Путь в небо у Петра Черныша начинался езде в Красногоровке. Здесь, работая формовщиком на огнеупорном заводе имени В. I). Ленина, он одновременно занимался в местном аэроклубе. И в 1938 году был призван в ряды Красной Армии и стал военным летчиком.
Кадровым летчикам выпала нелегкая доля в первые дни воины встретить в родном небе превосходящие силы противника. Немало погибло в те дни наших замечательных соколов, как любовно называл их народ. Но оставшиеся приобрели опыт, закалились в боях, научились бить хваленые немецкие «мессершмитты», «фокке-вульфы», «хепнкели» и «хен-шели».
Еще в дни боев в небе родной страны не раз отличался П. П. Черныш. Он был награжден орденами Красной Звезды, Отечественной войны 2-й степени. Красного Знамени. Часто получал благодарности командования за успешное выполнение трудных боевых задании.
Но особенно отличился гвардии старший лейтенант Черныш при освобождении Польши и в боях над территорией самой Германии. Вот лишь некоторые боевые эпизоды, о которых рассказывается в наградном листе на представление П. П. Черныша к званию Героя Советского Союза.
17 января 1945 года. Во время бомбардировочного удара с планирования по скоплению боевой техники врага на станции Опочно группа самолетов, в которую входил и Черныш, несмотря па сильное противодействие истребительной авиации противника и плохие метеорологические условия, точно вышла на цель и отлично выполнила боевое задание. Было уничтожено 10 вагонов, 30 автомашин, 20 повозок, разрушено 10 зданий. Лично Черныш уничтожил много живой силы противника.
Командир корпуса вручил позже летчикам фотомонтаж, подтверждающий результаты бомбового удара.
3 марта 1945 года. Нашим самолетам была поставлена задача нанести удар по скоплению авиации противника на аэродроме Ламсдорф. При подходе к цели группу встретили 12 вражеских истребителей и сильный заградительный огонь зенитной артиллерии. Несмотря на это наши летчики успешно выполнили задание. Они уничтожили 18 истребителей и один бомбардировщик, взорвали склад горючего, разрушили 2 здания. Черныш, рискуя жизнью, штурмовал зенитные точки врага. Уничтожил три самолета противника.
4 марта 1945 года. Гвардии старший лейтенант Черныш вылетел на свободную охоту одиночным экипажем. Он обнаружил железнодорожный эшелон, но в это время был атакован двумя «Мессершмиттамп-109». Отважный летчик не ушел от цели. Отбивая яростные атаки вражеских истребителей, он штурмовал железнодорожный состав и поджег его. Но и самолет Черныша получил повреждение. Правый мотор был разбит, самолет загорелся. Несмотря на это, летчик вел его к расположению своих частей и сумел посадить на фюзеляж уже на занятой нашими войсками территории. Боевая машина и жизнь экипажа были спасены.
23 марта 1945 года. Группа самолетов, в которую входил Пе-2 Черныша, с горизонтального полета бомбардировала войска противника в районе Нейсе. Было уничтожено много живой силы, зенитная батарея, разрушено несколько зданий. После бомбежки возникло 6 очагов пожаров.
А всего за время войны П. П. Черныш совершил 172 успешных боевых вылета на бомбардировку войск и боевой техники противника. На головы врагов он сбросил 157 тысяч килограммов бомб, выпустил по фашистам около 100 тысяч патронов. Лично им уничтожено семь самолетов противника, 27 автомашин, 35 подвод с грузами и живой силой врага, 16 огневых точек, 4 склада с боеприпасами, 2 железнодорожных моста, 37 вагонов, разрушено более 20 зданий.
- Кавалеры Золотой Звезды. Очерки о Героях Советского Союза. Донецк, «Донбасс», 1976.
Из наградного листа на присвоение звания Героя Советского Союза
Участвуя в Отечественной войне против немецких захватчиков с июня 1941 года, тов. Черныш своими смелыми, инициативными и решительными действиями, проявляя упорство в поражении цели, совершил 172 успешных боевых вылета на бомбардировку войск и техники противника, из них 91 успешный боевой вылет с пикирования и 27 боевых вылетов боевую охоту и на разведку ближних тылов и переднего края противника. Сбросил на головы противника 157 тонн бомб, израсходовал 94 тысячи патронов и при этом уничтожил: 2 железнодорожных моста, 4 склада с боеприпасами, 37 железнодорожных вагонов, 7 самолетов, 27 автомашин, 35 подвод с войсками и грузом, 3 паровоза, 9 танков, 11 бронетранспортеров, подавил 16 огневых точек, разрушил 21 здание. Тем самым содействовал успеху наших войск в Белгородско-Курской, Днепровской, Львовской, Бугской, Висленской и Бреславской операциях, уничтожении окруженных группировок противника в районах Шполы, Золочева, Оппельна и Бреслау.
Особенно тов. Черныш проявил себя в боях по очищению от немецких захватчиков союзной нам Польши, форсировании водных рубежей Буг, Висла, Одер, Шпрее, Нейсе и перенесении боевых действий вглубь Германии.
В бою проявил себя смелым и мужественным летчиком. Боевые задания командования выполняет только на отлично, за что личным составом заслуженно называется первым снайпером-пикировщиком.
Тов. Чернышу, как отличному летчику, снайперу-пикировщику бомбовых ударов, командованием поручались самые ответственные задачи, которые он, применяя все свое летное искусство, презирая смерть, всегда выполнял на отлично.
За совершенные 113 успешных боевых вылетов и нанесенный огромный ущерб противнику, за проявленное мужество и геройство в бою тов. Черныш награжден орденами Красной Звезды, Отечественной войны 2-й степени и Красного Знамени.
17.01.1945 года во время бомбардировочного удара с планирования по скоплению техники на станции Опочно группа, в состав которой входил тов. Черныш, несмотря на сильное противодействие истребительной авиации противника и плохие метеоусловия, точно вышла на цель и отлично выполнила боевое задание, уничтожив 30 автомашин, 10 вагонов, 20 повозок, разрушила 10 зданий. Тов. Черныш в этом вылете штурмовал живую силу и технику противника. За отличный бомбовый удар командир корпуса вручил группе фотомонтаж, подтверждающий результаты удара.
3.03.1945 года группе, в состав которой входил тов. Черныш, была поставлена задача нанести удар по скоплению авиации противника на аэродроме Лансдорф. При подходе к цели группа была встречена двенадцатью истребителями противника и сильным заградительным огнем зенитной артиллерии. Несмотря на это, группа отлично выполнила боевое задание, уничтожив 18 истребителей, 1 бомбардировщик, взорав склад горюче-смазочных материалов, разрушив 2 здания. В этом бою тов. Черныш лично, проявляя мужество и геройство, рискуя жизнью, отбил 4 атаки истребителей, штурмовал зенитные точки и стоянки самолетов противника. уничтожил 3 самолета.
4.03.1945 года тов. Чернышу была поставлена задача – охота одиночным экипажем в свободном полете за железнодорожными эшелонами противника. В момент атаки железнодорожного эшелона в районе Лаубан тов. Черныш был атакован двумя Ме-109.
Отважный летчик не ушел от цели. Отбивая яростные атаки истребителей, он штурмовал эшелон, в результате чего он загорелся. На третьем заходе на самолете тов. Черныша был подбит правый мотор, но он не покинул поле боя и продолжал штурмовку эшелона. Только когда задача была выполнена полностью, тов. Черныш горящий самолет перетянул на свою территорию и посадил на фюзеляж, тес самым спас жизнь экипажа и самолет.
23.03.1945 года, выполняя боевое задание по бомбардированию войск в пункте Нейсе, группа, в состав которой входил тов. Черныш, в горизонтальном полете с одного захода отлично выполнила боевое задание, уничтожив 1 артиллерийскую батарею, разрушив 23 здание и вызвав 6 очагов пожара. Тов. Черныш в этом вылете лично подавил 1 огневую зенитную точку противника, тем самым способствуя группе отлично выполнить боевое задание.
Отличные бомбардировочные удары тов. Черныша по врагу внесли большую лепту в нанесении врагу огромного ущерба в живой силе и технике, за что полк награжден орденом Богдана Хмельницкого 2-й степени и ему присвоено наименование Краковского.
За произведенные 172 успешных боевых вылета на бомбардировку войск и техники противника и 91 успешный боевой вылет с пикирования, за нанесенный противнику огромный ущерб в живой силе и технике, что способствовало успеху наших войск в борьбе с немецкими захватчиками, за проявленное геройство и мужество в бою достоин высшей правительственной награды – присвоения звания «Герой Советского Союза».
Справка
Черныш Пётр Прокофьевич – командир звена 81-го гвардейского бомбардировочного авиационного Краковского ордена Богдана Хмельницкого полка (1-я гвардейская бомбардировочная авиационная Кировоградская дивизия, 6-й гвардейский бомбардировочный авиационный корпус, 2-я воздушная армия, 1-й Украинский фронт), гвардии старший лейтенант.
Родился 20 апреля 1919 года в рабочем поселке Красногоровка, ныне город Марьинского района Донецкой области (Украина), в семье рабочего. Украинец. Окончил 7 классов и школу фабрично-заводского ученичества (ФЗУ). Работал фрезеровщиком на заводе огнеупоров. Учился в аэроклубе. Призван в армию в 1938 году. Окончил военную авиационную школу пилотов в городе Ворошиловград (ныне Луганск) в 1941 году.
Во время Великой Отечественной войны в действующей армии с июня 1941 года.
Летчик-бомбардировщик П.П.Черныш воевал на Центральном, Калининском, Волховском, Северо-Западном, Воронежском, Степном, 2-м и 1-м Украинских фронтах.
К 30 апреля 1945 года совершил на самолете Пе-2 172 боевых вылета на бомбардировку военных объектов, укреплений, скоплений войск, живой силы и техники противника.
После окончания войны продолжал службу в Военно-Воздущных Силах. В 1947 году окончил Высшие курсы усовершенствования офицерского состава (КУОС). С 1975 года полковник П.П.Черныш – в запасе. Жил в Волгограде.
Скончался 15 мая 1979 года.
Память
- На доме, где жил в Волгограде П.П.Черныш, установлена мемориальная доска.