Во время ожесточенных боев в донецких степях разведчики одного из наших полков захватили в плен немецкого ефрейтора. Как выяснилось на допросе, этот молодчик уже побывал в ряде стран Запада, но нигде он не чувствовал себя так «неуютно», как в нашей стране. Среди прочих причин он назвал и ночные бомбардировщики По-2, которые на том участке фронта помогали нашим войскам сдерживать натиск гитлеровских полчищ.
Одной из самых опытных и отважных летчиц женского авиационного бомбардировочного полка была Надежда Попова. Сразу же после окончания 8-го класса она сдала экстерном экзамены за 9-й класс, чтобы раньше попасть в Донецкий аэроклуб, закончив который подала заявление в летную школу. Когда ей отказали (девушек в военные школы не принимали), она обратилась к прославленным летчицам Марине Расковой и Полные Осипенко, и они помогли ей поступить в Херсонскую летную школу. Попова уже работала инструктором, когда Марина Раскова, формировавшая женский авиаполк, вспомнила о ней. Надежда Попова была одной из тех, кто первыми вылетели на бомбежку неприятеля. Это было в родном донецком небе. А потом полеты следовали один за другим.
Гитлеровцы рвались к Кавказу. Они навели через Миус несколько переправ, к которым с наступлением темноты устремлялись колонны танков п мотопехоты. Попова вылетела на бомбежку одной из переправ. Ее встретил такой мощный заградительный огонь вражеских зениток, какого еще не доводилось преодолевать. К самолету потянулись сверкающие строчки трассирующих пуль. Надежда, умело маневрируя, обходя разрывы и лучи прожекторов, прорвалась к переправе. Бомбы легли точно в цель. На переправе возник сильный пожар.
Таких полетов приходилось совершать по нескольку в течение ночи. А бывало, приходилось вылетать на задание и днем! Никогда не забыть Надежде Васильевне разведывательного полета в Сальских степях летом 1942 года. Она вела самолет, зорко следя за воздухом, внимательно осматривая землю. Вот за лесом показалась речушка, вдоль которой между кустарников вилась дорога. Вглядевшись получше, Попова заметила замаскированные танки неприятеля. Она тотчас развернула самолет на обратный курс. Только тогда загрохотали выстрелы зенитной артиллерии, но было уже поздно. Совершив посадку, летчица отметила на карте место сосредоточения фашистских танков и снова взмыла в воздух, чтобы еще раз пролететь над разведанным районом, уточнить расположение войск противника.
Когда горючего осталось мало, Попова повернула к аэродрому. И вдруг из-за густых облаков вынырнули немецкие истребители и ринулись в атаку. Надежда направила самолет к земле. Ведь у безоружного По-2 бреющий полет — единственное спасение. Когда стервятники были уже совсем близко, летчица резко изменила направление полета. Полоснув из пулеметов, «мессершмитты» проскочили мимо. Но фашисты и не думали уходить. Они пошли в атаку слева. На этот раз им удалось прошить самолет несколькими очередями.
После очередной атаки истребителей По-2 загорелся и упал на землю. Надежда выскочила из кабины и бросилась в сторону. Спикировав еще раз, фашисты попытались расстрелять и летчицу, но она осталась невредима. Вскоре ценные сведения были доставлены нашему командованию.
Особенно трудным и рискованным делом оказались полеты на бомбежку вражеских переправ через Терек. Маршрут пролегал через заснеженные горные вершины, в сплошной облачности и туманах. Попова и здесь нашла выход — поднимала свой самолет над облаками и спускаясь только в районе цели, точно сбрасывала бомбы на головы фашистов.
Отличительной чертой Надежды Поповой наряду с отвагой было новаторство. В первое время боев ночные бомбардировщики вылетали на задание в одиночку. Со временем родилась идея парного вылета. Суть его состояла в том, что самолеты вылетали на задание с небольшим интервалом. У самой цели первый самолет приглушивал мотор, планируя, сбрасывал бомбы на объект и на полном газу уходил в сторону. Вслед ему гитлеровцы сосредоточивали огонь и направляли туда прожекторы. А в это время второй самолет беспрепятственно производил бомбометание. Как наиболее горячим сторонницам этого метода и наиболее подготовленным летчицам первыми опробовать новый метод поручили Надежде Поповой и Марине Чечневой. Они с блеском доказали эффективность нового метода.
852 боевых вылета совершила за время войны командир звена, затем эскадрильи Надежда Попова. Прп выполнении боевых заданий она вызвала 49 очагов пожара, уничтожила железнодорожный эшелон, две переправы, склад с горючим, артиллерийскую батарею.
Вместе с Таманским авиационным полком Надежда Попова воевала под Новороссийском и Севастополем, в Белоруссии, Польше и Германии. В памятные майские дни 1945 года в Берлине на стене рейхстага среди тысяч автографов победителей появились слова: «Я, Надя Попова, из Донбасса!». Сюда, к поверженному рейхстагу, она пришла уже с высшим отличием воинской доблести. 23 февраля 1945 года Указом Президиума Верховного Совета СССР за исключительные храбрость и героизм, проявленные в борьбе с фашистскими захватчиками, Надежде Васильевне Поповой присвоено звание Героя Советского Союза.
- Кавалеры Золотой Звезды. Очерки о Героях Советского Союза. Донецк, «Донбасс», 1976.
Справка
Попова Надежда (Анастасия) Васильевна – заместитель командира авиаэскадрильи 46-го гвардейского ночного бомбардировочного авиационного полка (325-я ночная бомбардировочная авиационная дивизия, 4-я воздушная армия, 2-й Белорусский фронт), гвардии старший лейтенант.
Родилась 17 декабря 1921 года в деревне Шебановка Вышне-Должанской волости Ливенского уезда Орловской губернии (ныне в черте посёлка Долгое Орловской области). Русская. Имя при рождении – Анастасия Васильевна Попова. В 1938 году окончила 9 классов школы на станции Мушкетово (ныне в черте города Донецк, Украина) и Сталинский аэроклуб (ныне город Донецк), в котором была оставлена лётчиком-инструктором. В 1940 году окончила Херсонскую лётную школу Осоавиахима. В 1940-1941 – лётчик-инструктор Краматорского аэроклуба (Донецкая область, Украина).
В августе-ноябре 1941 – лётчик-инструктор Славянской военной авиационной школы первоначального обучения лётчиков, находившейся в эвакуации в городе Каттакурган (Самаркандская область, Узбекистан).
В армии с ноября 1941 года. В феврале 1942 года окончила курсы при Энгельсской военной авиационной школе лётчиков. С февраля 1942 – командир звена женского ночного бомбардировочного авиаполка, проходившего формирование в городе Энгельс (Саратовская область).
Участник Великой Отечественной войны: в мае 1942 – мае 1945 – командир звена, заместитель командира и командир авиаэскадрильи 588-го (c февраля 1943 – 46-го гвардейского) ночного бомбардировочного авиационного полка. Воевала на Южном (май-июль 1942) и Северо-Кавказском (июль-сентябрь 1942) фронтах, в составе Северной группы войск Закавказского фронта (сентябрь 1942 – январь 1943), на Северо-Кавказском фронте (январь-ноябрь 1943), в составе Отдельной Приморской армии (ноябрь 1943 – май 1944) и на 2-м Белорусском фронте (июнь 1944 – май 1945).
Принимала участие в битве за Кавказ, освобождении Кубани, Керченско-Эльтигенской, Крымской, Могилёвской, Белостокской, Осовецкой, Млавско-Эльбингской, Восточно-Померанской и Берлинской операциях.
За время войны совершила 780 боевых вылетов на бомбардировщике У-2 (По-2) для нанесения бомбовых ударов по живой силе и технике противника.
За мужество и героизм, проявленные в боях с немецко-фашистскими захватчиками, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 23 февраля 1945 года гвардии старшему лейтенанту Поповой Анастасии Васильевне присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».
По окончании войны вышла замуж за Героя Советского Союза лётчика-истребителя С. И. Харламова, и до 1952 года проходила службу в Вооружённых Силах СССР, уволившись в запас в звании майора.
Проживала в Москве. Скончалась 6 июля 2013 года. Надежда Попова похоронена на Новодевичьем кладбище, рядом с могилой мужа (11 участок).
Память
- В Донецком поселке Мушкетово одна из улиц в честь славной землячки названа Героической.
- Пионерской дружине СШ № 132 города Донецка носила имя выпускницы школы Н. В. Поповой.