«В театре никогда не знаешь:
толи крутится балерина,
то ли сцена под ней»
возможно Кузьма Прутков

 

И снова о паровозах.

Первоначально паровозные поворотные круги, в конце XIX и начале XX века, крутили вручную. Паровозная бригада собиралась и медленно поворачивала паровоз. К середине ХХ века поворотные круги оснастили электроприводом.

1. Разворот паровоза вручную1. Разворот паровоза вручную

А как «крутят» балерин в театре?

К книге «Техника и технология сцены» В. Базанов описывает конструкцию привода дисковых поворотных кругов:

«Привод дискового круга, осуществляется бесконечным тросом, охватывающим его по всей окружности. Для более плотного сцепления троса с кругом по наружному боку рельсовой балки устанавливаются специальные тросодержатели — деревянные или пластиковые бруски с треугольным пазом. Ведущий трос заклинивается в этих пазах, обеспечивая нужные силы сцепления между ним и кругом.

В принципе, тросовый привод круга есть не что иное, как ременная или, точнее, канатная передача. Роль ведомого шкива здесь выполняет сам круг, роль ведущего — канатоведущий шкив лебедки.

Бесконечная петля ведущего троса, обогнув круг, через специальные блоки, укрепленные под неподвижным планшетом по касательной к кругу, опускается в трюм на шкив электролебедки. Чтобы обеспечить передачу вращающего момента от лебедки к кругу, трос должен быть натянут очень сильно. Натяжка троса осуществляется свободно висящим контргрузом. Контргруз стремится поднять натяжной блок вверх, натягивая трос силой, равной своему весу. Поскольку контргруз находится в подвешенном состоянии, он держит трос в неизменяемой натяжке, независимо от его удлинения при вытяжке или некоторой эксцентричности самого круга.

2. Блок контргруза натяжения троса поворотного круга дворца культуры имени Ленина2. Блок контргруза натяжения троса поворотного круга дворца культуры имени Ленина

3. Контргруз поворотного круга дворца культуры имени Ленина3. Контргруз поворотного круга дворца культуры имени Ленина

В качестве привода применяется реверсивная электрическая лебедка лифтового типа, с канатоведущим шкивом, имеющим две канавки. Для того чтобы трос не пробуксовывал по канавкам шкива, они должны иметь трапециевидное сечение. В системе электродвигателей предусматриваются устройства, обеспечивающие плавное или, по крайней мере, ступенчатое изменение скорости вращения. Предельная окружная скорость вращения круга по его периферии равняется 1 м/сек.

4. Лебедка поворотного круга дворца культуры имени Ленина4. Лебедка поворотного круга дворца культуры имени Ленина

В схеме электропривода предусматривается устройство для аварийной остановки. Аварийный ручной привод имеет съемные рукоятки и электроблокировку, не допускающую включение электропривода при вращении круга вручную. Управление кругом производится со специального пульта, обычно находящегося на планшете сцены. Ключ управления при пуске проходит через промежуточное положение, при котором возле лебедки загорается световое предупреждающее табло «круг включен».

Вращение круга производится только по команде машиниста сцены или помощника режиссера, которые обязаны следить за тем, чтобы установленные на кругу декорации были не только прочно прикреплены к настилу, но и не выходили за его пределы. А артисты, если они должны быть, по замыслу режиссера, на круге, обязательно должны сидеть».

Во дворце культуры имени Ленина установлена лебедка, специально изготовленная для вращения театральных поворотных кругов. Лебедка установлена в трюме под кругом. Система натяжения троса расположена радом с лебедкой.

А вот в 1936 году, когда строили оперный театр, таких лебедок промышленность Советского Союза не выпускала. Для вращения круга в театре приспособили шахтную лебедку. Поэтому, чтобы заглушить шум от работающей лебедки, ее разместили в специальном изолированном помещении. А систему натяжки троса пришлось разместить диаметрально противоположно от места установки лебедки.

5. Лебедка поворотного круга театра оперы и балета5. Лебедка поворотного круга театра оперы и балета

6. Электромотор лебедки поворотного круга театра оперы и балета6. Электромотор лебедки поворотного круга театра оперы и балета

7. Шильдик электромотора лебедки поворотного круга театра оперы и балета7. Шильдик электромотора лебедки поворотного круга театра оперы и балета

И этот мотор верой и правдой проработал уже 75 лет. И проработает еще не одно десятилетие.

Читайте начало: История Донецких театров. Часть 1. Балерины и паровозы.

 

  • Автор: Семен Левада
    Литература:

  1. В.В. Базанов, «Техника и технология сцены», «Искусство» Ленинградское отделение, 1976


 



1 Comment

Войдите, чтобы оставить комментарий