Людям, живущим многие годы на той или иной улице, всегда было интересно знать, почему их улица, переулок или проспект получили именно такое название. Еще больше любопытства возникает, когда жители любого города или поселка хотят узнать, как могло развиваться их поселение в проектах архитекторов. Уверен, что практически каждый из нас хоть раз в жизни задавался этими вопросами. Корреспонденту «ДН» в фондах Государственного архива Донецкой области удалось обнаружить ряд таких документов, относящихся к проектам тогда еще очень юного города Сталино.

В столице Донбасса могла быть своя Красная площадь

Дом аптеки Лаче был зданием Сталинского горсовета

Начнем с события, которое произошло раньше по времени. А именно переименование улиц в городе Сталино (Донецке). Из ранее опубликованных историками материалов нам известно, что замена старых названий произошло благодаря решению президиума исполкома горсовета на заседании 14 февраля 1928 года. Однако «ДН» удалось разыскать в областном архиве и более ранний документ, в котором приведены проекты таких переименований. Кроме всем нам сегодня знакомых названий улиц и проспектов есть и новые, притом довольно неожиданные предложения, о которых до сегодняшнего дня не упоминали наши историки.

Итак, протокол заседания президиума Сталинского горсовета от 13.09.1927 года (Государственный архив Донецкой области, Ф-Р279, оп. 1, д. 85, л. 2, 4 (об.), 21 (об.). Неожиданное открытие появляется с самого начала изучения архивного документа. «Заседание состоялось во вторник, 13.09.1927 года, в 5 часов вечера в помещении горсовета (1-я линия, д. 5)», — читаем в протоколе. Таким образом выясняется, что до строительства Дома советов (ныне это здание Ворошиловского райсовета) в Сталино городская власть размещалась в доме известной по старым дореволюционным открыткам аптеки Лаче.

В здании аптеки Лаче в 1927 году размещался Сталинский горсовет. Фото Даниила ПавловаВ здании аптеки Лаче в 1927 году размещался Сталинский горсовет. Фото Даниила Павлова

Сегодня это ранее симпатичное двухэтажное здание старой Юзовки, расположенное напротив автозаправки в районе конечной остановки пассажирского маршрута №2 коммунального транспорта возле металлургического завода, имеет довольно непривлекательный вид от того, что его обезобразили достройкой третьего этажа по современной стеклянной моде.

Не прижившиеся в народе названия

Докладчиком по четвертому вопросу «Про переименование улиц и проспектов на окраинах города» повестки заседания президиума Сталинского горсовета был начальник Горкомхоза товарищ Благоев. Было решено, что проект надо утвердить. В документе отдельной строкой были записаны и первые изменения в названиях поселков нынешней столицы Донбасса. «Ларинку переименовать в Свердловку, Александровку в Калиновку», — указано в официальном протоколе заседания президиума горсовета. Теперь мы знаем, что эти названия в народе не прижились — Ларинка так и осталась Ларинкой до сегодняшнего дня, а Калиновкой называют восточную (а не западную, как изначально планировалось) часть города Донецка за Кальмиусом.

Проспект им. 25-летия РККА сначала назвали Пролетарским
Листая далее архивный документ, мы, спустя почти 84 года по прошествии того события, читаем: переименовать Малый проспект — в Павших коммунаров, Средний — в Труда, Большой — Лагутенко, Михайловский — Комсомольский, Садовый — Садовый, 1-ю линию — в улицу Артема. Это всем нам известные названия. Но есть и отличия…

Александровский проспект назвали Пролетарским (уже в конце 30-х годов прошлого века он получил свое современное название — проспект Маяковского). В честь созданного в 1926 году Донецкого горного института им. Артема Николаевский проспект был назван Горно-Институтским — ныне это просп. им. 25-летия РККА. Улица Шевченко должна была появиться взамен Маринской. Но такого переименования не произошло, и старое название улицы, практически сегодня исчезнувшей с карты современного Донецка, сохранилось — сейчас на ней, сзади «Донбасс Паласа», возводится высотное здание гостиничного комплекса «Пушкинский». Осталось непонятным, где находилась улица Вокзальная (ее название не стали менять).

Красная площадь и улица украинского поэта
Теперь о самых неожиданных проектах переименований улиц города Сталино. Семеновскому проспекту (ныне им. Ильича, еще его называли Больничным) хотели дать имя в честь поэта Блакитного. Что это был за человек?

Василий Михайлович Эллан-Блакитний (1894–1925 гг.) — поэт, журналист, политический и государственный деятель, публицист, редактор правительственной газеты «Вести ВУЦВК» . Василий Элланский (такова его настоящая фамилия) по определению его современников был «сильной, влиятельной фигурой» на литературном поле. Сына священника с Черниговщины в его студенческие годы захватил вихрь революционных событий. Василий Блакитный был одним из организаторов украинской партии левых эсеров (затем они получили название — украинские коммунисты-боротьбисты). В 1919–1920 гг. совместно с большевиками входили в состав советских правительств Украины, имея свой отличающийся от большевистского взгляд на национальный вопрос. В марте 1920 г. боротьбисты объединились с ВКП(б).

Василь Блакитний был непосредственным участником многих событий в Украине. Занимая достаточно высокое положение в государственных органах, он старается помогать представителям украинской литературы и культуры. Кое-кого из будущих известных писателей, как, скажем, Остапа Вишню, он вытянул из подвалов ЧК и вовлек в работу в «Вестях», многим помог в их творческом и общественном становлении. С его именем связанно создание журналов «Вселенная» и «Красный перец». С раннего детства Василий Михайлович болел тяжелой болезнью сердца, которая и стала основной причиной его смерти на 32-м году жизни.

Кто знает, но скорее всего украинский поэт не смог бы пережить сталинские репрессии. В 30-е годы почти все боротьбисты были уничтожены физически и очернены морально — посмертно этой судьбы не избежал и Василий Эллан-Блакитний. По сведениям историков, якобы была даже разрушена его могила, а его произведения начали снова издавать лишь после 1956 года.

Могла появиться в Сталино и Красная площадь. Согласно первоначальному проекту переименовать Пожарную площадь хотели назвать Красной площадью, а Пожарный проспект поменять на проспект Красный. Однако такой замены не произошло. В феврале 1928 года Пожарку назвали площадью им. Дзержинского. Таким образом Железный Феликс помешал преобразованию. Не исключается и такая возможность, что властям города Сталино просто ясно «намекнули» сверху, что не надо проявлять здесь самодеятельности, — Красная площадь могла быть только одна, и находится она всем известно где — в Москве. Хотя, надо признать, что среди жителей Сталино и даже современного Донецка имя грозного руководителя чекистов так и не прижилось. В большинстве своем дончане продолжают называть эту площадь по-старинке — Пожарной.

Бывшая Пожарная (ныне им. Дзержинского) площадь могла называться Красной площадью. Фото Даниила ПавловаБывшая Пожарная (ныне им. Дзержинского) площадь могла называться Красной площадью. Фото Даниила Павлова

Кроме изменений в центральной части города, для дончан будут интересны и проекты других преобразований улиц в поселках Сталино.

Ларинка: ул. Рудничная, Средняя, Верхняя и Набережная (ныне на ней располагается предприятие АВК) тогда остались без изменений; ул. Большую хотели переименовать в им. Ворошилова (сегодня это ул. Ткаченко), Карьерную — в Петровского; Магазинную — в Кооперативную. Должны были произойти изменения и на Александровке: могли появиться проспекты Белокарьерный, Клубный; Горн(л)яцкий, им. Фрунзе, Бассейный, Февральский, Комбинатовский.

Кроме того, в сентябре 1927 года предлагалось Ларинскую сторону назвать Октябрьской (так на следующий год и произошло); Александровскую сторону переименовали в Калининскую, деревню Масловку — в Свердловку. Как видим из указанной выше информации в статье, последние два проекта не прошли. Не прижилось у народа и еще одно предлагаемое властями название: Смоляниновскую гору должны были переименовать в Красноармейскую. До сих пор дончане используют в своем лексиконе топоним Смол. Гора.

Первый Генплан города — строительство Большого Сталино

В конце прошлого года на сессии Донецкого горсовета был принят Генеральный план развития и застройки города до 2032 года. Это уже третий главный архитектурный документ в истории города.

Замысел создания первого Генплана нынешнего Донецка, носившего в то время название Сталино, возник в 1929 году, когда Постановлением Совнаркома УССР от 13 августа была создана Правительственная комиссия в деле строительства новых городов Донбасса. Тогда и занялись этой трудной работой специалисты киевского Гипрограда, вернее его Одесского филиала. Некоторые наши историки и архитекторы сейчас утверждают, что по каким-то неизвестным причинам, этот документ так и не был принят, хотя и признают, что согласно именно по его разработанным планам осуществлялась довоенная застройка города. Однако автору статьи в фондах Государственного архива Донецкой области удалось найти документ, опровергающий это утверждение.

Генплан г.Сталино, 1932 год. Предоставлено КП «Управление Генплана г. Донецка»Генплан г.Сталино, 1932 год. Предоставлено КП «Управление Генплана г. Донецка»

Генплан был принят
Назван этот документ сразу ничего не говорящим наименованием -
Протокол №56 заседания Президиума Сталинского горсовета 21.11.1932 года (ГАДО, Ф-Р279, оп. 1, д. 679 на 50 листах). Это мероприятие происходило в расширенном составе. Кроме чиновников в нем приняли участие и представители предприятий, организаций, работники металлургического завода и научная элита города. Обсуждался всего лишь один вопрос — доклад Гипрограда об изготовлении им детального Генпроекта города.

От лица проектировщиков выступали — директор Гипрограда, профессор Исай Давыдович Фалькевич; заведующий — главный инженер Одесского филиала Лев Владимирович Зорин; старший архитектор, руководитель планового сектора Одесского филиала Петр Авсентьевич Головченко и старший экономист Василевский.

«Поданный Гипроградом, изготовленный Одесским филиалом окончательный Генеральный проект строительства социалистического города Большое Сталино — признать удовлетворительным. Поручить председателю горсовета тов. Ананченко вместе с тов. Фалькевичем и Зориным подписать Акт сдачи и приема проекта», — четко записано в документе. Стоимость постройки Большого Сталино оценивалось в 890 млн. руб., но застройка должна была проводиться поэтапно. Также в протоколе отмечено, что «весь процесс работы над проектом на каждом его этапе выставлялся для широкого обсуждения и критики советскими, партийными и профсоюзными организациями и всей рабочей общественности города».

Здесь будет не город-сад, а Большое Сталино
Таким образом, мы выясняем, что собирались на месте старой Юзовки строить Большое Сталино. «Президиум констатирует, что изготовление проекта нового социалистического города Большого Сталино на 350 тыс. жителей к празднику 15-летия Октября является чрезвычайно важным политико-экономическим актом в отрасли выполнения плана больших работ — пятилетки за 4 года. Акт направлен на выполнение 2-й пятилетки на базе постановления июньского 1931 г. Пленума ЦК ВКП (б) и 15 Партконференции. Акт нацеливает на обеспечение тех материальных условий, что дают возможность мощного развития культурно-бытовых условий всех трудящихся Сталино, что идут путем генеральной линии партии, путем окончательной победы социализма над капитализмом», — такие слова в духе того времени записаны в документе.

Невзирая на трудности

Выяснилось, что проектирование Большого Сталино проводилось в условиях, что чрезвычайно усложняли плановые работы (наличие подземных выработок угля, разбросанность рабочих поселков и промышленных объектов, трудность транспортной проблемы и т. д.).

Особенно на заседании горсовета отметили, что в Генплане немало внимания уделено озеленению будущего города (организации наибольшего в Донбассе центрального парка культуры и отдыха площадью в 4 тыс. га — всем нам известного сегодня центрального парка культуры и отдыха им. Щербакова), ряда небольших парков, организации городских скверов и бульваров, внутриквартальных насаждений общей площадью до 1600 га. В результате всех этих грандиозных по масштабу строек планировалось довести жилплощадь на одного человека до 9–12 кв.м, а площадь зеленых насаждений до 50 кв. м — вместо 10–11 на то время существовавших.

Также было отмечено удачное решение проблемы внешнего транспорта, т.е. включение в Большое Сталино всех основных транспортных магистралей СССР. Планировалось также дальше развивать сильную системы подъездных путей Мушкетово, Ясиноватой и… строительство нового пассажирского вокзала в восточной части города (он до сих пор существует возле нынешнего Свято-Покровского храма в Калининском районе).

4 района Большого Сталино

Специалисты Гипрогада представляли рост населения Сталино в перспективе следующим образом: 1934 г. — 201 тыс. 700 человек, 1940–300 тыс., к 1950–380 тыс. человек в пределах запроектированной городской территории. Исходя из этого и планировалась схема расселения населения города. Сталино должно было состоять из 4 районов проживания: Западного, Центрального, Восточного и поселка Стандарт.

Западный район, располагавшийся к западу от реки Бахмутки должен был в себе соединить рабочих всей Смоляниновской группы шахт, части Никополь-Мариупольских шахт. Центральный район: трудящиеся — Красно-Гвардейской группы шахт, Ветковской группы, Гладковской группы, завода им. Коваля (ныне это обанкротившийся завод «Точмаш»), станции Сталино, коксохимического Сталинского завода, а также части рабочих метзавода и завода Стальмет. В Востоном районе, расположенном к востоку от реки Кальмиус, должны были жить работники Рыковских шахт, металлургического завода, а также тяготеющих к Большому Сталино предприятий со стороны Буденновского района. Поселок Стандарт планировался как небольшой сателит города, служащий местом жилья рабочих металлургического завода и некоторой части других работников города.

По количеству населения районы планировалось: Центральный — 140 тыс. человек, Восточный — 134 тыс., Западный — 17 тыс, Стандарт — 29 тыс. человек. Всего — 385 тыс. человек.

В первую очередь канализация и идея о создании городского коммунального музея
Среди первоочередных задач проектировщиками Генплана предусматривалось строительство городской канализационной сети. До 15 марта 1933 года было поручено создать денежную смету ее строительства. Планировалась создать ее за два года. «Беря во внимание антисанитарное положение города и распространение в связи с этим эпидемий», — читаем такие слова в архивном документе.

Первая очередь канализации города Сталино состояла в создании централизованной сети канализации и водопровода Центрального района, постройки трех насосных станций, очистительной и биологической станций. По Генплану предусматривалось и теплофикация города. Для этого было предложено использовать коксовый газ, вырабатываемый в результате деятельности коксохимического завода. Этот проект был успешно реализован в 1935 году, когда голубым топливом были обеспечены первые 136 квартир нынешнего областного центра.

При обсуждении Генплана были озвучены и другие предложения. Например, было предложено «организовать коммунальный музей, чтобы показать, какими были Юзовка, Сталино и каким будет будущий город».

Архитекторов наградили грамотами, премиями и шерстяным костюмом

В благодарность качественно выполненной работы на заседании горсовета было решено отметить труд проектировщиков. К тому же Генплан был сделан с экономией затрат на 51 тыс. руб. (первоначальная смета разработки проекта составляла почти 384,5 тыс. руб.). Список награжденных занимает две странички. Перечислим основные лица: председатель Сталинского горсовета — Федор Гурович Ананченко (почетная грамота). Фалькевич — почетной грамотой и премией в размере 3-месячного оклада содержания, Зорина — почетной грамотой и премией в размере 2-месячного оклада содержания. Главного архитектора, зав. планового сектора филиала тов. Петра Головченко — грамотой, премией в размере 3-месячного оклада и шерстяным костюмом. Также в этот список вписано красными чернилами имя будущего архитектора нашего оперного театра Людвига Ивановича Котовского — его отметили премией в размере одномесячного оклада.

Не знаю, как сложилась дальнейшая судьба всех награжденных проектировщиков первого Генплана города Донецка. Автору статьи известна доля только двоих людей, принявших участие в разработке стратегии застройки столицы Донбасса. Выпускник Киевского художественного института Петр Авсентьевич Головченко умер в Полтаве в 1938 году в возрасте 40 лет.

Трагически завершилась жизнь директора киевского Гипрограда, профессора Исая Давыдовича Фалькевича (14.01.1883 г. р.). Сначала уроженца современного города Запорожье исключили из КП(б)У в 1933 году, потом он был арестован 3 ноября 1934 г. в Новосибирске. Первый приговор — 5 лет политизолятора. Из опубликованных сегодня обществом «Мемориал» списков репрессированных мы узнаем, что уже в тюрьме (!) архитектора Исая Фалькевича снова арестовывают 10 декабря 1936 года. В этот раз приговор 10 марта 1937 года был беспощаден — по обвинению в контр-революционной организационной деятельности и совершении терактов один из разработчиков первого Генплана современного города Донецка был расстрелян. Место захоронения — Москва, Донское кладбище. Реабилитирован 30 апреля 1957 года.



12 Комментарии

  • Aryason

    Весьма интересно. Одно плохо — автор статьи так и не пояснил почему Сталино — большое

    Изменить
    • Алексей Федько
      Алексей Федько

      может быть из-за того, что в 1920-30 гг. шло активное присоединение к городу Сталино поселков близлежащих  пром. предприятий. Объединение изначально происходило лишь на бумаге: не было нормальных дорог и др. коммуникаций. Город сильно разросся за малый промежуток времени. Возможно, под БОЛЬШИМ подразумевается «город и окраины»

      Изменить
      • sirFredd
        sirFredd

        а может быть из-за того, что были еще населенные пункты с названием Сталино? По аналогии с Ялтой (азовской и крымской)

        Изменить
      • Aryason

        Именно потому, я и задал этот вопрос, что наши краеведы описывая город Сталино 20х-30х годов, всегда упускают тот момент, что Сталино — было всего лишь крохотным городком, едва втиснувшимся в границы Юзовки. А Путиловка, Рыковска Буденовка Рутченково и остольные поселки — это было уже Большое Сталино. Как тут правильно заметили — по аналогии с Ялтой.

        Изменить
        • Алексей Федько
          Алексей Федько

          поднятая тема (некомпактности Сталино) напомнила мне одну фразу-рудимент, которая распространена в Донецке до сих пор повсеместно: «Поехать в город», — т.е. в центр. Когда слышишь ее первый раз она кажется особенно нелепой

          Изменить
    • Анатолий Жаров

      А фиг его знает, почему доподлинно «Большое Сталино». Админ сайта nightmare, наверное, прав, что слово «Большое» — оттого, что новый социалистический город должен был разростись. Читая те архивные документы, которые просматривал, это объяснение я не нашел или не заметил (время поджимало — надо было убегать уже, а я этот протокол заседания президиума горсовета просто наугад взял на просмотр из-за небольшого количества там листов — всего 50, чтобы не превысить норму в 1 тыс. листов для просмотра в один день) — а там вот такая тема оказалась!

      Изменить
      • Алексей Федько
        Алексей Федько

        поднятая тема (некомпактности Сталино) напомнила мне одну фразу-рудимент, которая распространена в Донецке до сих пор повсеместно: «Поехать в город», — т.е. в центр. Когда слышишь ее первый раз она кажется особенно нелепой

        Изменить
  • Фёдор
    Фёдор

    Насчёт других городов с названием Сталино. Они таки были и не один. Именно поэтому наш город назывался (по крайней мере именно так писали почтовый адрес) Сталино-Донбасс.

    Изменить
  • Фёдор
    Фёдор

    И ещё. По поводу названия улицы Вокзальная. Это не что иное, как наш любимый бульвар Пушкина. По той простой причине, что ж/д пути приходили на бульвар к известным базам и складам. Там же была товарная станция на месте нынешних домов №№ 23 и 25 по бульвару. Товарная станция  — это и есть вокзал. На опубликованной у коллег на сайте «Донецкий» немецкой карте Сталино улица так и называется — Bahnhof Strasse. И обозначен сам Bahnhof, т.е. Вокзал.

    Изменить

Войдите, чтобы оставить комментарий