Среди названий некоторых частей нашего города попадаются и напрямую связанные как с Джоном Юзом, так и с его современниками. Рутченковка, Ларинка, Смолянка… Список можно продолжить. Предлагаю читателям историю возникновения некоторых из них.

Ручтенково

Так называется часть Кировского района города. Так же называется и железнодорожная станция. Название это идет от фамилии Рутченко. Рутченко — это дворянский род, владевший землей с конца ХVIII века, еще до прихода сюда Юза. Основателем рода считается прапорщик Алексей Кириллович Рутченко, ушедший в отставку в 1817 году. Всего у него было около 5600 гектаров земли. Сегодня эти земли в составе Кировского, Куйбышевского и Ленинского районов. У Алексея Кирилловича и его жены Дарьи Алексеевны было три сына и две дочери. После смерти родителей все они становятся владельцами огромного участка земли.

Сыновья Алексея Кирилловича, Григорий, Николай и Иван, занимали различные военные и гражданские посты. Григорий — офицер, капитан драгунского полка, Николай — в гражданском ведомстве дорос от коллежского секретаря (1820 год) до титулярного советника (1833 год). Иван начал службу в судебном ведомстве — канцелярии Бахмутского уездного суда. Кстати, в честь Григория назвали и село — Григорьевка. Сегодня это район между улицами Пухова и Молодежной.

Сын Ивана Алексеевича — Владимир — был военным. Женат на дочери капитана Соколова Софье Ивановне. У Владимира Ивановича и Софьи Ивановны было три сына: Александр (р.1.02.1871 г.), Николай (р.14.02.1875 г.) и младший — Сергей. Это их дом находится напротив машиностроительного завода (бывшый Боссе) в составе спорткомплекса «Олимпик». Александр и Николай стали горными инженерами. У Александра Владимировича были дочь Ольга и сын Александр. И этот Александр Александрович, обратился за помощью в бывшее правление Рутченковского горнопромышленного Общества в Брюсселе. Там отнеслись с пониманием и уважением к заслугам его отца, работавшего когда-то на шахтах Общества и оплатили обучение. Закончив Брюссельский технологический институт, Александр Александрович уехал дипломированным специалистом в Англию, где прожил всю оставшуюся жизнь и скончался в середине 1970-х годов.

Вернемся к ветви третьего сына Алексея Кирилловича Рутченко, Николая. У его сына, коллежского регистратора Алексея Николаевича, было четверо детей: Петр, Николай, Мария и Анна.

Мария вышла замуж за горного инженера Сергея Александровича  Ауэрбаха (1875-1914) — одного из трех сыновей выдающегося горного инженера Александра Андреевича Ауэрбаха (1844-1916) — главного акционера и директора-распорядителя Товарищества «Ртутное дело А.Ауэрбах и Ко» в Никитовке. Мария Алексеевна с детьми после 1917 года эмигрировала и осела в Брюсселе. В браке у них было две дочери: Ольга (р.1901г.) и Татьяна (р.1905г.), вышедших замуж за румынских офицеров. После окончания Второй мировой войны Мария Алексеевна поехала в Румынию разыскивать дочерей и пропала без вести.

Петр Алексеевич был военным. Умер в 1919 году. Его сын, Владимир, после гражданской войны попал во Францию. Был дважды женат, от двух браков имел 9 детей (четверо — от первого брака и пятеро — от второго). Будучи большим специалистом в выращивании кукурузы, написал книгу о методах повышения ее урожайности и даже удостоился внимания Н.С. Хрущева и приглашения посетить СССР в начале 1960-х годов. Умер несколько лет назад. Своими русскими корнями интересуется только один его сын Николай.

Николай Алексеевич Рутченко родился в 1883 году. Был расстрелян 22 ноября 1920 под Симферополем. Его сын Николай (р.1916) историк, живет во Франции. Несколько лет назад передал в дар городу Москве 16 ящиков документов по истории белого движения. Только генерала Деникина 400 писем.

Собственно говоря, этой ветви Рутченко мы обязаны наименованием и станции Рутченково (до 1903 года Рудничная) и поселку Рутченково. Здесь же вырос и Рутченковский коксохимзавод. Эти земли сегодня входят в Кировский район Донецка. Имение же находилось в районе площади Свободы. В 1896 году все свои земли наследники Алексея Рутченко продали французскому горнопромышленному обществу, названному Рутченковским.

Масловка, Ларинка

Одной из дочерей, в качестве приданого в начале XIX века Алексей Кириллович Рутченко выделил клин земли. С северной стороны эти земли граничили с владениями Шидловского (напомним, что Юз на тот момент даже не родился). Здесь, возле оврага Скоморошина, где протекала речушка с таким же названием, а по речушке сегодня находятся три городских ставка, возникла деревня Екатериновка (или по другому — Масловка), названная по имени хозяйки, Екатерины Алексеевны Маслянниковой (урожденной Рутченко). Маслянников служил в уезде по гражданской части и имел чин коллежского советника.

В 1873 году земля, принадлежавшая Екатерине Александровне Маслянниковой, была продана Екатерине Аркадьевне Лариной.

Почти одновременно в Санкт-Петербурге в департаменте герольдии были заведены дела о потомственном дворянстве двух братьев: Ильи Гавриловича и Макария Гавриловича Лариных. У их отца, прапорщика Гаврилы Макаровича, было два брата: Иван и Степан. Братья были более удачливы. Если у Гаврилы Ларина было всего 86 десятин земли вблизи Бахмута, 40 из которых принадлежали жене, Ирине Антоновне, то у Степана Ларина — 1 982 десятины, а у Ивана — 9 822 десятины. Степан Макарович имел чин титулярного советника. В деревне Белогорье Грузская, в 12-ти верстах на север от Дружковки, ему принадлежало 64 крестьянина и мельница. Иван Макарович имел чин секунд-майора. В деревне Красноподолье, что в 10-ти верстах на северо-восток от Гришино, при речке Водяной, ему принадлежало 26 крестьян.

Старший сын Ильи Гавриловича — Иван (а всего у него было четверо детей) женился на Екатерине Аркадьевне Барковой. Невеста была с приданым. Она-то и приобрела 18 мая 1873 года при деревне Екатериновке 457 десятин земли у помещицы Маслянниковой.

Земли крестьян деревни Екатериновка (Масловка), доставшиеся им после отмены крепостного права, примыкавшие к заводу Новороссийского Общества, были арендованы Новороссийским обществом в 1875 году (всего 64 десятины), а в 1893 году выкуплены.

Сделка по продаже земли между Лариной и Новороссийским Обществом была зарегистрирована 4 февраля 1893 года у харьковского нотариуса Алексея Игнатьевича Полешко в его конторе на Торговой площади, 5. Интересы покупателя представлял Айвор Юз, действовавший по доверенности Новороссийского Общества. За землю было заплачено 165 тысяч рублей серебром. При этом было оговорено, что пошлину и другие расходы по сделке берутся с продавца. И Екатерина Аркадьевна заплатила со сделки 6 606 рублей.

Ларинский базар, Соловки

Приобретение земли Екатериной Аркадьевной Лариной оказалось очень удачным. Эти земли взяло в аренду Новороссийское Общество и Торговый Дом Томсон Брокар. Земля была свободна от крестьянского надела, построек здесь было на 910 рублей. Почва — плотный глинистый чернозем. Обводнялся участок 10 колодцами и, до строительства запруд на речке Скоморошине, рекой Кальмиус. В конце концов, Новороссийское Общество приобрело землю у Лариных. Торговый дом Томсон Брокар арендовал у Екатерины Аркадьевны Лариной 23 десятины. Арендная плата составляла 2000 рублей в год. Эта площадь была отведена под Ларинский базар. Предприниматели установили субарендную плату уже 2 рубля 70 копеек за квадратную сажень, а три питейных заведения, располагавшиеся здесь же, платили в год по 2200 рублей. Одно из питейных заведений — пивная — принадлежала в 1884 году главному бухгалтеру завода Четчу и давала годовой выручки от продажи ва 6000 рублей. Пиво покупали на Южнороссийском пивоваренном заводе по 1 руб. 20 коп за ведро и продавали по 3 руб. Пивоваренный завод, построенный в 1879 году возле хутора Черепашки, принадлежал Айвору Юзу. В советские времена предприятие называлось Рутченковским пивзаводом. Остальные 434 десятины земли арендовало Новороссийское общество.

Ларинский базар находился в районе кинотеатра «Сталь». В 1930-х годах он был перенесен на новое место. Официально базар назывался «Стандарт», но в обиходе его называли по-другому — Соловки. По терминологии того времени его вроде как сослали, отсюда и название.

Нестеровка

Так называется часть Ленинского района за рынком Соловки, район улицы Пионерской. Основатель дворянского рода Нестеровых — Иван Андреевич, поселился в Бахмутском уезде в конце XVIII века. В селе Григорьевка ему принадлежали 62 крестьянина. И земля досталась ему в качестве приданого жены — Дарьи Алексеевны, урожденной Рутченко. Их старший сын, Николай, 1812 года рождения, имевший чин губернского секретаря, заложил несколько шахт. Ввиду его кончины всю землю и шахты унаследовала жена, Елизавета Альфонсовна. Работы на руднике, согласно промышленным правилам ведения разработок, производились с 1854 года. На участке было исследовано 9 пластов угля.

По договору с заводом Новороссийского Общества ежедневно Нестеровский рудник должен был поставлять на завод не менее 5 000 пудов угля. При неисполнении этого обязательства, Юз мог отказаться от поставки угля, но продать добытый уголь куда-либо еще Е.А. Нестерова не имела права. Стараясь увеличить добычу, Е.А. Нестерова оборудовала шахту подъемной паровой машиной за 10 000 рублей. И если в 1883 году угледобыча составляла 442 044 пудов, то на следующий год — уже 633 861 пуд .

В начале XX века наследникам Нестеровой принадлежало чуть больше 500 десятин земли. Земля шла узкой полоской вдоль речки Асмоловки, в современном представлении от проспекта Кирова и до бывшего парка завода «Донгормаш», спортклуба «Олимпик».

Владельческая усадьба Лизино-Никольское, принадлежавшая Николаю Нестерову, располагалась между деревней Любимовкой (Закоп) и землею Софьи Ивановны Рутченко возле Дурной (Птичьей) балки с речкой Асмоловкой. Здесь в конце XIX века имелось три дворовых постройки, в которых проживало 36 мужчин и 9 женщин, один постоялый двор при проселочной дороге в с. Старо-Михайловку.

Нестеровы также имеют отношение и к Лидиевскому руднику. Земля здесь (всего 500 десятин) принадлежала Дарье Николаевне Нестеровой, вышедшей замуж за казачьего офицера Горбачева. И здесь существовал хутор, названный Дарьино поле.

И еще. Дом с башенкой по улице Потийской, 51, который некоторые упорно называют домом Бальфура принадлежал Нестеровым. Это помог установить О.Д.Крицын (1929 года рождения), нашедший Н.А.Волошина, родившегося на ул.Потийской. По словам Волошина все старые местные жители (а он родился в 1934) этот дом иначе, как нестеровским не называли.

Смолянка

Так называют часть Куйбышевского района города, вокруг пересечения улицы Куйбышева и проспекта Панфилова. Земли, принадлежавшие Любови Ивановне Смольяниновой (в девичестве Нестеровой), достались последней согласно духовному завещанию 24 марта 1854 года от родной бабки Дарьи Алексеевны Нестеровой (дочери основателя рода Рутченко — Алексея Кирилловича). Во владение землей Любовь Ивановна вступила по решению Бахмутского уездного суда 15 июня 1855 года.

Всего наследной земли было 719 десятин. Владения граничили с южной стороны с землей, отведенной в пользование крестьян дер. Любимовка по решению Бахмутского уездного суда от 20 августа 1864 года, взамен крестьянских наделов, земля Нестеровых и Горбачевой, с запада земля Турчаниновой, с севера земля Новороссийского Общества (бывшая князя Ливена), с востока земля Лариной, по безымянному оврагу крестьян-собственников деревни Екатериновки, земля Лариной до реки Кальмиус.

На момент совершения сделки по продаже земли Новороссийскому Обществу Любовь Ивановна была вдовой губернского секретаря Петра Егоровича Смольянинова.

На 1795 год в Бахмутском уезде владело землею три брата Смольяниновых: Петр, Дмитрий и Иван Егоровичи. Коллежский асессор Дмитрий Егорович владел совместно с капитаном Иваном Егоровичем земельным участком в десятин вместе с деревней Калиновой (287 жителей) недалеко от Дружковки.

Кроме этого, Иван Егорович владел землею в 15 верстах на север от Бахмута совместно с губернским секретарем Петром Егоровичем Смольяниновым общей площадью 2 050 десятин и деревней Дмитрогорской (она же Бондарка и Васюковка) на правом берегу речки Васюковой. Здесь же находилась мельница, бондарка, господский деревянный дом. В деревне проживало 98 мужчин и 97 женщин. И, наконец, деревней Гавриловкой (37 жителей, площадь земельных угодий 1 508 десятин) с конезаводом, деревянным барским домом владел Дмитрий Егорович Смольянинов. Находилась деревня в 32 верстах на запад от Бахмута.

22 апреля 1890 года в контору Новороссийского Общества явились нотариус Александр Федорович Сигаев, имевший контору в Бахмуте на городской площади в доме Чехирова, и присяжный поверенный Владимир Васильевич Свиридов, живший в Москве на Арбате по Денежному переулку в доме Брокмана. Свиридов представлял интересы Любови Ивановны Смольяниновой, жившей в Москве в доме Евангелического училища, на основании доверенности, выданной московским нотариусом Меморским 18 апреля 1889 года. Интересы Новороссийского Общества представлял по доверенности Д.Д.Юз.

На момент продажи земля Смольяниновой находилась в закладе в Харьковском земельном банке по номинальной закладной цене 12 500 рублей сроком на 43,5 года, считая с 1 июля 1888 года.

Стороны договорились о продаже участка земли за 90 000 рублей, включая в эту сумму и долг Харьковскому земельному банку 12 500 рублей. Расходы по оформлению сделки брал на себя покупатель.

Мандрыкино, Авдотьино

Основателем дворянского рода Мандрыкиных является выходец из Запорожской Сечи Андрей Мандрика. Его сыновья Пантелеймон, Кирилл и Давид, приобрели земли в Новороссийской губернии, впоследствии преобразованной в ряд губерний, в том числе Полтавскую и Екатеринославскую. Давид Мандрыка с братом Кириллом купил лес возле реки Орели в 1765 году и основал Мандрыкино (Убежище). У Давида Андреевича и его жены Евдокии было четверо детей: Софья (р. 1768 г.), Данила (р. 1771 г.), Ксения (р. 1772 г.), Василий (р. 1778 г.).

В конце XVIII века землю с правой стороны Кальмиуса за службу получил Данила Мандрыкин и основал здесь деревню Авдотьино, названную так в честь матери. Состоял Данила Мандрикын адьютантом при А.В.Суворове. В начале XIX века земли в Бахмутском уезде передал брату Василию и его дочерям Марье и Дарье. В 1845 году Василий Давыдович Мандрыкин умер. Земли вокруг Авдотьино унаследовали его дочери — Мария Васильевна Туткевич (по мужу) и Дарья Васильевна Мандрыкина (1833-1889). Когда прокладывали железную дорогу на Мариуполь — часть трассы прошла по землям Мандрыкиных. Поэтому и железнодорожную станцию назвали Мандрыкино.

В 1896 году имением Авдотьино владела княжна Ольга Анатольевна Долгорукова, внучка Марии Васильевны, дочь Марии Яковлевны (в девичестве Туткевич) и князя Анатолия Михайловича Долгорукова. В имении было 2 домостроения, в которых проживало 16 мужчин и 13 женщин. Граничило имение с селом Авдотьино, располагавшемся на крестьянской общественной земле и насчитывавшем 175 дворов. Село являлось центром Авдотьинской волости. По списку землевладельцев (около 1905 года) Ольга Анатольевна Долгорукова владела 162 десятинами земли, ее мать, Мария Яковлевна, 173 десятинами.

 

  • Автор: Степкин В.П.

 



11 Комментарии

Войдите, чтобы оставить комментарий