17.9.90 года.

Понедельник

Община

Нина,  хозяйка квартиры, на улице Розы Люксембург, 47, в которой мы проживаем,  очень  гостеприимна, рада принять нас у себя. Она торжественно заявляет,  что позаботится  о всём необходимом. Но в тоже время ей уже стало известно от Малки Будиловской  о наших планах организовать молитву на квартире в  Рош А-шана.  И она намекает нам,  что делать это нежелательно.

— Весь этот район кишит антисемитами. Соседи по ту сторону забора легко смогут дразнить евреев,  которые  придут   молиться,  выкрикивая «жид, жид!», — говорит она. Нина и её больной муж,  пара пожилых людей опасаются и даже боятся. И мои планы задействовать временную синагогу здесь на квартире,  по-видимому,  не сбудутся.

На фото: Первый номер газеты 

«Алеф» октябрь 1990 г.

Но и на этот раз приходит на помощь Малка.   Она узнала о несогласии  хозяев квартиры и предлагает  обратиться  к мэру города:  «Ведь он ещё не возвратил здание синагоги евреям города. Поэтому нужно потребовать зал,  в котором евреи  Донецка  смогут молиться  в праздники! «, —  в сердцах говорит  Малка.

Самому себе я сказал:  «Поживём и увидим,  что выйдет из  всего этого».

В четыре часа дня приходит ко мне один из активистов совета синагоги, которая ещё не действует. Он  отвозит меня в своей машине красного цвета на квартиру к председателю совета синагоги.  Подъезжаем к дому, где живёт председатель. Район проживания  выглядит   серым и ничем не приметным. Царит запустение, появилось  ощущение,  что никому ни до чего нет дела. Сама двухкомнатная квартира выглядит немного лучше.  Зал квартиры  заполнен большими  ящиками,  которые  были  получены  два дня назад.  Эти ящики присланы из Израиля.  Члены совета общины,  которая существует только лишь на бумаге,  уже успели их вскрыть. Эти пять человек  должны были сделать  это только в нашем присутствии.

Было заметно,  что они присматривают друг за другом,  опасаясь, чтобы кто-то из них не прихватил что-либо. Под  подозрительными взглядами габаев  (старост) я проверяю то,  что прислано. Беру себе только то, что предназначено специально для нас,  в основном продукты питания.

Ведь и здесь,  в Донецке мы хотим  соблюдать  кошрут.

Встреча  в  мэрии

После этого мы все, члены совета и я, вместе отправились на встречу с представителями мэрии и театра кукол обсудить возвращение синагоги евреям города. Мэрия Донецка расположена в длинном и по советским понятиям приятном на глаз здании в центре большого парка. Уже у входа нас встречает одетый с иголочки улыбчивый молодой украинец.  Он заведует межнациональными делами в мэрии. Сопровождает нас  к кабинету ответственного лица. Мы входим и видим человека с ярко выраженным славянским лицом. На вид ему лет шестьдесят. Позже мне стало известно,  что он полковник в отставке.

Начало встречи было  назначено на пять часов вечера. Из приглашенных мы прибыли первыми.   Через  несколько минут к нам присоединяются и остальные.  Во встрече принимают участие три  габая  (старосты) и я, четыре  представителя мэрии и два представителя театра,  реквизит которого хранится в помещении синагоги. Обсуждение началось в спокойной обстановке. Было видно,  что кроме двух представителей театра, все остальные склонны вернуть здание синагоги еврейской общине города. Представитель театра,  который сидел с угрюмым и недовольным выражением лица,  сказал:

  — Нет у меня другого места складировать декорации театра. И я расцениваю требование освободить наш склад, как нанесение ущерба культурной жизни города!   

Обсуждение затягивается и напряжение возрастает. Из того,  что говорится,  я  ничего  не понимаю. Но мои уши  уловили три слова: «Конфронтация. Антисемитизм. Перестройка».

Когда страсти накалились  ещё больше, я попросил  слова. Мне  позволили говорить, и председатель, который сидел слева от меня, переводил мои слова.  После общепринятого вежливого приветствия я добавляю:

  — Из  того,  что здесь сказано, я понял только три слова: перестройка,  конфронтация  и  антисемитизм.  Прошу вас отбросить в правую сторону конфронтацию, в левую сторону отбросить антисемитизм и оставить только перестройку.  Присутствовавшие    вслушивались  в  мои слова  внимательно,  с уважением  и  даже с  каким-то  трепетом.

Все   улыбнулись   и даже  засмеялись. Напряжение моментально улетучилось. Заседание подошло к концу. Директор театра обязался освободить первый этаж синагоги уже к Йом  Кипур. И, несмотря на то, что в ней всё заброшено, грязно и разбито, можно  будет  молиться в синагоге уже в этот важный день.

Но пока,  десятью днями раньше, к Рош А-шана  мэрия Донецка обязуется подыскать  подходящий зал для молитвы в центре  города.

Участвуя во встрече,  не верил тому, что видел и тому, что слышал. По-прежнему помню ту страшную ситуацию, царившую в Советском Союзе в 1959 году в дни моего первого визита. Кто бы мог подумать тогда  и многие годы после этого, что однажды евреи почти на равных сядут и обсудят с представителями советской власти возобновление их религиозной и культурной жизни. И к тому же в присутствии  посланца из Израиля,  специально прибывшего из Иерусалима к евреям Донецка!

Директор театра вышел из комнаты, не сказав ни слова на прощание. Было видно, что он не в духе и сердится. Все остальные сердечно попрощались  друг с другом. И я даже попросил второго представителя театра пригласить меня на одно из представлений. В коридоре я во второй раз встретил директора театра, протянул ему руку, и тут впервые выражение его лица  несколько смягчилось и подобрело. Он был вынужден ответить взаимностью, и пожал руки мне и  габаям (старостам).

Возвращаемся в синагогу

Радостными и весёлыми мы выходим из мэрии. По моей просьбе отсюда едем к зданию синагоги на улице Октябрьской,  номер 36, что в старой части города,  называемой  Юзовкой по имени её основателя.  В наши дни в этой округе почти не живут евреи. В прошлом население этого района в основном было еврейским. Эти окрестности оставляют у меня жалкое впечатление. Одноэтажные простенькие домишки,   копающиеся в мусорных баках коты, остатки асфальта на дорожках, голые без листьев деревья.

Здание синагоги построено в 1906–1908 годы после разрушения прежней синагоги во время погрома, бушевавшего в 1905 году. Внешне здание выглядит достаточно запущенным. И на нём совершенно не осталось  какого либо упоминания о синагоге. В своё время здание было приобретено  евреями местечка за двести золотых.

Табличка чёрного  цвета, установленная над входом в здание,   написано  «Склад театра кукол».  Мы звоним в звонок. Нам открывает дверь женщина,  выражение её лица доброжелательное. Она работает сторожем, здесь она и живёт. Нашему визиту она не удивлена и приглашает нас войти. Главный зал, в котором сложены декорации, закрыт. Мы осматриваем боковые помещения, из которых тянет отвратительным запахом. Между стенами этих комнат гуляет холодный сквозняк.

Явственно видно, что годами рука человека с веником не  дотрагивалась полов этих комнат. В них раскиданы доски, железки, гвозди и, в основном, тряпки. Впечатление весьма угрюмое, сразу стало ясно, что потребуется огромная сумма денег для восстановления и ремонта синагоги, достойной молитв.

Но я не собирался отступать. Говорю  габаям,  что если директор театра не помешает нашим усилиям и возвратит ключи от здания, как обещал, то необходимо  организовать праздничную молитву уже в Йом Кипур! Трудно сказать, что мои слова вызвали восторг. Да я и сам до конца не был уверен, что подобное возможно. Договариваемся вновь   встретиться завтра уже вместе  с директором театра, чтобы войти в большой зал синагоги. А также увидеть помещение,  которое предоставит мэрия евреям города на три праздничных дня: четверг, пятница (Рош А-шана) и суббота, как было нам обещано.

Продолжение следует

Читайте все части М.Шашар «Израильтянин в Донецке»

 

 



Войдите, чтобы оставить комментарий