Здание железнодорожново<br>вокзала ДонецкЗдание железнодорожново
вокзала Донецк

Пассажирские ворота столицы Донбасса не всех принимают одинаково радушно

Донецк и Донецкая дважды ордена Ленина железная дорога практически ровесники. Причем, как это часто бывает, нужды промышленные долгое время определяли сущность транспортной артерии. И только, когда поселок у завода, поставленного в пойме Кальмиуса, стали устойчиво назвать Юзовкой, пришла нужда пассажирская. Тогда и родился вокзал, ставший свидетелем нескольких курьезных историй, происшедших с сильными мира сего.

Махно

Нестор Иванович Михненко, вошедший в историю под партийной кличкой Махно, питал странную для крестьянского сына слабость к поездам. Более других предпочитал атаман поезда бронированные. По той незамысловатой причине, что бронепоезда в смутное время Гражданской войны решали множество проблем военачальников. Идейный противник Нестора Ивановича, донецкий чекист Дмитрий Медведев, будучи назначен председателем Старобельской уездной ЧК, так определил роль закованных в броню чудовищ: «Советская власть в уезде держится на расстоянии выстрела орудия бронепоезда».

Но Нестор Иванович Махно любил поезда и просто так, поэтически и бескорыстно. Богатая литература о нем (как художественная, так и мемуарная) пестрит упоминаниями о том, как батько Махно едет, сидя в кресле на открытой платформе, уставленной пулеметами, постреливая по сторонам из маузера.

На 1919 год, когда Донбасс много раз переходил из рук в руки генералов и атаманов самых разных мастей, приходится пик железнодорожного могущества гуляйпольской крестьянской армии. Весной и летом повстанческие дивизии и бригады много маневрировали в пределах бывшей Екатеринославской губернии, ведя ожесточенные бои с деникинскими корпусами, наступавшими с Северного Кавказа. То на одной, то на другой узловой станции возникали дуэли между белогвардейскими и махновскими поездами. Чаще победу одерживали деникинцы. И немудрено – ведь флагман их железнодорожных «броненосцев» «Единая Россия» имел на вооружении грозные морские орудия.

Нам доподлинно неизвестно, кто из батькиных соратников подал ему идею бороться с бронепоездами «белых» при помощи паровозов-таранов. Может, это был бывший юзовский металлург Лева Задов. Как бы то ни было, в один прекрасный день Нестор Иванович прибыл на станцию Юзово смотреть на два таранного типа локомотива, оснащенных специальной толстой броней на наших заводах. На вокзале, который в те далекие времена был более чем скромен и, вы не поверите, не имел даже депутатского зала, был накрыт стол. Батька восседал во главе. Кто-то из штабных говорил спич, напротив вокзала, на главном пути стояли под парами сдвоенные паровозы-камикадзе. Боевая идиллия, милитаристский угар, сыны Марса торжествуют! И вдруг посреди всего этого великолепия локомотивы медленно стронулись с места и затрещали выстрелы! Ну охрана, натурально, в обалдении находится, никто ничего не поймет, все в легкой панике: то ли генерал Слащев от Екатеринослава прорвался, то ли его коллега Май-Маевский от Харькова фланговый маневр произвел. Длилось, все, впрочем, не более минуты. Оборачиваются к батьке, а его уж и нет во главе стола! Нашли его в кубовой, где самовары ставили. Нестор Иванович как опытный конспиратор нашелся – дескать, пока вы тут панику поднимаете, некому атаману чайку поднести, пришлось вот самому потрудиться.

«Стрельба», конечно, прояснилась тут же. Оказалось, что мальчишка-кочегар случайно задел рукоятку тормоза, а там уклон и бронированная громадина двинулась по рельсам, давя положенные загодя сигнальные петарды. Треск от их взрывов и впрямь на стрельбу смахивал.

…Кстати, потом таранные паровозы весьма пригодились махновцам. В боях под Александровкой они таки вывели из строя «Единую Россию», а заодно другой беляцкий монстр — «Ивана Калиту».

Хрущев

Самый известный из дончан Никита Хрущев любил наезжать на малую родину. Ему здесь было хорошо и вольготно. Угольная пыль и заводская копоть, родные с малых лет, тоже могут быть полезны для здоровья. В отличие от своих предшественников и наследников, Хрущев любил поиграть в доступность, а потому через специальные помещения вокзала станции Сталино шел не всегда. В один из приездов (старожилы-железнодорожники не берутся сказать точно – 1957 или 1959 год был на дворе, но в эти годы точно) Никита Сергеевич бодро вышел на перрон вокзала родного города и от его острого глаза не укрылась стайка детишек, которых воспитатели везли на ближнюю дачу в Ясиноватском лесу. Как и любой нормальный вождь, Никита Хрущев любил детей и, если только видел их в достаточно большом количестве, немедленно бросал все и шел вместе с ними фотографироваться.

Церемоний Хрущев никогда не признавал, был человеком непосредственным в движениях души и тела, а потому просто, плюнув на охрану, рванул к донецким (пардон, тогда еще сталинским) детишкам. Поздоровкаться, понимаешь, рассказать о том, что их поколение уж точно будет жить при коммунизме.

Но коварен донецкий вокзал. Аккурат накануне приезда высокого гостя местное начальство производило инспекцию маршрута, которым генсек должен следовать от вокзала в центр. Инспекция выявила и такое безобразие. На самом видном месте привокзальной площади образовалась яма в асфальте. Починить немедленно! – последовало указание. Но Сталина уже на свете не было, народ начал расслабляться, бардак пополз по стране! Короче говоря, дорожники решили залить дырку свежим асфальтом утречком. А там – то ли кто запил, то ли кто еще чего решил, но в итоге к приезду лидера страны не вполне остывший асфальт парил еще вовсю. И оно бы ничего – ровнехонько, глаз радует, но Хрущев рванулся к детям прямо через эту заплатку. Асфальт мягкий, генсек толстенький и стремительный… К детям Никита Сергеевич выскочил в одном ботинке. Легкая суета, обморок обкомовско-горкомовского начальства, мысленное прощание с партбилетом. Но ничего, обошлось – Хрущев был в хорошем настроении и свел все к взрыву заразительного смеха. Дети были довольны. Некоторые из них до сих пор вспоминают то прекрасное летнее утро на донецком вокзале.

Брежнев

Дорогой и любимый Леонид Ильич Брежнев подобно Сталину терпеть не мог самолетов. И всегда, когда мог, избегал их. Длинные путешествия в Сибирь и на Кавказ, не говоря уже о всяких там Минсках и Ленинградах, автор «Малой земли» и других замечательных книг совершал при деятельном посредстве МПС СССР.

В 1967 году генсек добрался до Донбасса. Как истовый днепропетровец, Брежнев ревниво относился к славе Донецка. И то сказать – в Днепре оружие куют, а эти только уголь свой копают и еще чем-то там кичатся!

Вокзал наш, к тому времени уже в третий раз сменивший вывеску, встретил генсека вполне доброжелательно. Тихо, смирно, без эксцессов пропустил в город на важное совещание с партийным и хозяйственным активом области. История не донесла до нас открытых сведений о том, что говорилось на том самом совещании, кому давал «прочухона» Леонид Ильич. А, может, и не давал вовсе, говорят, он вообще добряк был, наш Ильич.

Но вокзал тем не менее преподнес борцу за мир во всем мире свою фирменную подлянку. Представьте себе картинку. Л. И. Брежнев и сопровождающие его товарищи мирно курят на перроне, метрах так в двадцати от поезда, вернее, от спецвагона (в те времена их цепляли к обычному скорому). Обсуждают последние новости партийного строительство, а, может, просто травят анекдоты. И вдруг – о, ужас! – фирменный поезд «Донецк – Москва» плавно трогается с места и начинает набирать ход. Опешившие партийные бонзы после секундного замешательства бросаются вдогонку. Следом за ними, подавшись азарту, рванул и Ильич. Картина, как говорят очевидцы, была достойна пера художника – львиная доля Политбюро ЦК КПСС, Совета Министров во главе с руководителем огромной страны бежит по перрону, пытаясь догнать свой вагон. А впереди всех несется начальник Донецкой железной дороги Кривенко и матами шестиэтажными кроет и машиниста локомотива, и всю бригаду проводников. Как человек не умер на месте непонятно. Поезд, конечно, остановили, и Леонид Ильич благополучно отбыл из Донецка, бормоча про себя что-то очень нелицеприятное про столицу шахтерского края… Как ни странно, железнодорожное начальство отделалось только «строгачем» по партийной линии. Либеральные были времена…

 

    Автор:

  • Олег ИЗМАЙЛОВ


3 Комментарии

  • Павел Белицкий

    Помню, помню, зачем спецвагон Брежневу погадобился. Он должен был совершить рабочую поездку в Жданов (Мариуполь), а некто Дегтярев В.И., сославшись на плохое состояние покрытия автотрассы Донецк — Жданов (ее давно не ремонтировали), предложил генсеку съездить в порт в спецвагоне. После поездки деньги на ремонт были сразу выделены :-)

    Изменить
  • ded

    Всё хорошо, но почему на гербе присутствует жёлто-голубые полосы в лучах солнца? Где отображение тяжёлого шахтёрского труда? Или пан Ющенко приказал? Надо бы своё, донбассовское мнение иметь, аль растеряли? Жаль мне Родину свою, отобрали её у меня националисты, забыли вы, что наш край входил в состав Войска Донского? Причём тут Украина? Забыли предков своих, историю свою, нет у вас будущего. Это правда.

    Изменить
  • Пётр Варият

    Смею заметить одну историческую погрешь —- Хрущёв не был генсеком,а «всего лишь» Первым секретарём. И,вообще,уважающий себя журналист находит время ответить.Не следует забывать,что отрицательный ответ,то же ответ.

    Изменить

Войдите, чтобы оставить комментарий