celina_thmb

Весной 2014 года эпопее освоения целинных земель в Советском Союзе исполняется 60 лет. И хотя сегодня идут жаркие споры историков и ученых-агрономов о целесообразности реализации того масштабного проекта, но для его непосредственных участников освоение целины стало неотъемлемой частью их жизни, причем не самой худшей.

Выполнить правительственное задание — дать стране больше зерна

С продуктами питания в Советском Союзе всегда была проблема, вернее в их количестве. Продуктовое изобилие достигалось в том или ином городе, регионе только ценой больших усилий. Но кое-что все равно оставалось в дефиците. Хотя мечта обеспечить зерном и хлебом все население СССР постоянно декларировалось на самом высоком государственном уровне. Так произошло и в начале 1954 года.

С 23 февраля по 2 марта в Москве проходил Пленум Центрального комитета Коммунистической партии Советского Союза, на котором обсуждался основной вопрос «О дальнейшем увеличении производства зерна в стране и об освоении целинных и залежных земель». Выступил по этому поводу тогда Первый секретарь ЦК КПСС Никита Хрущев.

«Товарищ Хрущев, а также Маленков в докладе подвергли очень резкой критике отдельных партийных, советских, хозяйственных руководителей областей, краев, республик, а также руководителей министерств, ведомств, Госплана СССР за… серьезные ошибки, которые допускали отдельные товарищи в своей работе, заключающиеся в бесхозяйственном, негосударственном использовании средств и резервов, имеющихся в областях, республиках и стране, вследствие чего мы не получали роста производства зерна», — в свою очередь уже на Пленуме Сталинского обкома КП(б)У рассказал о событиях, произошедших в Москве, секретарь обкома Иван Павлович Казанец.

Тогда и было сказано, что для выполнения «всенародной задачи о крутом подъеме производства предметов народного потребления в стране особо важное значение имеет дальнейшее развитие зернового хозяйства». При этом руководство СССР признавало наличие несоответствия между количеством зерна, поступающего в распоряжение государства, и ростом его расходов.

Поэтому на Пленуме ЦК КПСС посчитали, что для того, чтобы обеспечить страну зерном, необходимо иметь в «руках» государства ежегодно 2,5 млрд. пудов «зерна продовольственного, фуражного, крупяных и зернобобовых культур». А для этого ставилась задача освоить 13 млн. (!) га целинных и залежных земель в районах Казахстана, Сибири, Урала, Поволожья и Северного Кавказа. Уже на 1955 год ставилась конкретная задача получить здесь 1,1-1,2 млрд. пудов зерна.

Как тогда водилось, главное партийное руководство страны обратилось с призывом к механизаторам и другим специалистам сельского хозяйства, а также и промышленности, принять активное участие в решении этой задачи. Для освоения целины требовалось 70 тыс. человек, из них 30 тыс. — трактористов. При этом здесь отмечалось, что «это только начало той грандиозной работы, которую будет проводить партия и правительство по дальнейшему освоению свободных земель, которых только в 14 областях РСФСР и 8 областях Казахской ССР насчитывается более 40 млн. га».

Понятное дело, об этом призыве сообщили все существовавшие в СССР средства массовой информации. И люди откликнулись на этот призыв. Не смог остаться в стороне, естественно, и Донбасс.

Первыми на целину поехали комсомольцы

Первыми на целину из Донбасса поехал «резерв» партии — комсомольцы, т. е. молодые люди. По данным Ивана Казанца, сообщенным им на Пленуме обкома партии 16 марта 1954 года, у нас в регионе было подано 10 тыс. заявлений от желающих поехать на целину. «Всего будет направлено около 2 тыс. человек», — отмечал секретарь Сталинского обкома КП(б)У (Государственный архив Донецкой области (ГАДО), Ф-П326, оп.10, д.21, л.21).

Из подшивки главной молодежной областной газеты «Комсомолец Донбасса» за 1954 год мы можем узнать, каким образом это происходило, сделав скидку на то, что освоение целины сопровождалось большой пропагандисткой кампанией в коммунистическом духе.

Наш известный писатель и поэт Виктор Шутов вместе с композитором, руководителем Шахтерского ансамбля танца Зиновием Дунаевским (братом известного советского композитора Исаака Дунаевского) в те дни написали даже песню «С путевкой комсомола». В ней были и такие строчки: «Идем, товарищи, в поход, чтобы покорить края степные, зовет нас партия, зовет родной народ отдать Отчизне силы молодые… Мы целину заставим пробудиться. Степь заждалась колхозной борозды. Взрастим, друзья, мы буйную пшеницу и разведем богатые сады…»

«Прошу райком комсомола послать меня на освоение целинных земель. Я готов отдать все силы, знания и опыт на выполнение почетного задания родной партии — в короткий срок освоить массивы новых земель и дать стране миллионы пудов хлеба», — такое заявление написал тракторист Старо-Бешевской МТС (машинно-тракторной станции) Константин Биатов. Тогда на родине знаменитой советской трактористки, Героя Социалистического труда Прасковьи Ангелиной, а точнее при ее непосредственном участии, была создана целая тракторная бригада из 16 человек для посылки ее на целинные земли. «Страна посылает вас на почетный трудовой бой за счастье народа. Будьте же достойными этого задания», — говорила она тогда своим молодым землякам.

«Необыкновенной будет эта весна в степях Урала, Поволожья, Сибири и Казахстана. В необжитые степи ворвется рокот машин. Врежутся плуги в залежную землю. Молодые патриоты Донбасса бесстрашно встретят трудности на своем пути. Там, где росли ковыль и бурьян, созреют колосья пшеницы», — такие слова писали тогда в областной комсомольской газете.

5 марта 1954 года из Сталино в Казахстан выехал первый отряд комсомольцев из Донбасса в количестве 300 человек. 10 марта торжественно проводили в Акмолинскую и Павлодарскую области Казахстана вторую группу комсомольцев из Сталино, Жданова, Горловки, Чистяково, Ольгинского и других районов Сталинской области. Через несколько дней из областного центра в Акмолинскую и Кокчетавскую области выехали более 400 механиков, трактористов, слесарей, строителей. В те же дни из Артемовска специальным эшелоном в Казахстан на целину отправились еще 200 наших земляков.

Переселенцам пообещали льготы

Однако лишь комсомольцами обеспечить необходимое количество работников для освоения целинных земель было нельзя — без создания элементарных бытовых условий энтузиазма надолго бы не хватило. Поэтому Совет Министров СССР 15 мая 1954 года издал специальное постановление, в котором обещал материальную помощь «гражданам, которые изъявили желание переселиться со своими семьями в колхозы районов освоения целинных земель». К примеру, им могли выдать кредит на строительство жилых домов с надворными постройками с 35-процентной скидкой от необходимой суммы, эту часть на себя брал госбюджет. А тем людям, которые ехали осваивать земли в Читинской области — и все 50%. Руководителей на местах обязали оказывать всяческое содействие переселенцам для получения ими на новых землях личных приусадебных участков земли и скота. Министерству путей сообщения было приказано исправно выделять вагоны для проезда переселенцев на новое местожительство.

Завлекали льготами областные власти людей не только на постоянное местожительство на целине, но и лишь на время уборки урожая. Так, 12 июля на бюро Сталинского обкома КП(б)У восьмым по счету повестки дня обсудили вопрос «о перевозке комбайнов с комбайнерами из Сталинской области в Дрогобычскую область и Казахскую ССР» (ГАДО, Ф-П326, оп.10, д.94, лл.79, 86). Тогда решили отгрузить 400 (!) исправных комбайнов завоза 1952-1953 годов: 50 из них должны были поехать в Дрогобычскую область, а остальные 350 штук — на целину в Казахстан. Сопровождать и затем обслуживать такое количество техники должны были 70 наших комбайнеров. Им оплачивался проезд к месту работы и обратно, а также в первые 3 дня до приезда к месту следования в размере 15 рублей в сутки. При этом для стимулирования работы комбайнерам им обещали, что выдадут часть заработка натурой, т.е зерном, вторично, даже если они уже получили его на месте основной своей работы в нашей области. А также обещали платить по 1 рублю за каждый скошенный им гектар зерновых. Закончить погрузку комбайнов на железнодорожные платформы должны были до 5 августа.

Речь тогда на бюро обкома шла о прицепном комбайне «Сталинец-6» производства завода «Ростсельмаш» (Ростов-на-Дону). Его перед отправкой на целину оборудовали приспособлением для уборки полегших хлебов. Именно эта машина сделала весомый вклад в освоение целины.

Нужны были не только трактористы и комбайнеры

Ехали на целину в Казахстан не только трактористы, шоферы и комбайнеры, но и представители других профессий. Летом 1954 года был дан клич стать новоселами целинных земель и девушкам, женщинам. «Не страшат суховеи и вьюги. В наступление юность пошла! Мастерицы, хозяйки, подруги в добрый путь, на большие дела!» — призывал «Комсомолец Донбасса».

Так, согласно распоряжению Сталинского облисполкома за 23 августа 1954 года был оплачен проезд до города Акмолинска и выдано единовременное пособие 9 учителям из нашего региона. На эти цели было израсходовано 13,1 тыс. рублей из областного бюджета. Интересно, что облоно провела эти деньги по бухгалтерии в графе «Проверка письменных работ».

«Мы недавно закончили медицинские школы, работаем на шахте №31 треста «Сталинуголь». Горячо желаем принять непосредственное участие в освоении целинных и залежных земель. Обещаем трудиться по-донбассовски…» — такими словами объясняли свое желание поехать на целину подруги Вера Ющенко, Надежда Стасенко и Лидия Винник. Хотели осваивать новые земли из областного центра и работницы завода им. 15-летия комсомола (ныне «Донецкгормаш»), завода безалкогольных напитков, швейной фабрики им. Володарского, выпускницы средней школы №25 Сталинозаводского района (ныне это Ленинский район). Летом того года в горком комсомола пришло около 300 заявлений от девушек, а в соседней Макеевке — около 500.

Бывали и трагические случаи

Надо заметить, что освоение целинных земель не была легким делом. Бывало, что из-за сильных морозов зимой, жары летом, всяких там трагических случаев люди заболевали и не обходилось, увы, и без смертей. Наверняка статистика, каким числом жизней досталось Советскому Союзу покорение целины, хранится в каких-нибудь архивах Москвы. Мы же расскажем лишь об одной трагедии, случившейся ранней весной 1954 года с одним из наших земляков.

Есть в 380 км от областного центра Акмолинской области в Северном Казахстане городе Кокшетау (во времена СССР он назывался Кокчетав) небольшое село Знаменка Есильского района. Тогда там был организован новый совхоз «Дальний», где должны были работать и наши земляки. Среди них и Герой Советского Союза Даниил Потапович Нестеренко, 1918 г.р., после демобилизации из армии работавший трактористом-комбайнером в совхозе «Никитовский» Константиновского района Сталинской области. Золотую звезду Героя вместе с орденом Ленина он получил на фронте.

В июле 1941 года ранен осколком. За участие в бою на Курской дуге летом 1943 года, где огнем из своего пулемета не дал фашистам зайти в тыл нашим солдатам и лично расстрелял 6 солдат противника, за что и был награжден медалью «За отвагу». А 15 января 1944 года Указом Президиума Верховного Совета СССР гвардии ефрейтору 37-го стрелкового полка Нестеренко Д.П. присвоено звание Героя Советского Союза. «В бою 26.09.1943 года под деревней Сидоровкой Любического района, невзирая на сильный обстрел противника, огнем ручного пулемета в упор расстреливал немецких автоматчиков, следовавших за танками. В этом бою товарищ Нестеренко уничтожил 25 солдат противника.

28.09.1943 года первым форсировал Днепр и огнем из пулемета обеспечил овладение траншеей противника, а также прикрытие переправляющихся войск через Днепр. На правом берегу Днепра станковый пулемет противника мешал нашим войскам форсировать реку. Товарищ Нестеренко отдал свой пулемет второму номеру, подкрался к станковому пулемету противника и связкой гранат вывел пулемет из строя, уничтожив его расчет», — говорится в описании его боевого подвига в наградном документе. Закончил войну он в Берлине офицером, командиром пулеметного взвода.

По комсомольской путевке, выписанной Сталинским обкомом комсомола 9 марта 1954 года, Даниил Нестеренко приезжает на целину в совхоз «Дальний», и там его назначают бригадиром тракторно-полеводческой бригады. Здесь он мечтал развести вишневые сады, перевезти свою семью в Казахстан. Но мечтам Даниила не суждено было сбыться.

Директор совхоза поручил Нестеренко переправить тракторы, горючее и другие грузы с железнодорожной станции Джаныспай на центральную усадьбу совхоза, которая тогда еще только закладывалась.

Апрель был дождливым. Метели и морозы сменялись оттепелями, распутицей. Дороги быстро портились. Директор совхоза торопил механизаторов, чтобы до начала пахоты они надежно обосновались на полевых станах, обеспечили себя всем необходимым. Между станцией Джаныспай и совхозом постоянно курсировали тракторные обозы. Путь этот пересекала скованная льдом Жаныспайка. Много раз переезжали через речку на грузовых машинах трактористы, и никому в голову не приходило, что здесь когда-нибудь может стрястись беда.

В тот трагический день, 28 апреля 1954 года, когда Даниил Нестеренко привел со станции к берегу Жаныспайки последние тракторы, речка выглядела очень подозрительно. Оттепель разъела лед. Трактористы не отважились переезжать. Риск действительно был большой. Но и тракторы с грузами надо было во чтобы то ни стало доставить к месту назначения: весна больше не давала ни малейшей отсрочки. До полевых работ оставались буквально считанные дни. Если не переправиться теперь, то потом, когда Жаныспайка разольется, переправа станет вообще немыслимой.

Нестеренко решил показать товарищам пример. Он помог переправить легкие тракторы ДТ-54. А когда повел через речку свой тяжелый С-80, лед не выдержал. Вода поглотила смельчака вместе с трактором.

1 мая 1954 года в совхозе был траур, хоронили погибших Даниила Нестеренко и его помощника В. Тера. Теперь там на могиле нашего земляка установлен памятник.

Когда товарищи собирали вещи Даниила Потаповича Нестеренко, чтобы отправить их посылкой на Родину, то обнаружили в чемодане Золотую звезду Героя, наградные листы и другие награды. Они очень удивились: «Никто не знал, что он Герой».

Целина стала второй родиной

Для многих наших земляков целинные земли стали второй родиной. Там они женились, завели семьи и остались жить, обрели простое человеческое счастье. Многие из них добились немалых успехов в работе и были отмечены высокими правительственными наградами. Так, уроженцу поселке Курдюмовка Дзержинского района Донецкой области Александру Петровичу Полстяному, работавшему механизатором совхоза «Калачевский» Акмолинского района Акмолинской области, за выдающиеся успехи, достигнутые в развитии сельскохозяйственного производства и выполнении пятилетнего плана продажи государству продуктов земледелия и животноводства, было присвоено в 1971 году звание Героя Социалистического труда.

Надо заметить, что в начале 60-х годов прошлого века началась вторая волна освоения целинных земель в Советском Союзе. И снова в первых рядах здесь были жители Донбасса. Они ехали в Казахстан в качестве переселенцев со своими семьями. Согласно распоряжению Донецкого облисполкома от 6 апреля 1962 года по плану оргнабора должны были отправить на целинные земли 3,5 тыс. семей из Донбасса. Самое их большое количество приходилось на Донецк — 525 семей, Горловку — 515 семей и Макеевку — 480 семей. Но это уже совсем другая история.



Войдите, чтобы оставить комментарий