Гроссман Василий СеменовичГроссман Василий Семенович


Василий Семенович Гроссман принадлежит к числу крупнейших русских писателей ХХ века. Придя в литературу в 30-е годы, он достаточно быстро получил известность и признание. Однако его подлинный уровень стал ясен после публикации в период перестройки романа «Жизнь и судьба», ранее запрещенного и изъятого у писателя. Политическая смелость, философская глубина, художественная сила сделали это произведение классическим. Масштаб личности и творчества В.С. Гроссмана предопределяет интерес ко всему, что им написано. Его произведения, с их эпическим размахом и психологической глубиной, охватывают самые разные стороны жизни человека и общества. Немало страниц связано и с медициной. Для жителей Донецкого края творчество Гроссмана представляет особый интерес ещё и потому, что здесь он начинал трудовую деятельность по своей первой специальности — химика. В его ранних художественных произведениях описаны происходившие в Донбассе события, участником и свидетелем которых он был.

Произведения Василия Гроссмана, особенно в конце 80-х годов, стали объектом изучения литературоведов, философов, историков. К анализу его творчества обращались известные ученые и литературные критики. Они осмысливают особенности творчества, образного ряда, круг философских идей Гроссмана. По оценке Л.Аннинского дилогия, посвященная Великой Отечественной войне — «За правое дело», «Жизнь и судьба» — «преодолеет границы нашего времени… перед нами великое произведение русской прозы нашего века, и стоять оно будет в самом первом ряду книг, этим веком порожденных» [1, с. 255]. И.Касавин анализирует особенности» индивидуальной культурной лаборатории» В.Гроссмана и выделяет подчеркнутый эмпиризм, умение изобразить полноту, неисчерпаемость, многообразие мира через конкретные события [7, с. 14–17]. В.Кулиш и В.Оскоцкий подчеркивают, что произведения, посвященные Великой Отечественной войне, написаны на крайнем трагедийном пределе [8, с. 32].То есть, главное внимание авторов сосредоточено на общем характере творчества Гроссмана. Только А.Бочаров, наряду с другими темами, несколько подробнее остановился на сюжетах, связанных с медициной. Предметом же специального исследования медицинские сюжеты и образы в творчестве Гроссмана не были.

В данной работе ставится цель осветить донбасский период в жизни писателя, влияние болезни на его судьбу и её отражение в рассказе «Фосфор»; охарактеризовать образы медиков в дилогии о Великой Отечественной войне и в рассказе «В Кисловодске»; проанализировать изображение «дела врачей» в повести «Всё течет …». Кроме названных литературных произведений в качестве дополнительных источников использовались письма В.Гроссмана к отцу, личные документы писателя, воспоминания писательницы Е.Таратуты.

Родился Василий Семенович 12 декабря 1906 г. в городе Бердичеве. Родители расстались, когда он был совсем маленьким. В пятилетнем возрасте он вместе с матерью, Екатериной Савельевной, учителем французского языка, оказался в Швейцарии, где занимался в начальной школе. В 1914 г. в Киеве поступил в реальное училище, а в 1923 г. начал учиться в Московском университете на химическом отделении физико-математического факультета. Гибель матери в бердичевском гетто во время фашистской оккупации в сентябре 1941 г. стала для Гроссмана настоящей трагедией.

Отец Василия Гроссмана Семен Осипович был инженером-химиком. География инженерной деятельности Семена Осиповича очень широка, но одной из важнейших точек приложения его труда стал Донецкий угольный бассейн, а затем и другие шахты страны. При выборе места работы будущим писателем сказалось влияние отца. Накануне окончания института 19 мая 1929 года Василий Семенович писал ему: «Теперь относительно твоего предложения работать в Сталино (Макеевка). Мне это улыбается. Даже не улыбается, а больше — это то, чего я хочу, что мне нужно. Из всех мест в СССР Сталино (округ) меня наиболее привлекает. Поэтому, если возможно договориться теперь о работе, обязательно сделай это. Говори о начале октября, к этому времени, и университетские мои дела будут ликвидированы полностью» [10].

Таким образом, в 1929 году по окончании университета Василий Гроссман, став инженером-химиком, приехал в Донбасс и поступил на работу в Макеевский научно-исследовательский институт по безопасности горных работ. Он заведовал химической (газово-аналитической) лабораторией на самой глубокой и жаркой шахте Донбасса — Смолянка-11, о которой писал: «Эта шахта пользовалась плохой известностью — на ней происходили внезапные выделения рудничного газа и пыли, нечто вроде подземных цунами» [4, с. 374].

В 1930–1932 гг. Василий Семенович работал в химической лаборатории Донецкого областного института патологии и гигиены труда старшим научным сотрудником. Одновременно он был ассистентом кафедры общей химии в Сталинском медицинском институте (сейчас — Донецкий государственный медицинский университет им. М.Горького). В это время им было написано несколько научных работ, посвященных происхождению и выделению ядовитых газов в каменноугольных выработках. Кафедра химии, на которой работал В.С.Гроссман, располагалась в то время в здании Донецкой городской клинической больницы №1,где в память о нем в 1995 г. установлена мемориальная доска.

В 1932 году у Василия Гроссмана начинается туберкулез легких, по-видимому, постоянное вдыхание угольной пыли, вредных газов спровоцировало болезнь. Писательница и близкая знакомая Гроссмана Евгения Таратута в своих воспоминаниях писала о его пребывании в Донбассе: «Он там очень напряженно работал и подорвал здоровье» [9,с.22]. Из сухумского санатория он писал отцу: «Но, боже мой, только здесь я понял, что за страшная болезнь туберкулез. Действительно, лучше застрелиться из ружья, чем болеть этой ужасной чахоткой. Был на рентгене. Рентгенолог сказал мне после довольно внимательного осмотра, что у меня здоровые легкие, а те очажки, которые есть, такие же, какие имеются у всех людей» [10].

События донецкого периода жизни послужили основой рассказа «Фосфор». Он написан в виде воспоминаний, от первого лица. В уста литературного героя — молодого инженера-химика, приехавшего работать на донецкую шахту, Гроссман вложил свои мысли, впечатления и переживания: «Романтика захватила меня — самая глубокая, самая опасная, самая газовая шахта в СССР. Меня покорила поэзия Донбасса — потоки лампочек, прочерчивающие пунктиром ночные степные дорожки, протяжный вой сирен среди тумана, черные терриконы, угрюмое зарево над металлургическим заводом»[4,с.374]. В то же время бытовая сторона жизни угнетает молодого человека: «Я тосковал, я ревновал жену, которая редко мне писала,- она оканчивала институт, была очень занята… Но больше всего я тосковал по своим московским друзьям» [4, с. 375].

Описывая трагический излом судьбы героя, заболевшего туберкулезом, писатель изображает внутреннюю картину болезни. Происходит осмысление человеком смертельной опасности: «Видимо я заболел. Я просыпался не от зубной боли, а оттого, что холодные струйки щекотали моё лицо, шею, грудь. Я стал желтеть, зеленеть, температурить, кашлять. С утра я чувствовал себя утомленным, вялым. В шахтерской больнице меня взяли «на лучи»и оглушили диагнозом: «оба легких сплошь покрыты свежими туберкулёзными бугорками». Туберкулёз, чахотка, бугорчатка…» [4,с.382].

Наверное, только человек, сам вынесший тяжелое испытание и наделенный художественным талантом, может так точно передать психологическое состояние больного: «Я сидел ночью на своём матраце, курил, кривился от зубной боли и перечитывал написанный докторскими каракулями приговор… Мне в эти дни стало совершенно невыносимо тяжело, и я решил написать письмо… Писал письмо я долго, несколько вечеров, написал обо всём — и о своей тоске, и о болезни. Письмо было таким печальным, что я плакал над ним, но всё же мне стало легче …» [4, с. 382].

В 1933 г. Василий Гроссман по настоянию врачей переехал в Москву. Здесь он работал старшим химиком, а затем заведующим лабораторией и помощником главного инженера на карандашной фабрике им. Сакко и Ванцетти. Начинается его литературное творчество. В мае 1934 года В.Гроссман принес рукопись повести «Глюкауф» в редакцию альманаха, которым руководил А.М.Горький. Написанная в Донбассе повесть о шахтерах заинтересовала Алексея Максимовича, и он вызвал автора к себе. Встреча с Горьким укрепила решение Гроссмана стать писателем. В том же году в альманахе Горького «Год шестнадцатый» появилась повесть «Глюкауф». Так напутствуют друг друга, спускаясь в шахту, немецкие шахтеры, желая счастливого возвращения наверх [11].

Вершина творчества В.С. Гроссмана – романы «За правое дело» и «Жизнь и судьба». В центре дилогии большая и разветвленная семья Шапошниковых, истинных русских интеллигентов. На страницах романов появляются лица, связанные с Шапошниковыми тем или иным образом. К каждому из своих героев автор проявляет максимум внимания, тщательно и психологически точно создавая образы, врезающиеся в память. Заметное место среди них принадлежит медикам.

В романе «За правое дело» это, прежде всего, — Вера, представительница младшего поколения семьи Шапошниковых. Она работает в военном госпитале медсестрой. В Сталинграде юная Вера сталкивается с человеческими страданиями: «Со стороны изолятора, где умирали трое безнадежных, раздавались неясные стоны. Вера знала этот монотонный стон умирающих, которые ничего не просили: ни еды, ни воды, ни морфия»[6, c. 347].Но госпиталь — это не только смерть, это борьба за жизнь, это победа над смертью, это самоотверженность врачей, медсестер и санитарок, это мужество пациентов, страдающих от ран. Здесь встречает Вера свою настоящую любовь, будущего мужа и отца своего ребенка — летчика, старшину Викторова: «Викторова привезли месяц назад из степи, где упал его самолет, расстрелянный «мессерами». Он лежал, склонив голову на длинной тонкой шее, побледневшее лицо его казалось с каким-то странным, тронувшим ее выражением тоски и детского испуга» [6, c. 272].

Сочувствие и сопереживание, душевная сила, готовность спасти чью-то жизнь, пожертвовать собой проявляются и в мыслях, и в поступках Веры: «Ей вспомнились носилки, мертвое тело, прикрытое одеялом и острая, режущая жалость к человеку, которого санитары понесли в могилу, человеку, чьего имени она не знала и чье лицо забыла, охватила ее с такой силой, что она вскрикнула и поджала ноги, точно укрываясь от удара. Но вот именно теперь она знала, что этот безрадостный мир дороже ей небесных дворцов ее детских мечтаний» [6, c.289].Когда загорелся госпиталь, Вера, обжигая лицо, вытаскивала из огня одного раненого за другим и возвращалась снова: «Прозвучал ли в ушах ее жалобный крик, раздавшийся из палаты, где лежали ожидающие операции раненые? Или она вспомнила о дисциплине, о позоре дезертирства? Было ли то случайное, мгновенное движение? Или, наоборот, поступок, закономерно сложивший в одну равнодействующую все то добро, которое вкладывали в ее душу? Она пошла назад по горящей улочке своей жизни» [6, c. 351].

Доброта и сострадание военных медиков, противостоящих всем жестокостям войны, отчетливо проявляются и в другом сюжете. В госпитале лежит смертельно раненый лейтенант Толя Шапошников. Его практически нельзя спасти, но талантливый хирург Майзель, рискуя своей репутацией, решается на уникальную операцию. Гроссман рисует мастерство хирургов, их огромную работоспособность, желание спасти каждую жизнь, самоотверженность медперсонала. Несмотря ни на что, Толя умирает после операции. Пронзительно звучит тихий плач медсестры, которая относилась к нему, словно к родному сыну: «Родименький наш, цветочек ты наш, куда ты ушел от нас?» [6, c. 432].

Среди замечательных образов врачей, созданных пером писателя, пожалуй, самым впечатляющим является образ Софьи Осиповны Левинтон. Софья Осиповна — старинная подруга семьи Шапошниковых, хирург, майор медицинской службы, заведовавшая хирургическим отделением Сталинградского госпиталя: «…ее побаивались не только санитары и сестры, но и врачи. Она и до войны работала хирургом — может быть, вообще характер ее подходил для этой профессии, а профессия, в свою очередь, наложила некоторую печать на характер. Она принимала участие в качестве врача в экспедициях академии: то на Камчатке, то в Киргизии, два года прожила на Памире» [5,с.126].

Так трагически сложилась судьба, что свой главный и последний выбор Софья Осиповна делает в немецком концлагере. Попав в плен, мужественно перенося переезд в забитом людьми вагоне, она отвергает единственную возможность спасти свою жизнь — скрывает от фашистов, что является хирургом. Смерть Софьи Осиповны и еврейского мальчика Давида в фашистской газовой камере описана с безжалостным реализмом. После чтения этих страниц возникает чувство, будто сам прошел весь ад: дорогу в лагерь, построение на плацу под музыку, раздевание в «предбаннике», глухой коридор, по которому движутся сотни голых людей. Сцена в газовой камере — своеобразный эпицентр всего романа: немолодая женщина, не имевшая своей семьи, в предсмертные мгновения прижимает к себе слабеющее хрупкое тело мальчика. Софья Осиповна идет на смерть, ибо она хочет быть со своим народом. Она гибнет, оставаясь несломленной, а, значит, побеждает ее гуманизм, а не бесчеловечность фашизма.

Хочется обратиться еще к одному образу врача, созданному писателем в рассказе «В Кисловодске»[4].Николай Викторович — преуспевающий главврач санатория для высокопоставленных руководителей. Его жена Елена Петровна — эгоистичная красавица. Оба они любят комфорт, видят в нем смысл существования. Николай Викторович остался в оккупации и дал согласие служить врачом в небольшом, на три палаты, госпитале, из которого не успели эвакуировать раненных советских бойцов. Но однажды к нему приходит чиновник гестапо и предлагает умертвить утром всех тяжелораненых и калек, уже не пригодных для использования на работах. Гестаповец уверен в согласии. Но врачебная этика и высший закон нравственности приводят Николая Викторовича к другому решению. Жена решает быть с ним до конца. Вечером они устраивают роскошный ужин в своей богатой квартире, а потом принимают яд. Не желая стать палачом, этот врач принес в жертву себя.

Новый, политический, ракурс медицинская тема приобретает на страницах повести «Все течет …» в связи с одной из самых сложных и трагических страниц отечественной истории ХХ века — сталинского режима и массовых репрессий. А.Бочаров считает, что по силе и плотности художественного изображения и мысли повесть настолько значительна, что вполне может стать рядом с «Жизнью и судьбой» [5, c. 367].

В центре повести стоит образ Ивана Григорьевича — человека, вернувшегося из лагеря после долгих лет отсидки. Гроссман вместе со своим героем пытается разобраться в причинах трагедии. В контекст этих размышлений вплетаются события, вошедшие в историю под названием «дело врачей». В Москве разворачивается антиеврейская и антиврачебная истерия: «Знакомые врачи рассказывали, что работать в больницах и поликлиниках стало мучительно тяжело. Больные под влиянием ужасных официальных сообщений сделались подозрительными, многие отказывались лечиться у врачей евреев… Рассказывали, что в родильных домах заражают новорожденных и рожениц сифилисом, в зубоврачебных амбулаториях прививают больным рак челюсти и языка.…Некоторые люди вспоминали обстоятельства смерти давно умерших родственников, писали заявления в органы безопасности …» [3, c. 38]. «Сталин не был антисемитом и, вероятно, не знал об этих делах»,- иного объяснения не может найти Николай Андреевич — брат главного героя, настолько чудовищны эти события [3,c.65]. Преступность сталинского режима здесь проявляется особенно рельефно — объектом репрессий стали люди самой гуманной профессии. Сознательно подрывалось доверие к тем, от кого зависит жизнь и здоровье людей, реанимировались низменные антисемитские настроения.

Проанализировав ряд произведений, написанных В.С.Гроссманом в разные периоды его творческой биографии, мы видим, что в медицинских сюжетах и образах медиков проявились все этические и художественные особенности, присущие прозе писателя. Медицинская тема звучит у В.Гроссмана не узкопрофессионально, она непосредственно связана с гуманистическими и демократическими идеалами, с идеями героизма, свободы, материнства, нравственного выбора, сострадания и самопожертвования.

    Авторы: Чумак Г. В., Заблоцкая К. В., Воробьев А. С.

    Источник: Медицина в судьбе и творчестве Василия Семеновиа Гроссмана.

    Литература:

  • Аннинский Л.Мирозданье Василия Гроссмана //Дружба народов.– 1988.– №10. – С.253–263.

  • Бочаров А.Г.Василий Гроссман: Жизнь, творчество, судьба.– М.: Советский писатель, 1990.–384 с..
  • Гроссман В.С.»Всё течёт…»: Повесть //Октябрь.– 1989.– № 6.– С.30–108
  • Гроссман В.С. Несколько печальных дней: Повести и рассказы — М.: Современник, 1989.– С.343–353.
  • Гроссман В.С. Жизнь и судьба: Роман.– М.: Советский писатель, 1989.–672с.
  • Гроссман В.С. За правое дело: Роман.– М.: Советский писатель, 1989.–688 с..
  • Касавин И.Т.Штрихи к образу. Индивидуальная культурная лаборатория Василия Гроссмана //Вопросы философии.– 2000.– №7.– С.13–36.
  • Кулиш В., Оскоцкий В.Эпос войны народной (диалог о романе Василия Гроссмана «Жизнь и судьба») //Вопросы литературы.– 1987.– №10.– С.27 –87.
  • Таратута Е.Честная жизнь и тяжкая судьба: воспоминания о Василии Гроссмана //Огонек.– 1987.– №40.– С.22–23.
  • В.Гроссман – С.Гроссман: Переписка. // http://agama.ru/r_club/journals/vopros.lit/N2/guber.htm
  • Из личной карточки члена Союза советских писателей СССР // http://philology.khsu.ru/books/litvinova/book-09.php
  • Копия трудовой книжки В.С.Гроссмана. — Фонды Донецкого областного краеведческого музея.


Войдите, чтобы оставить комментарий