В 60 и 70 годы город сталеваров и забойщиков пережил пору своего цветения

Окончание. Начало в тут и тут

За несколько недель до переименования Сталино в Донецк, самый известный дончанин современности, генеральный секретарь ЦК КПСС Никита Хрущев произнес с трибуны XXII съезда партии: «Нынешнее поколение советских людей будет жить при коммунизме». С этой выспренной фразы началось возведение громадной стены лжи, политический трескотни, безответственных заявлений, погубивших, в конце концов, огромное государство. Да и сам Никита Сергеевич был близок к краху, его политическая карьера оборвалась через три года и уже через месяц после того дом-музей главного борца с «культом личности» был снесен, говорят, за одну ночь бульдозером вместе со скарбом. Варварство, конечно, в известном смысле, но как бы там ни было — с тех пор в районе фабрики игрушек ничто уже не напоминает о бывшем юзовском шахтере, стучавшем ботинком по трибуне ООН…

Родоначальник металлургии Юга Сталинский заводРодоначальник металлургии Юга Сталинский завод

Как известно, шестидесятые и большая часть семидесятых были эпохой наибольшего экономического процветания СССР. По большому счету, то был пик коммунизма советского образца. Для Донецка это было время расцвета практически во всех сферах жизни. Именно в эти двадцать лет столица Донбасса приобрела свой нынешний облик.

Жизнь кипит

Вот навскидку перечень только основных достижений города у Кальмиуса. 

Развернулось массовое строительство жилья. Совсем немного времени прошло с тех пор, как в 1958 году инженер из первого Мосгорпроекта Константин Лагутенко (дед главного «Мумий Тролля») выпустил проект первой пятиэтажки серии K-7, и вот уже весь Донецк вкупе с Макеевкой и другими городами-спутниками в темпе застраивается коробками домов, прозванных в народе «хрущевками». Шахтеры, металлурги, химики, железнодорожники в массовом порядке переселились из коммуналок и бараков в индивидуальные скворечники.

Строятся новые шахты. Спроектированная в конце 50-х, гордостью края становится «Петровская-Глубокая» в Кировском районе. Она действительно очень глубокая – 1200 метров. В 1975 ее запустили на всю катушку и дали имя академика Скочинского. Через 23 года подземный взрыв на ней унес жизни 63 горняков. Но пока о ней говорит весь Союз – крупнейшая в Европе!

Небывалая вещь – в краю угля и стали примерно теми же темпами, что и промышленность развивают культуру и науку. Всемирную славу приобретает оперный певец Анатолий Соловьяненко, педагогический институт становится университетом с очень приличным преподавательским составом. В 1969-ом, к столетию города проводится первый джазовый фестиваль. И ничего, что руководит этим проектом городской комсомол – ДоДж (Донецкий Джаз) и сегодня крупнейший в Украине джазовый форум, ничего подобного в стране не существует. Усилиями первого секретаря обкома партии Владимира Дегтярева и тогдашнего мэра Василия Миронова создается Донецкий научный центр АН УССР.

В спорте это двадцатилетие для Донецка – прежде всего футбольный «Шахтер». Стартовав в начале шестидесятых двумя победами в Кубке СССР, горняки и финишировали в 1980-ом кубковой победой. Двумя сезонами в оранжево-черной форме отметился великий Лобановский. В эту же пору родилась и заблистала донецкая школа бокса. Легкая атлетика Донбасса явила миру спортивный гений Сергея Бубки.

Миллион алых роз эпохи Дегтярева

18 лет правления Леонида Брежнева – в истории Донецка не просто «период застоя». Это, прежде всего эпоха Владимира Дегтярева и Василия Миронова. Первый возглавлял обком партии, второй – горисполком. Эти два дончанина сделали для областного центра и его людей столько, что трудно оценить этот вклад во всей полноте. О Дегтяреве говорят, что он бывал груб и резок, о Миронове – напротив, что мягок, но принципиален и сторонник метода убеждения. Но, как бы то ни было усилиями этих двух топ-менеджеров Донецк стал тем, чем он есть. Была у этих горных инженеров, ставших партийно-хозяйственными управленцами какая-то особенно пронзительная любовь к своему городу. Их не смущал его пролетарский вид, они знали, как преобразить его. И к середине 70-х добились своего. Правда, Дегтярева к тому времени сняли с работы, но наследовавший ему Миронов, до самой своей кончины в 1985 году продолжал выбивать для Донецка у Москвы и Киева возможное и невозможное. 

В 1967 году Донецк прирос еще одним районом – Киевским, а в 1980 г. появился еще один – Буденовский. Городское хозяйство было структурировано. Жестко и властно, но потому и надежно. Немаловажно, что среди индустриальных забот город проникался и мыслью о внешнем виде, улучшении экологической обстановки. Знаменитая программа донецкого «Зеленстроя» наиболее ярко выразилась в миллионе кустов роз, высаженных во всех районах. Приезжие поражались – терриконы пылят, заводские трубы дымят, а вокруг столько зелени и цветов. Увы, в годы перестройки и безвластья, последовавшего за ними, это богатство было почти безвозвратно утеряно и сегодня с большим трудом восстанавливается. А тогда, на пике коммунизма, у ЮНЕСКО просто не было выбора – Донецк назвали самым благоустроенным и зеленым промышленным городом мира.

К сожалению, эпоха Дегтярева не стала праздником для архитектуры города. Предпочтение в строительстве отдавалось исключительно прагматичным проектам. Общественных зданий, радующих глаз горожан, не добавилось. Геометрический рисунок улиц, доставшийся в наследство от основателей города, был доведен до логического завершения – такими широкими, просторными проспектами и бульварами мог тогда гордиться далеко не каждый город в СССР. Что касается градостроительных концепций и развития транспортных артерий, то здесь просто не хватило денег и элементарного везения.

Город невезения

В 1972 году был разработан и утвержден новый генеральный план Донецка. Сам по себе, вспоминают архитекторы, принимавшие участие в его создании, он был хорош и прогрессивен. Например, предполагалось построить транспортную развязку возле Южного автовокзала, широкая двухуровневая автострада прямиком с Ленинского проспекта должна была вылетать на проспект Павших коммунаров в Калининский район и далее, до новой развязки с Макшоссе и объездной дорогой. Предполагалось вынести за черту города многие промышленные предприятия, увеличить санитарную зону возле ДМЗ, протянуть новые прямые дороги на окраины, увеличить парк автобусов и горэлектротранспорта. 

А главное, — Донецк размечтался о метрополитене. В 1978 году в городе родился миллионный житель, и этот факт давал право на строительство метро. Но Москва уперлась – ни в какую! И это притом, что донецкие власти брались большую часть расходов на строительство погасить взаимозачетами по промышленной продукции с другими промышленными городами страны. 

Увы, все эти прекрасные планы так и остались на бумаге. К 80-м годам приоритет в финансировании проектов развития был отдан Кузбассу, денежные потоки пошли мимо Донецка. Что касается метрополитена, то план его строительства в Донецке был утвержден только в 1990 году, время было упущено. Строительство началось с опозданием лет эдак на пятнадцать и тянется ни шатко, ни валко по сей день…

Синдром коммунодефицита

Донецк, 80-е годы. Близкий конец коммунизма еще, конечно, не виден, но громадный лозунг «Донбасс работает на коммунизм!» на высотке в центре города уже вызывает кривые ухмылки. Город не задумывается пока над своим будущим, но за копрами и терриконами на горизонте уже маячит клоунская усмешка Горби и Перестройки. Но самое главное, дончане уже заражены синдромом комуннодефицита, у них уже нет потребности в идеалах, вдохновлявших отцов и дедов. Идеалы эти обернулись казенщиной и ложью. Да и просто люди устали. Ведь человек не может надеяться на далекое счастье бесконечно. Коммунистическая идея в качестве морковки перед носом перестала работать. И Донецк, один из краеугольных камней социалистического государства, потерял ориентиры в жизни. 
Он все еще работает. Раздаются знамена и почетные грамоты, проклинаются империалисты вкупе с сионистами. Но уже никто не может внятно объяснить зачем это все. Уже первые банды подростков выходят на улицы, а из Афганистана идут цинковые гробы с донецкими парнями, которым бы металл лить, уголек выдавать на-гора, да любить жизнь и свой непростой город. 
Но пик пройден, и дорога неумолимо ведет вниз. В неизвестность, в новую жизнь.



2 Комментарии

Войдите, чтобы оставить комментарий