mushketovo-thmb

Уж столько лет прошло, а в СМИ все еще появляются высказывания по поводу истоков названия достаточно крупного по своим географическим параметрам микрорайона Мушкетово. И самом деле, в честь кого — ученого или военного и помещика — названа железнодорожная станция Мушкетово, что в Буденновском районе Донецка?

Иван Васильевич профессию не менял

Большинство исследователей данного вопроса вполне обоснованно, по их мнению, связывают название микрорегиона с Иваном Васильевичем Мушкетовым. Да, он видная фигура времен царской России. И в энциклопедийном пространстве намного популярне своих многочисленнных однофамильцев, и сына Дмитрия в том числе. Мушкетов-старший вполне достоин того, чтобы его именем назвали какое-либо поселение, шахту или завод в Донбассе. Если бы не одно «но».

Усомниться в тесной «привязанности» И. В. Мушкетова к нашему краю заставляет его биография. Родившийся в 1850 году в станице Алексеевская, область войска Донского, ныне Волгоградской области, он в 1872 году окончил Петербургский Горный институт… Испробовав свои знания и недюжинный от природы ум на преподавательском поприще, он вскоре от работы на кафедре отказался. И подался, так сказать, на природу и в природу. Обследовал Южный Урал, где открыл три неизвестных в России минерала. В 1874 — 1875 гг. совершил путешествие по Тянь, Шаню и долине реки Сырдарьи. Открыл там ряд месторождений полезных ископаемых. Более трех лет молодой ученый вел исследования в Средней Азии. Результом этого стал капитальный труд «Туркестан», где, в частности, Мушкетов представил геологическое и орографическое (описание рельефа земной поверхности) толкование крупнейшего региона.

redish

Станция Мушкетово. Многое изменилось с тех пор, когда «в конце ХIХ века Мушкетово была крупнейшей углеотправительной станцией в Донбассе». Фото: Redish

В послужном списке ученого исследования ледников, месторождений каменного угля и марганца в басейне реки Риони, липецкие и кавказские минеральные источники. Изучал он природу и последствия землетресений… В честь ученого И. В. Мушкетова назван ряд географических объектов в Сибири, Средней и Центральной Азии. И заметьте, в таком авторитетнейшем издании, как Большая Советская Энциклопедия, ни слова о том, что И. В. Мушкетов каким-то образом был связан с Донбассом, а еще паче, — открыл здесь месторождения каменного угля, основал шахту.

Слабой посылкой к мотиву названия и основания на карте нашего города Мушкетово является и то, что в составе одной из экспедиций ученого был выпускник Санкт-Петербургского горного института Эрнест Александрович Штединг, ставший со временем одним из авторитетнейших инженеров и углепромышленников Донецкого каменноугольного бассейна. Работавший управляющим в структуре Карповско- Вознесенского рудника, что в Петровском районе. Вряд ли Штединг в память о своем вообщем-то кратковремнном сотрудничестве с Мушкетовым мог затем назвать что-либо его именем. Да и не такой уж большой государственный и общественный «вес» он имел. Из всего следует, что ученый географ, геолог И. В. Мушкетов при всей многогранности своих знаний и действий никакого отношения к разведке и разработке каменного угля, а также к строительству железнодорожной станции в Донбассе не имел.

Не претендент на такое увековечение и его сын Дмитрий, 1882 г. р. Он также был наделен большим умом от природы. В 1907 году окончил Санкт-Петербургский горный институт. С 1915 г. — профессор. С 1918-го — ректор Горного института. Во многом пойдя по стопам отца, Дмитрий Иванович все же отдал предпочтение геологии. С 1902 года принимал участие в экспедициях Геологического института. В том числе и на Донбасс. Значимых открытий в нашем крае не сделал. Расстрелян в 1938-м.

Другое дело А. С. Мушкетов. В пользу того, что и микрорайон, и станция названы в честь этого человека, говорят многие факты.

Алексей Степанович сменил ружье на плуг

Родился он около 1800 года в казачьей семье Области войска Донского. На 20-м году жизни поступил на воинскую службу и вскоре был зачислен в лейб-гвардии казачий полк. Храбрый воин, спортсмен-фехтовальщик, он участвовал во многих операциях и кампаниях. В Бессарабии, в Польше в 1831 году. За участие в сражении под Прагой — предместьем Варшавы — произведен в хорунжие. На этом война для Мушкетова закончилась.

С конца 1834 года по декабрь 1835 года Алексей служил помощником пристава. Потом преподавал в Новочеркасской гимназии, где обучал молодых казаков искусству фехтования и гимнастике. Будучи на службе в учебном полку, поочередно был произведен в сотники, есаулы, войскового старшину. 16 апреля 1852 года ему присвоили звание подполковника.

В это время или чуть позже уже немолодой Алексей Мушкетов за военные заслуги получил ранговую дачу в тогда еще малообжитом Миусском округе.

Что произошло дальше? Дальше произошло то, что лучше изучать по карте земельных участков Донской стороны нашего города. Это — левый берег Кальмиуса. Путь к карте и раскрытию тайн ее цифр был ох каким непростым. Вначале карту «откопал» В. Степкин. Но в ней только цифры. А кто и что за ними — ? Расшифровать значение цифр помог Список землевладельцев Миусского округа, который стал достоянием молодого краеведа Сергея Третьякова. Относится список ориентировочно к 1872 — 1873 гг. И там значится, что владельцем 31 десятины земли вдоль балки Пашенной является Алексей Степанович Мушкетов. Идем правее по карте, и под номером № 233 (ближе к сегодняшнему ДМЗ) находим, что владелицей участка в 407 десятин является жена подполковника (к тому времени уже вдова) Феодосья Васильевна Мушкетова.

О балке Пашенной. Проходит она параллельно железнодорожной ветке, связывающей ДМЗ со станцией Мушкетово. Можно предполагать, что на подступах к ней, а также несколько правее и южнее, и появились первые поселения семейства отставного подполковника Алексея Мушкетова. Какие поселения и в какие годы успел построить на исходе своей жизни Алексей Мушкетов на ранговой земле, нигде не говорится. Нигде не сообщается и о дате его смерти. Но то, что умер он в период 1852 — 1872 гг., можно говорить с большой долей уверенности.

redish1

Террикон шахты «Мушкетовская-Вертикальная». Фjто: Redish

По поводу времени строительства железнодорожной станции «Мушкетово» все более — менее ясно. В период 1870 — 1900 гг., когда на этой территории открылись и работали 10 шахт, предпосылки для строительства ветки и станции были более чем основательные. Отвозить уголь подводами для его дальнейшей отправки потребителям стало крайне невыгодно. Решить проблему могла только железнодорожная ветка, которая бы связала угледобывающий район с крупной железнодорожной станцией. В 1885 году Министерство путей сообщения после многолетних проволочек разрешило-таки строительство ветки от ст. Ясиноватая к рудникам Кальмиусской группы. Участок Кальмиус — Богодуховка (Гласная) был достроен к 1888 году. После ввода данного подъездного пути в эксплуатацию доставка угля на ст. Ясиноватая по железной дороге обходилась на 1,25 коп/пуд дешевле, чем гужевым транспортом. Это предоставило дополнительные возможности к расширению угледобычи в данном районе. В декабре 1889 года от разъезда Щегловка II (Кальмиус) Богодуховской железной дороги к рудникам Кальмиусской группы (Рыковские копи) построили Кальмиусскую ветку. На этой линии и ввели станцию Мушкетово.

На тему ее названия и даты сдачи в эксплуатацию до сих пор есть разногласия. Но, по моему, в споре фактов относительно года сдачи (в 1892 или 1893 гг.), предпочтительнее выглядит тот, который обнародовал наш коллега Анатолий Жаров. Он донес до нас информацию из газеты «Восточное обозрение» (Иркутск, 1892 г.) о том, что «…два батальона пехоты, вызванные из Екатеринослава для подавления холерного бунта в Юзовке, прибыли поездом на станцию Мушкетово». Напомним: упоминаемый бунт произошел 2 — 3 августа 1892 года. Из этого следует, что станция Мушкетово на тот момент уже работала.

Ну а развеять мысли и домыслы по поводу названия станции, как вы уже догадались, помогли нам цифровая карта и список землевладельцев Миусского округа. Названа станция в честь отставного подполковника Алексея Степановича Мушкетова, получившего здесь солидных размеров ранговую дачу.

В конце ХIХ века станция была крупнейшей среди углеотправителей в Донбассе. Ее открытие связано и с продолжением выхода местного угля к Мариупольскому порту. Участок Мушкетово — Караванная построен в 1899 году. В это же время к Мушкетово был проложен железнодорожный путь от завода Юза. А ранее, в 1872 году, когда вступила в строй Константиновская железная дорога с конечной станцией Еленовка, от станции Юзово до металлургического завода построили ветку протяженностью 10 верст. Это первый в Донбассе подъездной путь.

В своих границах стало тесно

Достоверно узнать, где конкретно находилось имение землевладельца Алексея Мушкетова, теперь, видать, уже не удастся. Да и было ли оно как таковое? Если и было, то скорее всего, не представляло собой капитального строения из кирпича или модного в то время бутового камня. Иначе бы сохранилось. Источники того времени лишь донесли до нас то, что земли отставного подполковника находились вдоль балки Пашенной. А она, известно, не пуп земли. Даже не ровень балкам Богодуховской, Скоморошиной и другим, что в нашем городе. Сегодня она доживает свой век в камышах и зарослях ивняка у железнодорожной ветки, связавшей ДМЗ со станцией Мушкетово.

На карте Буденновского района Мушкетово выглядит скромно. Этакая трапеция с железнодорожным вокзалом в центре. Но спросите любого, кто живет на Волховстрое, на Вертикальной, на Дом-коммуне, в других поселках и поселочках ближайшей округи, и очень многие ответят, что живут они в Мушкетово. В жизни так встречается сплошь и рядом, когда реалии юридические ну никак не уживаются с народными реалиями.

SAM_2100

Свято-Сретенский храм. Фото автора

Заглавная в Мушкетово — улица Пристанционная, что сразу с тыльной стороны вокзала. Начинается она от Краснооктябрьской и на одном из перекрестков так плавно, что и не заметишь, переходит в улицу Таганскую. Внешне улицы ничем друг от дружки не отличаются. Таганская, дома которой уходят дальше на юго-запад, между тем хранит одну загадку. По утверждению некоторых старожилов, первый железнодорожный вокзал располагался в одноэтажном доме (сегодня №6). Это буквально в 100 — 150 метрах от нынешнего вокзала. За старым из красного кирпича депо на Таганской находился и центр Мушкетово. Архитектурно его оформляли Свято-Сретенский храм и школа. Храм с потугами пережил времена забвения. Но 16 лет назад его капитально отремонтировали. А школа постепенно утратила свою значимость для поселка. Одни ее окна теперь зияют черными дырами, другие забиты. На сегодняшний день храм является главной достопримечательностью микрорайона. Впрочем, в эту категорию с полным основанием можно занести и добротный двухэтажный дом, стоящий на развилке улицы Майской. Он и в хмурые зимние дни симпатичный. Мне говорили, что когда-то здесь жил помещик… Потом была школа, контора кооператива. Сегодня здесь «Нова пошта».

Bezsonov Oleg

Монумент «Родина не забудет своих героев». Фото: Bezsonov Oleg

Bogdan Smykov

Ул. Краснооктябрьская. Фото: Bogdan Smykov

А напротив вокзала, разбросав хаотично немногочисленные (всего 22) дома, находится «Волховстрой» — улица Волховстроя. Одни называют этот островок одноэтажных строений улицей, другие поселком. Строительство здесь началось 20-х годах ХХ века. Кирпичные дома №№ 9 и 16, по словам местного жителя Вадима Низовцева, построены первыми. Названа улица в честь вступившей в строй действующих 19 декабря 1926 года Волховской ГЭС. Первой гидроэлектростанции России.

В распоряжении Алексея Мушкетова и его семьи имелось более 477 га земли (1 десятина — 1,09 га). Станция его имени с вплотную прилегающими улицами-поселками, являющимися (по карте) собственно микрорайоном, в совокупности занимают гектаров до 30. Все остальное, опять же по карте, — не Мушкетово. На самом деле это далеко не так. За годы существования микрорайона на обширном пространстве от него было создано множество предприятий, организаций, шахт с заглавным словом Мушкетов (ская), (ское), (ские)… Шахты «Ново-Мушкетово» и «Мушкетовская-Вертикальная», объединенные в свое время в уже закрытую шахту «Мушкетовская», — одни из этого ряда. Мушкетовский коксохимический завод, мушкетовские: автобаза, РСУ, РМЗ, завод металлоконструкций и т.д., и т.п. В названных и не названных производственных структурах работали тысячи и тысячи людей. В том числе за пределами микрорайона, Буденновского района. И это уже Большое Мушкетово, как, к примеру, Большой Харцызск, границы которых на географических картах не обозначены.

Крепкие корни, однако, пустил в Донбассе малоизвестный землевладелец Алексей Степанович Мушкетов.

 

Свято-Сретенский храм.



5 Комментарии

  • Froid
    Froid

    Ошарашил зеленый цвет трамваев. Даже сомневаюсь, был ли такой. А остановка называется «Станция Мушкетово» или, в простонародии — Мушкетовский мост. Никак не могу взбодриться и пройтись с фотоаппаратом по этому району — там весьма любопытные домишки сохранились, даже мысль была выдать что-то типа Старая Юзовка на Мушкетово…

  • Алексей Федько
    Алексей Федько

    Вот еще немного зеленых трамваев: 

  • Dedushka
    Dedushka

    За старым из красного кирпича депо на Таганской находился и центр Мушкетово. Архитектурно его оформляли Свято-Сретенский храм и школа. Храм с потугами пережил времена забвения.

    Сретенская церковь — это строение перестроечного времени. На Мушкетово никогда не было «классической» церкви. До революции её начали строить в 1913 г., но так и не завершили. Коммунисты отобрали недостроенное здание под клуб. Николаевский молитвенный дом находился в неприспособленном помещении. С приходом немцев здание клуба было обратно передано воссозданной общине, а с возвратом коммунистов — снова отобрано. Во время войны Советская власть церковные общины закрывать боялась, к тому же они способствовали подъёму патриотического настроя населения, поэтому верующим вместо клуба отдали старое здание Нарсуда. Культовое здание, выстроенное по канонам православной архитектуры, община смогла возвести только в новое время.
    Также стоит отметить интересный и малоизвестный факт: до включения в черту Сталино Мушкетово относилось к Авдеевскому району. Ясиноватая также была включена в состав этого района. Сейчас — наоборот.

  • Павел Белицкий
    Павел Белицкий

    «…два батальона пехоты, вызванные из Екатеринослава для подавления холерного бунта в Юзовке, прибыли поездом на станцию Мушкетово». Напомним: упоминаемый бунт произошел 2 — 3 августа 1892 года. Из этого следует, что станция Мушкетово на тот момент уже работала.

    А что здесь спорить? По документам Совета Съезда горнопромышленников юга России, погрузочные пункты по строящейся станции Мушкетово официально отправляли уголь, начиная с 1 января 1890 года. Точто так же — и Щегловка, Щегловка-II. До того все копи Кальмиус-Богодуховского района числились по станции Ясиноватая. 

Войдите, чтобы оставить комментарий