larinks-thmb

Екатериновка, Масловка, Ларинка. Чем больше «копаешься» в скудных сведениях об этом населенном пункте на карте тогдашнего и нынешнего города, тем вопросов становится больше и больше. Бросается в глаза то, что ни в одном из воспоминаний интересуемый нас объект не называется поселением. А сразу — то «деревня», то «село», что, известно, не одно и то же.

Как Екатерина у Екатерины землю покупала

Здание английской школы. Слева нас на снимке - надпись на памятной доске здания

Здание английской школы. Слева нас на снимке — надпись на памятной доске здания

Корни этой истории уходят к прапорщику Алексею Кирилловичу Рутченко, который считается основателем дворянского рода. Он владел большими землями на территориях нынешних Кировского, Куйбышевского и Ленинского районов Донецка. Всего у него было 5600 гектаров земли.

Попытка найти метрические данные нашего персонажа успеха не принесла. Зато стало известно, что родословная дворянского рода имеет сербские корни от воинов по фамилии Рутыч, поступивших на военную службу к российской царице Елизавете Петровне в середине ХVIII века. По семейному преданию, Рутычи стали подписываться фамилией Рутченко позже, уже во время царствования Екатерины Великой. Якобы, по указанию ее любимца канцлера Александра Безбородко.

Где состоял на службе Алексей Кириллович — неизвестно, зато на карте конца XVIII века указана деревня Гуляй-Поле, она же Григорьевка, уже принадлежавшая помещику Рутченко. Она была жалована прапорщику Алексею Кирилловичу Рутченкову, ушедшему в отставку в 1817 году. Этот факт означен и в «Списке населенных мест Екатеринославской губернии с Таганрогским градоначальством» за 1859 год. И там же говорится, что в этом селе при речке Кальмиус было 22 двора, в которых проживало 78 жителей мужского и 76 жителей женского пола.

Старый ларинский дом

Старый ларинский дом

Это о Григорьевке. О Екатериновке пока ни слова. И это уже загадка. В некоторых источниках сообщается, что одновременно с Александровкой (1779 год) была образована и Екатериновка. Но это, скорее, очередная загадка. Дело в том, что второе поселение, которое приписывается Шидловскому, в одном случае называется Крутой Яр, в другом Екатериновка, в третьем Евдокимовка. Действительно, пора активной деятельности этого помещика приходится на конец ХVIII — начало ХIХ веков. Но была ли к этому времени Екатериновка? Все бы стало на свои места, если бы был известен год, когда выходила замуж Екатерина Рутченко. А так лишь можно предположить, что основал Екатериновку не помещик Шидловский, а все-таки Екатерина Алексеевна Маслянникова (урожденная Рутченко).

К этому времени земли Алексея Кирилловича Рутченко граничили с землями Евдокима Степановича Шидловского. И в этот же отрезок времени, в начале ХIХ века, Алексей Кириллович Рутченко в качестве приданного одной из дочерей выделил клин земли, граничащий с землями Шидловского. Подчеркнем, — «клин», что в толковании С.И. Ожегова означает часть земельного угодья. Какой из двух дочерей сделал такой свадебный подарок А.К. Рутченко, прояснится некоторое время спустя. Когда возле оврага с речушкой Скоморошина (Бахмутка) возникнет деревня Екатериновка, названная по имени хозяйки земли. Екатериновку еще называли и Масловка. Но это уже по фамилии, которую получила дочь помещика, выйдя замуж за служившего в уезде по гражданской части коллежского советника Маслянникова. Обустраивалась Екатериновка весьма медленно. Судите сами, в начале века Екатерина Алексеевна стала хозяйкой земли, потом основала (неизвестно когда?) деревню, а по переписи 1897 году эта деревня, проданная к тому времени уже Екатерине Лариной, насчитывала всего 10 домов, в которых проживало 35 мужчин и 37 женщин.

Улица на Ларинке

Улица на Ларинке

Старый дом

Старый дом

Несмотря на то, что основателем Екатериновки называется дочь основателя рода Алексея Кирилловича Рутченко, Екатерина Алексеевна, сведений о ней, как и о ее сестре, — практически никаких. Даже в «клише» о родословной только и сообщается, что у Алексея Кирилловича и его жены Дарьи Алексеевны были сыновья Григорий, Николай, Иван и две дочери. Ни как их зовут, ни когда они родились — умерли. Зато о жизни сыновей, их детях и даже внуков сведений достаточно. При скудности фактов трудно установить, когда конкретно была основана деревня. Но предположить, что Екатерина Алексеевна прожила достаточно долгую жизнь, вполне можно. Об этом говорят два факта. Во-первых, — когда Алексей Рутченко в начале века в качестве приданного дарил своей дочери клин земли, ей наверняка было никак не десять лет. И во — вторых, — Екатериновку свою она продала помещице Лариной уже в 1873 году. Вот и вся арифметика. Не стоит ломать голову и над тем, какое из двух названий деревни первично, а какое вторично. Владелицей земли Екатерина стала только выйдя замуж. Да и трудно предположить, чтобы Алексей Кириллович мог сделать столь добрый жест по отношению к зятю Маслянникову, и разрешил назвать деревню в честь его фамилии.Хотя в жизни всякое бывает.

«Поженились» Нева с Кальмиусом

А между тем, в далеком от Кальмиуса городе на Неве Санкт-Петербурге происходили свои события в жизни большой семьи Лариных. Конспективно суть дела можно изложить так. В 1870-х годах в тамошнем департаменте герольдии были заведены дела о потомственном дворянстве двух братьев: Ильи Гавриловича и Макария Гавриловича Лариных.

Не стоит искать прямую связь между этим заурядным событием и его участниками с героями и действием романа Пушкина «Евгений Онегин» с нашими местами: пушкинские события происходили гораздо ранее и в других местах. Но то, что родословная «наших» Лариных тоже уходит корнями в город на Неве, а также близко связана с Донбассом, история подтверждает.

Оказывается, у отца Ильи и Макария Гавриловичей, прапорщика Гаврилы Макаровича Ларина, жившего в северной столице России, было два брата — Иван и Степан. Братья слыли людьми благополучными. Если у Гаврилы Ларина имелось 86 десятин земли близи Бахмута, 40 из которых принадлежали жене Ирине Антоновне, то у Степана Ларина — 1982 десятины, а у Ивана — 9822 десятины. Степан Макарович имел чин титулованного советника. В деревне Белогорье Грузская, что в 12 верстах на север от Дружковки, ему принадлежали мельница и 64 крестьянина. Иван Макарович имел чин секундант-майора. В деревне Красноподолье, что 10 верстах на северо-восток от Гришино, при речке Водяной, ему принадлежало 26 крестьян.

Старший сын Ильи Гавриловича, Иван Ларин, и женился на Екатерине Аркадьевне Барковой, которая 18 мая 1873 года купила при деревне Екатериновка 457 десятин у помещицы Маслянниковой.

В свою очередь, земли крестьян Екатериновки (64 десятины), доставшиеся им после отмены крепостного права, примыкавшие к заводу Новороссийского Общества, были им же выкуплены в 1875 году. Сделка эта описывается с бухгалтерской скрупулезностью. Интересы продавца представляла помещица Екатерина Ларина, интересы покупателя — Айвор Юз, сын Джона Юза. Зарегистрирована она 4 февраля 1893 года у харьковского нотариуса Алексея Игнатьевича Полешко. За землю заплачено 165 тысяч серебром. При этом оговорено, что пошлина и другие расходы по сделке берутся с продавца. В результате Екатерина Аркадьевна Ларина заплатила 6 606 рублей.

Как жил и чем занимался немногочисленный люд Екатериновки (Масловки) в период управления ею как Екатерины Алексеевны, так и Екатерины Аркадьевны, практически ничего неизвестно. И только когда новая помещица сдала земли в аренду Новороссийскому Обществу и Торговому дому Томсон Брокар, завеса тайн жизнедеятельности села и вокруг него начинает приоткрываться. К тому моменту как земля стала объектом аренды, она была свободна от крестьянского надела. А построек здесь было всего на 910 рублей.

Торговый дом Томсон Брокар арендовал у Екатерины Лариной 23 десятины. Арендная плата составляла 2000 рублей в год. По всей вероятности, верхушку Торгового дома составляли особы финансово оборотистые и дальновидные. Землю определили под базар, который стал называться Ларинским. Хорошо поразмыслив, предприниматели постановили брать с арендаторов ни много ни мало, а 2 рубля 70 копеек субарендной платы за квадратную сажень. Но без питейных заведений базар — не базар. Таких заведений арендаторы соорудили аж три. Каждое платило в год 2 200 рублей. Солидный куш в этом бизнесе имел и главный бухгалтер метзавода Четч. Ему принадлежало одно из трех питейных заведений. Годовая выручка составляла 6 000 рублей. Столь высокий показатель объяснялся тем, что Четч покупал пиво на Южнороссийском пивоваренном заводе по 1 руб. 29 коп. за ведро, а продавал это же ведро уже по 3 рубля. Умел, однако, главный бухгалтер все просчитать. И тут в самый раз совершить небольшой экскурс в историю пивзавода.

Третий сын Джона Юза, Айвор Юз, построил завод в 1879 году в степи вблизи поселка Рутченково (у хутора Черепашки Григорьевской волости). Воду для производства ходового напитка брали из ключей и речки Черепашинки. Первые три года на заводе работали 5 человек. Ежегодно производилось 7000 ведер пива. На товарном знаке красовались буквы «ЮР» и орлиные крылья, что в расшифровке означало «Южно-Российский пивоваренный завод«.

В 1903 году завод купил Артур Бальфур. К тому времени здесь работало уже 23 человека, которые производили 79 тысяч дал пива. До 1975 года предприятие еще наращивало производство, а с этого времени оно начало стремительно падать. В Донецке отрылся второй пивзавод. В 2001 году «ЮР» — ЗАТ «Рутченкiвский пивзавод» окончательно обанкротился и был ликвидирован.

В 1909 г. к 30-летнему юбилею была написана картина, отражающая внешний вид завода и технологический процесс

В 1909 г. к 30-летнему юбилею была написана картина, отражающая внешний вид завода и технологический процесс

Не учитывать влияния «ЮР» на торговую жизнь Екатериновки-Ларинки, значит, отрицать очевидное. Народ со всей округи сюда шел не только с целью купить-продать, а еще и потому, что на базаре продавалось хорошее пиво.

Ларинский базар располагался на месте известного в Ленинском районе кинотеатра «Сталь». В 1930-е годы не по своей воле, а по стечению вполне объективных обстоятельств его решили перенести повыше, к начавшемуся застраиваться поселку «Стандарт». В принципе, как все новое, волевая передислокация бойкого торгового объекта на другое место населению не понравилась. Народ ворчал, бурчал и в результате назвал новый базар Соловками. Оказалось, надолго.

Вернемся, однако, к Екатериновке, деревне, селу. Когда она получила свое первое название, до конца не все ясно. С Ларинкой все гораздо проще. Так село стало называться в 1873 году, когда Екатерина Ларина купила землю у Екатерины Маслянниковой. Назвав село своей фамилией, Ларина увековечила себя в истории нашего города. Увы, только этим.

Сделать что-либо существенное во имя своего села помещица попросту не успела.

По всему фронту активно наступал Юз. По его инициативе на Ларинке в 1875 году была построена церковь. Потом более полувека на этом месте стоял храм. Сегодня здесь возвышается величественный Свято-Николевский кафедральный собор. Он на улице Тушинской. С Ларинкой их разделяют всего несколько десятков метров и улица Ионова. И тогда, когда еще не было четких административных границ между деревнями и селами, поселками, и сейчас, когда они есть, в народе его называют Ларинским храмом.

Свято-Николевский кафедральный собор, 2012 год

Свято-Николевский кафедральный собор, 2012 год

В 1879-м на Ларинке была построена школа для детей английской администрации Юзовского металлургического завода. Более известная, как «Английская школа». Добротное двухэтажное здание благополучно пережило потрясения разных социально-политических эпох. Оно и сегодня, как бы сказали о человеке, живет и здравствует. Увы, других сколь-нибудь значимых с исторической и архитектурной точки зрения объектов здесь нет.

И уж так получилось, что за столь солидный возраст деревня, село, поселок, где насчитывается 10 улиц и проживает тысяча человек, так и не прирос значимыми объектами экономического, социального, культурного предназначения. Объясняется это тем, что Ларинка всецело поглощена металлургическим монстром, предоставляя в его распоряжение своих людей и частично свою территорию. ДМЗ дает Ларинке рабочие места, блага цивилизации. И так уже на протяжении почти 150 лет.

След Лариных

В Донецке не только две Александровки, два Широкого, два Бирюзово… Не в единственном числе и Ларинка. Спросите, приехав на Заперевальную, — где Ларинка? И вам покажут рукой в сторону жилмассива через улицу Клайпеды. Поселок немаленький. В его 450 одноэтажных домах на двенадцати улицах живет более 1200 человек. Образовался он на волне заселения здешних мест в 30-е годы прошлого столетия.

В Буденновском же районе есть и Ларинский поссовет. В его состав входят пгт. Ларино, село Павлоградское и центральная усадьба совхоза «Тепличный». В общей сложности здесь проживает 3100 человек. Ларино — поселок с богатой историей, вполне реальным настоящим и осязаемым будущим. О том, что основан он в 1872 году, скажем сегодня. Об остальном — позже. Он того заслуживает.



1 Comment

  • Dedushka
    Dedushka

    Она была жалована прапорщику Алексею Кирилловичу Рутченкову

    Это нельзя утверждать однозначно. Есть косвенные данные, указывающие на то, что Рутченко эту землю купил.
     

    …у Алексея Кирилловича и его жены Дарьи Алексеевны…

    Следует заметить, что это у него была уже вторая жена.
     

    Степан Макарович имел чин титулованного советника.

    Правильно — «титулярного советника»
     

    Иван Макарович имел чин секундант-майора.

    Правильно — «секунд-майора»
     

    …главный бухгалтер метзавода Четч.

    Правильно фамилия гл. бухгалтера — Чёрч (Church).

Войдите, чтобы оставить комментарий