Генерал-лейтенант Алексей СмекаловГенерал-лейтенант Алексей Смекалов

Когда мы, смотря телеканалы Discovery и History, заслушиваемся рассказами о людях, влиявших на развитие человеческой цивилизации где-то там, далеко, зачастую даже и не подозреваем, что аналогичные личности могли жить поблизости и иметь отношение к истории нашего края. С течением времени такие факты по каким-либо причинам выпадали из народной памяти, но их можно вновь отыскать и открыть для земляков. Одним из них является кутаисский и батумский военный губернатор, генерал-лейтенант Алексей Михайлович Смекалов и его семья.

Георгиевский кавалер и наказной атаман

Алексей Михайлович Смекалов происходил из известного дворянского рода Вологодской губернии. Всю свою жизнь он посвятил военному делу. После выпуска из 1-го Московского кадетского корпуса начал службу прапорщиком в лейб-гвардии Гренадерского полка. Окончив курс в академии, Смекалов был причислен к Генеральному штабу и получил назначение в Кавказскую армию. С первых шагов своей практической деятельности молодой подпоручик попал в самый центр кипучей деятельности на Кавказе. Офицер выполнял особые поручения, возлагаемые на него командованием. В ноябре 1863 года Смекалов получает назначение — делопроизводителем канцелярии по управлению кавказскими горцами. Служа в ней, он обнаружил редкие способности и усердие, ежегодно получал денежные награды. К этому же времени относится и первое участие Смекалова в бою: осенью 1864 года он находился в Даховском отряде и участвовал в делах с горцами.

Летом 1865 года Алексей Михайлович стал помощником правителя канцелярии начальника Терской области и вслед за тем был произведен в капитаны. С этого времени начинается знакомство Смекалова с делами и повседневной жизнью Терской области и терского казачества. Через четыре месяца после этого назначения он уже исполнял должность правителя канцелярии.

1 января 1871 года Смекалов назначается вице-губернатором Терской области. 30 августа 1876 года он производится в генерал-майоры. Здесь мирная деятельность Алексея Михайловича по административному управлению и обустройству края была прервана разыгравшимся во время войны с Турцией восстанием горцев в Терской и Дагестанской областях.

В августе 1877 года генерал-майор Алексей Смекалов назначен командующим всеми русскими войсками, действующими против повстанцев в Аргунском, Веденском округах, Аухе и Салатавии. Вскорости пошли ожесточенные бои с горцами. Несмотря на сопротивление, войска под командованием генерала продвигались от одного аула к другому. В середине сентября к Смекалову явилась депутация стариков Бассовских аулов с просьбой не выселять жителей их селений на равнину. Генерал поставил ультиматум: за пощаду аулов выдать ему Алибека-хаджи, Ума-хаджи, Лорса-хаджи, Тангая, Сулеймана, Султан-Мурада и других руководителей восстания. Старики ответили: «Требуй от народа возможного: но то, что ты предлагаешь, свыше сил наших и не может быть исполнено ни за горы золота, ни под страхом потери всего имущества, семейства и самой жизни». Дальше все решила сила оружия. В октябре 1877 года главнокомандующему Кавказской армией великому князю Михаилу Николаевичу было доложено об окончательном подавлении восстания в Чечне. А в ноябре повстанцы выдали генералу Смекалову руководителей дагестанского и чеченского восстаний.

За участие в боевых действиях против горцев Алексей Михайлович стал Георгиевским кавалером. В официальном представлении 11 июня 1878 года для награждения орденом Святого Георгия 4-й степени говорится, что «начальствуя прибывшими из Терской области в западный Дагестан, генерал-майор Смекалов предусмотрительным направлением действий вверенных ему частей способствовал установлению спокойствия в большей части Андийского округа». Затем войска генерала подошли к селу Тилитль. Под огнем горцев Алексей Смекалов лично провел рекогносцировку на местности.

Затем он «столь искусно распределил войска для атаки и принял все возможные меры для предупреждения больших потерь, неизбежных вследствие упорства, выказанного мятежниками, и свойств местности близ аула, укрепленного завалами и приспособленного для упорной обороны, что несмотря на намерение мятежников защищаться до невозможности, они в 20.30 выслали к начальнику отряда депутатов с заявлением, что большинство населения приносит повинную».

Алексей Михайлович, находясь на высоких должностях, принимал активное участие и в общественной жизни Кавказского края. Например, генерал был председателем комитета по строительству памятника поэту Михаилу Лермонтову, торжественно открытого в Пятигорске 16 августа 1889 года. Эта бронзовая статуя на гранитном постаменте является до сих пор одной из достопримечательностей курортного российского города.

Алексей Михайлович Смекалов родился 10 марта 1838 года.

В 1860 году закончил Императорскую Николаевскую военную академию. В 1868 году офицер женился на Елизавете Адамовне Фитингоф, от этого брака он имел четырех детей: трех сыновей и одну дочь. В 1882 году генерал овдовел. В 1888 году он второй раз женился. Высочайшим приказом от 4 апреля 1881 года Смекалов был назначен военным губернатором Батумской области. В июне 1883 года вследствие преобразования управления Кавказского края, по которому Батумская область была присоединена к Кутаисской губернии, генерал стал и кутаисским военным губернатором.

В 1886 году Смекалов был произведён в чин генерал-лейтенанта, а 11 февраля 1887 года назначен начальником Терской области и наказным атаманом Терского казачьего войска. В начале 1890 года Алексей Михайлович Смекалов скончался в Грозном. По некоторым данным, генерал похоронен на одном из кладбищ Александро-Невской Лавры в Санкт-Петербурге. Награды: орден Святой Анны 3 ст. , орден Святой Анны 2 ст., орден Святого Станислава 1 ст., орден Святого Георгия 4 ст., орден Святой Анны 1 ст., орден Святого Владимира 2 ст., орден Белого Орла.

Земской начальник

Из дореволюционных документов стало известно, что в Бахмутском уезде Екатеринославской губернии Смекаловы владели землей в 25 верстах от уездного центра. В «Сборнике статистических сведений по Екатеринославской губернии» за 1886 год упомянута Смекалова Е. А. (вероятнее всего Елизавета Адамовна — первая жена генерала), арендатор, заведующий имением Елизаветова. В этом имении были, кроме всего, две водяные мельницы, кабак.

По списку землевладельцев в справочнике Суворина «Вся Россия» на 1902 год значатся Смекаловы Георгий, Михаил, Борис и Аделаида Алексеевна, которым принадлежали 1,845 тыс. десятин земли в 3 верстах от почтового отделения Луганское и в 20 верстах от станции Дебальцево Юго-Восточной железной дороги. Через три года в Луганской волости из Смекаловых землевладельцем был только Георгий Алексеевич — 912 дес. 135,5 сажен (РГИА, ф.1290, оп.6, д.36, л.140). Рядом с владениями Смекалова были каменоломни, которые тянулись на 8 верст до хутора Скелевого. Из добытого камня изготовляли красные бруски и точила, серые плиты, ступени и т. д.

Старший сын наказного атамана Терского казачьего войска пользовался большим авторитетом не только в уезде, но и в губернии. Он избирался гласным Екатеринославского губернского земского собрания от Бахмутского уезда в 1903–1904 годах. Долгие годы Георгий Алексеевич Смекалов был одним из влиятельнейших земских начальников в уездной управе. Как рассказывали старожилы поселка Луганское, ныне Артемовского района Донецкой области, помещик был прогрессивных взглядов и старался делать немало общественно-полезных дел.

Сохранилась информация о том, что в 1903 году земское губернское собрание выразило благодарность Е.И. Смекаловой и ее мужу Георгию Алексеевичу за организацию яслей-приютов в Бахмутском уезде. Среди членов епархиального училищного совета Екатеринославской губернии также упоминается фамилия Смекалова. В уездной управе Георгий Алексеевич входит в состав комиссий по введению всеобщего обучения, по вопросу о распределении медицинских участков, по вопросу о расширении телефонной сети.

Он являлся также членом сельскохозяйственного совета, избирался секретарем Бахмутского уездного земского собрания в 1903 году. В отчетах упоминается его мнение о том, что управа может и обязана поручать врачам осматривать учащихся на том основании, что земству поручена забота о здравии населения. Кроме того, он предлагал распространять способы уничтожения гусеницы, в том числе так, как рекомендовал Николай Ильич Ларин (напомним, что в современном Донецке сохранилось еще название Ларино или Ларинка). Способ состоял в обрызгивании гусеницы 2-процентным раствором карболовой кислоты.

Еще Смекалов предложил в конце 1903 года учредить две или хотя бы одну должность запасного фельдшера и фельдшерицы-акушерки в Бахмутском уезде, так как в них ощущается большая потребность. Как сообщил старший научный сотрудник Артемовского краеведческого музея Игорь Корнацкий, в фондах музея есть фотокопия телеграммы Смекалова в Петербург директору канцелярии министра внутренних дел от 29 апреля 1913 года. Георгий Алексеевич подписал ее как заступающий место председателя Бахмутской уездной земской управы (председателем был Николай Владимирович Рутченко) и член правления кассы мелкого кредита.

В телеграмме Смекалов просит «исходатайствовать разрешение съезда его высокопревосходительством» и известить о разрешении начальника губернии телеграфом, и уведомить об этом телеграммой самого Смекалова. Обосновывая свою просьбу, он сообщает, что все подготовительные работы, доклады готовы, съезд имеет громадное экономическое значение, содействуя осуществлению хлебозалоговых и посреднических операций, а также является подготовительным к предстоящему 12 мая губернскому съезду.

Не забывал помещик и своих земляков. Известно, что на хуторе Елизаветово была земская одноклассная школа. Еще Смекалов защищал каменоломню Луганского сельского общества, на котором накопилась недоимка. «Если бы общество ежегодно получало окладные листы и полиция предъявляла своевременно требование об уплате причитающихся сборов, такая бы недоимка не образовалась», — высказывал свое мнение Георгий Алексеевич.

Елизаветовка на карте Бахмутского уезда, 1914 г.Елизаветовка на карте Бахмутского уезда, 1914 г.

На карте 1991 г. Елизаветовки уже нетНа карте 1991 г. Елизаветовки уже нет

По всей вероятности, помещик Смекалов занимал высокую должность в Бахмутской уездной земской управе вплоть до 1917 года. А дальше — неизвестность… Может быть, он и уцелел в годы гражданской войны. Хотя, высокому земскому начальнику и потомственному дворянину это было сделать невероятно трудно.

Излишки в виде книжного шкафа и письменного стола

Корреспонденту «ДН» удалось все-таки найти в Государственном архиве Донецкой области один документ, с большой долей вероятности касающийся семьи помещика Бахмутского уезда. Речь может идти либо о дочери, либо о невестке Георгия Алексеевича — учительнице-воспитательнице детского дома Бахмута П. Смекаловой (напомним, что сам помещик и его жена Смекалова Е.И. в свое время получили благодарность от губернского собрания именно за свою деятельность по организации таких детских учреждений).

Среди материалов комиссии Бахмутского уездного исполкома Советов рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов по изъятию ценностей у населения (ГАДО, Ф-Р1527, оп.2, д.15, л.363) имеется заявление от 16.09.1920 года от Смекаловой. Ниже приводим текст этого документа:

Во время обыска в квартире (Соборная, №21) были описаны принадлежащие мне вещи: книжный шкаф с книгами, гардероб и малиновый письменный стол, которые я не успевала вывезти при переезде на другую квартиру. Посему прошу ПолитБюро сделать распоряжение об исключении из описи и дать мне перевезти их на квартиру, которую занимаю по Соборной, №15.

Такие обыски в рамках борьбы с излишествами в то время были частыми. А излишеством могли посчитать, в принципе, что угодно. Например, среди архивных документов есть убедительная просьба артиста И. Лельганта вернуть ему и его жене конфискованное большое настенное зеркало, т. к. оно им необходимо для подготовки к спектаклям. Конфисковали во время обысков и настенные часы, даже железные… ванны — наличие таких предметов в доме являлось предлогом для причисления человека к буржуазному классу, а значит к врагам.

Жена депутата Госдумы

В отличие от жизни старшего сына военного губернатора и наказного атамана Терского казачьего войска более-менее удалось выяснить судьбу единственной дочери Георгиевского кавалера — Аделаиды Алексеевны Смекаловой. Родилась она в 1880 году. О ее образовании ничего не известно, но, понятное дело, оно не было поверхностным и начальным. Вышла замуж Аделаида за Сергея Николаевича Родзянко. Родился он в 1878 году в Петербурге. Окончил Александровский лицей. Состоял уездным гласным Новомосковского земства и губернским Екатеринославского, а также был новомосковским предводителем дворянства. Затем муж дочери казачьего атамана был выбран в Госдуму России, входил во фракцию октябристов.

К слову, именно от представителей этого знаменитого рода помещиков Екатеринославской губернии в 1970 году на хранение в Национальный архив США поступила коллекция документов Новороссийского общества, т. е. предприятия, основанного Джоном Юзом. Будем надеяться, что профессиональные ученые Донбасса проявят интерес к данным историческим материалам, содержание которых наверняка могло бы открыть немало загадок истории нашего края.

Аделаида Алексеевна Родзянко (Смекалова) не погибла в мясорубке гражданской войны. Она сумела выехать за границу (сначала в Югославию) и умерла в 1937 году, похоронена в самом центре Брюсселя на кладбище Иксель. По некоторым данным, на том же кладбище обрела свой последний приют и вторая жена генерала и наказного атамана Терского казачьего войска, фрейлина Его Императорского двора Екатерина Михайловна, урожденная Родзянко.

У Аделаиды Алексеевны и Сергея Николаевича была дочь Зоя (23.02.1901–25.01.1949), которая похоронена в Бельгии в городе Овериже. Она в 1921 году вышла замуж за князя Игоря Михайловича Черкасского (5.01.1895–5.02.1975, Брюссель), подполковника лейб-гвардии Кирасирского полка. В 1922 году в этой семье родилась дочка Ирина. В ее двух браках детей не было.

Сады под водой

Имение Елизаветово помещика Георгия Смекалова славилось своими садами. Сам хозяин поместья знал толк в агрономической науке — не зря он входил в состав агрономического отдела губернского земства. Своим опытом и знаниями делился с крестьянами. Старожилы сел Красный Пахарь, Луганское рассказывали, что часть саженцев фруктовых деревьев бесплатно отдавал крестьянам. Видимо, поэтому на месте частично разрушенного имения помещика в 1926 году было решено создать сначала агротехническую школу, а с 1929 года в селе Красный Пахарь (до 1917 года село называлось Воздвиженка) начал работу плодоовощной техникум. В 1944 году он возобновил свою работу после освобождения Сталинской области от фашистов.

Краснопахарский сельскохозяйственный техникум в бывшем имении Георгия Смекалова, 30-е года ХХ века (Из музея Славянского аграрного техникума)Краснопахарский сельскохозяйственный техникум в бывшем имении Георгия Смекалова, 30-е года ХХ века (Из музея Славянского аграрного техникума)

Но в 1949 году началось строительство Мироновской ГРЭС. Здания сельхозтехникума оказались прямо напротив образца индустриальной мощи СССР. Сады оказались затопленными под отстойник Мироновского водохранилища. Люди еще помнят, как в конце 50-х годов сухие стволы фруктовых деревьев виднелись из-под воды. Поэтому с 1956 по 1958 год сельскохозяйственный техникум перебазировали в Славянск. Находится он там и поныне. Теперь он называется Славянским аграрным техникумом.

Краснопахарский сельскохозяйственный техникум напротив Мироновской ГРЭС. Примерно 1956г  (Из музея Славянского аграрного техникума)Краснопахарский сельскохозяйственный техникум напротив Мироновской ГРЭС. Примерно 1956г (Из музея Славянского аграрного техникума)

 

 



1 Comment

Войдите, чтобы оставить комментарий