — Новороссийское общество каменноугольного, железного и рельсового производства [5].

Куприн в своем очерке «Юзовский завод» писал: «Большущее дело,— заговорил опять наш собеседник.— Вы знаете, сколько земли у завода? Шестнадцать тысяч десятин. Вся земля у светлейшего князя Ливена куплена. И любопытно, как это дело началось. Покойный Иваныч Юз после Севастопольской кампании служил простым котельным мастером в Кронштадте. Ну-с, пришлось ему как-то в конце шестидесятых годов в Екатеринославской губернии побывать; видит, богатеющая земля: и руда, и уголь каменный, и известняк — все, что только хочешь… Он сейчас в Лондон. Подался к одному тамошнему мильонщику, к другому, к третьему да так дело двинул, что в несколько месяцев огромный капитал собрал… И пошла работа.»



Войдите, чтобы оставить комментарий