Генерал-лейтенант Алексей Смекалов
Когда мы, смотря телеканалы Discovery и History, заслушиваемся рассказами о людях, влиявших на развитие человеческой цивилизации где-то там, далеко, зачастую даже и не подозреваем, что аналогичные личности могли жить поблизости и иметь отношение к истории нашего края. С течением времени такие факты по каким-либо причинам выпадали из народной памяти, но их можно вновь отыскать и открыть для земляков. Одним из них является кутаисский и батумский военный губернатор, генерал-лейтенант Алексей Михайлович Смекалов и его семья.
Георгиевский кавалер и наказной атаман
Алексей Михайлович Смекалов происходил из известного дворянского рода Вологодской губернии. Всю свою жизнь он посвятил военному делу. После выпуска из 1-го Московского кадетского корпуса начал службу прапорщиком в лейб-гвардии Гренадерского полка. Окончив курс в академии, Смекалов был причислен к Генеральному штабу и получил назначение в Кавказскую армию. С первых шагов своей практической деятельности молодой подпоручик попал в самый центр кипучей деятельности на Кавказе. Офицер выполнял особые поручения, возлагаемые на него командованием. В ноябре 1863 года Смекалов получает назначение — делопроизводителем канцелярии по управлению кавказскими горцами. Служа в ней, он обнаружил редкие способности и усердие, ежегодно получал денежные награды. К этому же времени относится и первое участие Смекалова в бою: осенью 1864 года он находился в Даховском отряде и участвовал в делах с горцами.
Летом 1865 года Алексей Михайлович стал помощником правителя канцелярии начальника Терской области и вслед за тем был произведен в капитаны. С этого времени начинается знакомство Смекалова с делами и повседневной жизнью Терской области и терского казачества. Через четыре месяца после этого назначения он уже исполнял должность правителя канцелярии.
1 января 1871 года Смекалов назначается вице-губернатором Терской области. 30 августа 1876 года он производится в генерал-майоры. Здесь мирная деятельность Алексея Михайловича по административному управлению и обустройству края была прервана разыгравшимся во время войны с Турцией восстанием горцев в Терской и Дагестанской областях.
В августе 1877 года генерал-майор Алексей Смекалов назначен командующим всеми русскими войсками, действующими против повстанцев в Аргунском, Веденском округах, Аухе и Салатавии. Вскорости пошли ожесточенные бои с горцами. Несмотря на сопротивление, войска под командованием генерала продвигались от одного аула к другому. В середине сентября к Смекалову явилась депутация стариков Бассовских аулов с просьбой не выселять жителей их селений на равнину. Генерал поставил ультиматум: за пощаду аулов выдать ему Алибека-хаджи, Ума-хаджи, Лорса-хаджи, Тангая, Сулеймана, Султан-Мурада и других руководителей восстания. Старики ответили: «Требуй от народа возможного: но то, что ты предлагаешь, свыше сил наших и не может быть исполнено ни за горы золота, ни под страхом потери всего имущества, семейства и самой жизни». Дальше все решила сила оружия. В октябре 1877 года главнокомандующему Кавказской армией великому князю Михаилу Николаевичу было доложено об окончательном подавлении восстания в Чечне. А в ноябре повстанцы выдали генералу Смекалову руководителей дагестанского и чеченского восстаний.
За участие в боевых действиях против горцев Алексей Михайлович стал Георгиевским кавалером. В официальном представлении 11 июня 1878 года для награждения орденом Святого Георгия 4-й степени говорится, что «начальствуя прибывшими из Терской области в западный Дагестан, генерал-майор Смекалов предусмотрительным направлением действий вверенных ему частей способствовал установлению спокойствия в большей части Андийского округа». Затем войска генерала подошли к селу Тилитль. Под огнем горцев Алексей Смекалов лично провел рекогносцировку на местности.
Затем он «столь искусно распределил войска для атаки и принял все возможные меры для предупреждения больших потерь, неизбежных вследствие упорства, выказанного мятежниками, и свойств местности близ аула, укрепленного завалами и приспособленного для упорной обороны, что несмотря на намерение мятежников защищаться до невозможности, они в 20.30 выслали к начальнику отряда депутатов с заявлением, что большинство населения приносит повинную».
Алексей Михайлович, находясь на высоких должностях, принимал активное участие и в общественной жизни Кавказского края. Например, генерал был председателем комитета по строительству памятника поэту Михаилу Лермонтову, торжественно открытого в Пятигорске 16 августа 1889 года. Эта бронзовая статуя на гранитном постаменте является до сих пор одной из достопримечательностей курортного российского города.
Алексей Михайлович Смекалов родился 10 марта 1838 года.
В 1860 году закончил Императорскую Николаевскую военную академию. В 1868 году офицер женился на Елизавете Адамовне Фитингоф, от этого брака он имел четырех детей: трех сыновей и одну дочь. В 1882 году генерал овдовел. В 1888 году он второй раз женился. Высочайшим приказом от 4 апреля 1881 года Смекалов был назначен военным губернатором Батумской области. В июне 1883 года вследствие преобразования управления Кавказского края, по которому Батумская область была присоединена к Кутаисской губернии, генерал стал и кутаисским военным губернатором.
В 1886 году Смекалов был произведён в чин генерал-лейтенанта, а 11 февраля 1887 года назначен начальником Терской области и наказным атаманом Терского казачьего войска. В начале 1890 года Алексей Михайлович Смекалов скончался в Грозном. По некоторым данным, генерал похоронен на одном из кладбищ Александро-Невской Лавры в Санкт-Петербурге. Награды: орден Святой Анны 3 ст. , орден Святой Анны 2 ст., орден Святого Станислава 1 ст., орден Святого Георгия 4 ст., орден Святой Анны 1 ст., орден Святого Владимира 2 ст., орден Белого Орла.
Земской начальник
Из дореволюционных документов стало известно, что в Бахмутском уезде Екатеринославской губернии Смекаловы владели землей в 25 верстах от уездного центра. В «Сборнике статистических сведений по Екатеринославской губернии» за 1886 год упомянута Смекалова Е. А. (вероятнее всего Елизавета Адамовна — первая жена генерала), арендатор, заведующий имением Елизаветова. В этом имении были, кроме всего, две водяные мельницы, кабак.
По списку землевладельцев в справочнике Суворина «Вся Россия» на 1902 год значатся Смекаловы Георгий, Михаил, Борис и Аделаида Алексеевна, которым принадлежали 1,845 тыс. десятин земли в 3 верстах от почтового отделения Луганское и в 20 верстах от станции Дебальцево Юго-Восточной железной дороги. Через три года в Луганской волости из Смекаловых землевладельцем был только Георгий Алексеевич — 912 дес. 135,5 сажен (РГИА, ф.1290, оп.6, д.36, л.140). Рядом с владениями Смекалова были каменоломни, которые тянулись на 8 верст до хутора Скелевого. Из добытого камня изготовляли красные бруски и точила, серые плиты, ступени и т. д.
Старший сын наказного атамана Терского казачьего войска пользовался большим авторитетом не только в уезде, но и в губернии. Он избирался гласным Екатеринославского губернского земского собрания от Бахмутского уезда в 1903–1904 годах. Долгие годы Георгий Алексеевич Смекалов был одним из влиятельнейших земских начальников в уездной управе. Как рассказывали старожилы поселка Луганское, ныне Артемовского района Донецкой области, помещик был прогрессивных взглядов и старался делать немало общественно-полезных дел.
Сохранилась информация о том, что в 1903 году земское губернское собрание выразило благодарность Е.И. Смекаловой и ее мужу Георгию Алексеевичу за организацию яслей-приютов в Бахмутском уезде. Среди членов епархиального училищного совета Екатеринославской губернии также упоминается фамилия Смекалова. В уездной управе Георгий Алексеевич входит в состав комиссий по введению всеобщего обучения, по вопросу о распределении медицинских участков, по вопросу о расширении телефонной сети.
Он являлся также членом сельскохозяйственного совета, избирался секретарем Бахмутского уездного земского собрания в 1903 году. В отчетах упоминается его мнение о том, что управа может и обязана поручать врачам осматривать учащихся на том основании, что земству поручена забота о здравии населения. Кроме того, он предлагал распространять способы уничтожения гусеницы, в том числе так, как рекомендовал Николай Ильич Ларин (напомним, что в современном Донецке сохранилось еще название Ларино или Ларинка). Способ состоял в обрызгивании гусеницы 2-процентным раствором карболовой кислоты.
Еще Смекалов предложил в конце 1903 года учредить две или хотя бы одну должность запасного фельдшера и фельдшерицы-акушерки в Бахмутском уезде, так как в них ощущается большая потребность. Как сообщил старший научный сотрудник Артемовского краеведческого музея Игорь Корнацкий, в фондах музея есть фотокопия телеграммы Смекалова в Петербург директору канцелярии министра внутренних дел от 29 апреля 1913 года. Георгий Алексеевич подписал ее как заступающий место председателя Бахмутской уездной земской управы (председателем был Николай Владимирович Рутченко) и член правления кассы мелкого кредита.
В телеграмме Смекалов просит «исходатайствовать разрешение съезда его высокопревосходительством» и известить о разрешении начальника губернии телеграфом, и уведомить об этом телеграммой самого Смекалова. Обосновывая свою просьбу, он сообщает, что все подготовительные работы, доклады готовы, съезд имеет громадное экономическое значение, содействуя осуществлению хлебозалоговых и посреднических операций, а также является подготовительным к предстоящему 12 мая губернскому съезду.
Не забывал помещик и своих земляков. Известно, что на хуторе Елизаветово была земская одноклассная школа. Еще Смекалов защищал каменоломню Луганского сельского общества, на котором накопилась недоимка. «Если бы общество ежегодно получало окладные листы и полиция предъявляла своевременно требование об уплате причитающихся сборов, такая бы недоимка не образовалась», — высказывал свое мнение Георгий Алексеевич.
Елизаветовка на карте Бахмутского уезда, 1914 г.
На карте 1991 г. Елизаветовки уже нет
По всей вероятности, помещик Смекалов занимал высокую должность в Бахмутской уездной земской управе вплоть до 1917 года. А дальше — неизвестность… Может быть, он и уцелел в годы гражданской войны. Хотя, высокому земскому начальнику и потомственному дворянину это было сделать невероятно трудно.
Излишки в виде книжного шкафа и письменного стола
Корреспонденту «ДН» удалось все-таки найти в Государственном архиве Донецкой области один документ, с большой долей вероятности касающийся семьи помещика Бахмутского уезда. Речь может идти либо о дочери, либо о невестке Георгия Алексеевича — учительнице-воспитательнице детского дома Бахмута П. Смекаловой (напомним, что сам помещик и его жена Смекалова Е.И. в свое время получили благодарность от губернского собрания именно за свою деятельность по организации таких детских учреждений).
Среди материалов комиссии Бахмутского уездного исполкома Советов рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов по изъятию ценностей у населения (ГАДО, Ф-Р1527, оп.2, д.15, л.363) имеется заявление от 16.09.1920 года от Смекаловой. Ниже приводим текст этого документа:
Во время обыска в квартире (Соборная, №21) были описаны принадлежащие мне вещи: книжный шкаф с книгами, гардероб и малиновый письменный стол, которые я не успевала вывезти при переезде на другую квартиру. Посему прошу ПолитБюро сделать распоряжение об исключении из описи и дать мне перевезти их на квартиру, которую занимаю по Соборной, №15.
Такие обыски в рамках борьбы с излишествами в то время были частыми. А излишеством могли посчитать, в принципе, что угодно. Например, среди архивных документов есть убедительная просьба артиста И. Лельганта вернуть ему и его жене конфискованное большое настенное зеркало, т. к. оно им необходимо для подготовки к спектаклям. Конфисковали во время обысков и настенные часы, даже железные… ванны — наличие таких предметов в доме являлось предлогом для причисления человека к буржуазному классу, а значит к врагам.
Жена депутата Госдумы
В отличие от жизни старшего сына военного губернатора и наказного атамана Терского казачьего войска более-менее удалось выяснить судьбу единственной дочери Георгиевского кавалера — Аделаиды Алексеевны Смекаловой. Родилась она в 1880 году. О ее образовании ничего не известно, но, понятное дело, оно не было поверхностным и начальным. Вышла замуж Аделаида за Сергея Николаевича Родзянко. Родился он в 1878 году в Петербурге. Окончил Александровский лицей. Состоял уездным гласным Новомосковского земства и губернским Екатеринославского, а также был новомосковским предводителем дворянства. Затем муж дочери казачьего атамана был выбран в Госдуму России, входил во фракцию октябристов.
К слову, именно от представителей этого знаменитого рода помещиков Екатеринославской губернии в 1970 году на хранение в Национальный архив США поступила коллекция документов Новороссийского общества, т. е. предприятия, основанного Джоном Юзом. Будем надеяться, что профессиональные ученые Донбасса проявят интерес к данным историческим материалам, содержание которых наверняка могло бы открыть немало загадок истории нашего края.
Аделаида Алексеевна Родзянко (Смекалова) не погибла в мясорубке гражданской войны. Она сумела выехать за границу (сначала в Югославию) и умерла в 1937 году, похоронена в самом центре Брюсселя на кладбище Иксель. По некоторым данным, на том же кладбище обрела свой последний приют и вторая жена генерала и наказного атамана Терского казачьего войска, фрейлина Его Императорского двора Екатерина Михайловна, урожденная Родзянко.
У Аделаиды Алексеевны и Сергея Николаевича была дочь Зоя (23.02.1901–25.01.1949), которая похоронена в Бельгии в городе Овериже. Она в 1921 году вышла замуж за князя Игоря Михайловича Черкасского (5.01.1895–5.02.1975, Брюссель), подполковника лейб-гвардии Кирасирского полка. В 1922 году в этой семье родилась дочка Ирина. В ее двух браках детей не было.
Сады под водой
Имение Елизаветово помещика Георгия Смекалова славилось своими садами. Сам хозяин поместья знал толк в агрономической науке — не зря он входил в состав агрономического отдела губернского земства. Своим опытом и знаниями делился с крестьянами. Старожилы сел Красный Пахарь, Луганское рассказывали, что часть саженцев фруктовых деревьев бесплатно отдавал крестьянам. Видимо, поэтому на месте частично разрушенного имения помещика в 1926 году было решено создать сначала агротехническую школу, а с 1929 года в селе Красный Пахарь (до 1917 года село называлось Воздвиженка) начал работу плодоовощной техникум. В 1944 году он возобновил свою работу после освобождения Сталинской области от фашистов.
Краснопахарский сельскохозяйственный техникум в бывшем имении Георгия Смекалова, 30-е года ХХ века (Из музея Славянского аграрного техникума)
Но в 1949 году началось строительство Мироновской ГРЭС. Здания сельхозтехникума оказались прямо напротив образца индустриальной мощи СССР. Сады оказались затопленными под отстойник Мироновского водохранилища. Люди еще помнят, как в конце 50-х годов сухие стволы фруктовых деревьев виднелись из-под воды. Поэтому с 1956 по 1958 год сельскохозяйственный техникум перебазировали в Славянск. Находится он там и поныне. Теперь он называется Славянским аграрным техникумом.
Краснопахарский сельскохозяйственный техникум напротив Мироновской ГРЭС. Примерно 1956г (Из музея Славянского аграрного техникума)
- Автор: Анатолий Жаров
- Источник: Донецкие новости
Есть мнение, что фамилия Смекалов идёт из одного корня. И назначена она ориентировочно в 1795-96 гг.
Изменить