Они до сих пор числятся в документах как пропавшие без вести. Об их судьбе ничего не знают их внуки и правнуки. А живых свидетелей, которые могли бы рассказать о трагической судьбе тысяч погибших воинов, лежащих в донецкой земле, с каждым годом остается все меньше и меньше…
 
Победу завоевали ценой огромных жертв
В этом году в Украине и по всей территории бывшего Советского Союза отметили 70 лет начала Великой Отечественной войны. Утром 22 июня 1941 года прозвучали первые залпы страшной войны, которая коренным образом изменила жизни сотни миллионов людей. Последствия трагедии (а любая война всегда является трагедией) ощущаются до сих пор, спустя семь десятилетий…
 
Ценой почти 30 млн. жизней наши отцы и матери, деды и бабушки, прадеды и прабабушки спасли от фашизма, от полного уничтожения не только свою Родину, но и всю Европу. Кровью наших солдат обильно полита и донецкая земля. Как сообщил «ДН» старший научный сотрудник отдела охраны памятников истории и культуры Донецкого областного краеведческого музея Виктор Аденок, по предварительным подсчетам, на территории нашей области захоронено не менее 60–80 тыс. воинов, погибших в боях при обороне и освобождении Донбасса, и примерно 70–80 тыс. умерших советских военнопленных. С учетом умерших в госпиталях (до 12–15 тыс. человек) всего в донецкой земле может лежать 160–180 тыс. бойцов Красной Армии.

Одна из наиболее значительных проблем военного наследия — это незахороненные или захороненные ненадлежащим образом останки солдат и мирных жителей, погибших в ходе боевых действий и уничтоженных оккупационными властями.По официальным данным, из 8 млн. 668 тыс. 400 человек так называемых боевых потерь Красной Армии более 2,4 млн. до сих пор числятся пропавшими без вести, кроме того, не известны имена большинства воинов, похороненных в 47 тыс. зарегистрированных братских могил на территории бывшего СССР и за рубежом. Объяснить это можно объективными и субъективными причинами.

Еще во время войны советское правительство и военное командование Красной Армии принимали решения об увековечении памяти погибших воинов. Но фактически эти постановления так и не были выполнены до конца. В архиве Министерства обороны России в подмосковном Подольске хранится донесение со списками захороненных воинов на 190 листах, подписанное 13 апреля 1950 года военкомом Сталинского облвоенкомата полковником Коротковым. Так вот, в документе написано, что фамилии и имена большинства погибших не установлены или не известны.

Вид памятника солдат Красной Армии, умершим в лагере для военнопленных в поселке шахты 1218 им. газеты Правды в Пролетарском районе Донецка.Вид памятника солдат Красной Армии, умершим в лагере для военнопленных в поселке шахты 1218 им. газеты Правды в Пролетарском районе Донецка.

Начиная с 1955 года через каждые пять лет (к очередной круглой годовщине Победы) через систему военкоматов и комсомола предпринимались попытки сбора и перезахороненния останков погибших, переноса одиночных и братских могил с целью их упорядочения и укрупнения. Последние усилия в масштабах Советского Союза были предприняты в конце 80-х годов прошлого века. Однако материально и в организационном плане эти работы были слабо обеспечены, масштабы проблемы не были оценены и осмыслены в должной мере. Все это привело к забвению большинства официальных захоронений, состоящих на государственном учете. И это, напомню, происходило тогда, когда были еще живы многие непосредственные участники той ужасной войны. Развал СССР в 1991 году практически поставил жирную точку в данном вопросе, а неумолимое время все уменьшает и уменьшает количество живых свидетелей тех событий.

 
«Наших солдат бросали в братскую могилу раздетыми и присыпали снегом»
На окраине Донецка, на улице Ленской, 13 в поселке шахты 12/18 им. газеты «Правда» в Пролетарском районе стоит памятник погибшим воинам Красной Армии. По имеющейся официальной информации, здесь захоронены в братской могиле 800 советских солдат. А совсем рядом сохранилось здание школы, в которой располагался лагерь для военнопленных.
 
О трагических событиях, происходивших здесь в период с ноября 1941 года по август 1943 года, корреспонденту «ДН» рассказала коренная жительница этого шахтерского поселка Нина Михайловна Ишкова (в девичестве Бурлакова) — наверное, на сегодня единственная живая свидетельница. «Привели пленных со стороны станции Мушкетово или Буденовки по старой грунтовой дороге ближе к зиме 1941 года. Тогда еще снег не выпал, было не очень холодно (напомним, город Сталино фашисты захватили 20 октября 1941 года. — Прим. автора). Они шли человек по десять в одном ряду, а по сторонам — немецкие конвоиры на расстоянии около пяти метров друг от друга. Собак, как часто показывали в фильмах, я не видела. Все пленные были такие худые и изможденные… Жители поселка, в том числе и дети, пытались передать им еду, но охрана не допускала к ним и отгоняла нас. Там было примерно 2 тыс. наших солдат», — делится она своими детскими воспоминаниями (осенью 1941 года ей было всего 10 лет). По ее словам, других партий военнопленных ,больше не было.
 
Лагерь располагался в школе — трехэтажном кирпичном здании постройки 1938 года, которое во время своего отхода в 1943 году фашисты взорвали, и двух зданиях, сохранившихся до наших дней. Вся территория была огорожена колючей проволокой, которую местные жители поселка под руководством немцев натянули за несколько дней до прибытия пленных. Все здания были заполнены нашими солдатами. Спали военнопленные на лежаках, которые они делали себе из соломы. Вооруженная охрана лагеря осуществлялась немцами и полицейскими. «Но полицаи были не из нашего поселка. Они пришли с пленными», — уточняет Нина Михайловна.
 
Всех военнопленных под охраной гоняли на работу в шахту. Обычно это происходило часов в 7 утра, а вечером их гнали назад. «На шахтном дворе немцы огородили досками для них специальное место. Когда их вели, то мы, детвора, через щели в заборе протягивали нашим солдатам что-то покушать. Но часто они не имели возможности взять еду», — вспоминает Нина Ишкова.
 
Самое ужасное было то, что военнопленные умирали. «Бывало, до десяти человек в день. Однажды мы видели, как пленные волокли своего товарища. Нам казалось, что он еще живой, при смерти, но живой… Специально выкопанная огромная глубокая яма, ставшая братской могилой, зимой была открытой. Умерших солдат бросали в братскую могилу раздетыми и присыпали снегом. Весной и летом трупы засыпали землей», — рассказала Нина Михайловна. Эти воспоминания врезались в ее память на всю жизнь.
 
Лагерь для военнопленных просуществовал до середины августа 1943 года. Примерно за неделю до освобождения Сталино советскими войсками оставшихся в живых заключенных куда-то угнали.
 
Как рассказала Нина Михайловна, не все пленные солдаты погибли. Были и те, кого спасли местные жители. В 1942 году многие местные женщины подходили к немцам из лагеря и говорили, что среди заключенных есть их родственники, или заявляли, что берут пленных себе в мужья. Их выпускали из лагеря, но все они должны были продолжать работать на шахте. Таким образом некоторых из красноармейцев удалось спасти.
 
Отцу Нины Михайловны Михаилу Павловичу Бурлакову, работавшему на шахте как до оккупации, так и после прихода немцев и после освобождения Донбасса советскими войсками, тоже удалось выручить одного из заключенных лагеря для военнопленных. Несмотря на огромный риск лично для себя и своей семьи (ведь если бы солдат попытался сбежать, то фашисты обязательно наказали бы Михаила Павловича), шахтер поручился за назвавшегося рядовым Николая Бережкова из Шахтерска (до 1953 года это был поселок городского типа Катык). Уже после освобождения Сталино советскими войсками Бережков признался своему спасителю, что он был командиром и коммунистом. После войны долгие годы семьи Бурлаковых и Бережковых дружили…
 
Поселок потихоньку умирает
После войны никто погибших не откапывал. Насыпали могильный холм и сделали ограждение. Но до благоустройства территории в те времена руки не доходили. «Около горнопромышленного училища №63 братская могила, 1942 год, 800 человек, военнопленные, фамилии не установлены. Могила обнесена ветхой деревянной оградой, требующей ремонта, дерном не обложена. Установлен цементный памятник. Могила находится в плохом состоянии», — говорится в уже упоминавшемся донесении 1950 года в Министерство обороны СССР, уточняющем боевые потери.
 
В 1960 году поставили памятник из железобетона (он сохранился до наших дней), и школьники постоянно ухаживали за захоронением советских солдат. В 1972 году закрыли школу. Сейчас на части этой территории располагается предприятие по изготовлению пластиковых окон.
 

Сохранившиеся до наших дней здания бывшей школы, где размещался лагерь дя военнопленных.Сохранившиеся до наших дней здания бывшей школы, где размещался лагерь дя военнопленных.

С закрытием шахты начала угасать жизнь в поселке. Примерно с 1995 года территория возле памятника начала приходить в запустение. Но не все так уж плохо и беспросветно, есть и обнадеживающая информация. Отрадно, что есть еще люди, которые стараются, чтобы память о погибших солдатах не стерлась из памяти народной. Члены Пролетарской районной организации Донецкой городской организации «Молодые регионы» накануне Дня Победы благоустроили территорию вокруг воинского захоронения, вывезли несколько грузовых машин с собранным здесь мусором. Ребята намерены и дальше шефствовать над местом последнего упокоения воинов.
 

Очевидец тех трагических событий, жительница поселка шахты 1218 им. газеты Правда Нина Михайловна Ишкова (в девичестве Бурлакова).Очевидец тех трагических событий, жительница поселка шахты 1218 им. газеты Правда Нина Михайловна Ишкова (в девичестве Бурлакова).

Интересен еще такой факт. По словам Нины Михайловны Ишковой, в братской могиле, огороженной в советские времена металлической цепью (уже в годы независимой Украины сданной, наверное, на металлом), похоронены только те военнопленные, которые умерли в лагере. Но, как оказалось, были и те, кто пытался сбежать. Когда фашисты ловили их, то затем расстреливали, а тела закапывали чуть в стороне от братской могилы. «Немцы считали, что беглецы не должны лежать вместе со всеми. Таких солдат, наверное, около полусотни наберется. Когда мой отец после войны участвовал в строительстве школьного бассейна, то рассказывал, что рабочие находили там человеческие кости», — говорит старожил поселка шахты 12/18. Таким образом, территория братской могилы была еще больше, чем принято считать.
 
Выводы, которые мы сделали
За 70 лет со дня начала Великой Отечественной войны многое уже забылось. Кто и что будет помнить еще через 70 лет, зависит от нас, ныне живущих. Например, автора статьи неприятно поразил тот факт, что жители улицы Ленской протоптали тропинку к своим домам прямо через братскую могилу, хотя нужно обойти всего несколько метров…
 
 
К сожалению, нужно признать, что, наверное, мы уже никогда не узнаем фамилии всех погибших воинов, однако это не значит, что надо совсем отказаться от работы по установлению их имен и мест захоронения. Не для галочки в отчете, а прежде всего — для своей совести!
 

Справка «ДН»

В немецком плену погибли 58% пленных советских солдат, 2,6% французов и 4% американцев и англичан. Для сравнения: в советском плену погибли 14,9% захваченных в плен гитлеровцев.

 

 



10 Комментарии

Войдите, чтобы оставить комментарий