grabari-thmb

У многих возникают нехорошие ассоциации, при слове, вынесенном в заголовок этой публикации. Хотя украинское «грабари» с ударением на первом слоге, — это «землекоп» в переводе с русского. В более широком понятии «грабар» — это перевозчик грунта на насыпь железной дороги.

Назван поселок в честь человека с лопатой

В отличите от литературного значения, данное слово несет в себе еще и чисто бытовое понятие, — даже обывательское. Некоторые мои собеседники при произношении его на полном серьезе заявляли, что нарекли поселок Грабарями потому, что первоначально на его месте жили люди, уделом которых было рытье могил и захоронение умерших. Они, мол, открыли здесь кладбище и жили неподалеку в землянках.

Не согласиться с таким мнением есть веское основание. Из рассказа одной из старейших жительниц поселка Грабри, пожелавшей остаться инкогнито, их семья в 1941 году похоронила на местном кладбище ее отца. И к тому времени могилы здесь уже были. Следует полагать…

Только полагать и предполагать. Потому что сведений о дате открытия старого кладбища, равно как и образовании поселка Грабари, в архиве Куйбышевского района Донецка нет. Не нашлось нужных сведений об этом и во всезнающем Интернете. Относительно широко известного дончанам кладбища Грабари утвердительно можно сказать одно: открылось оно гораздо позже образования населенного пункта, в 1983 году. О поселке, который находится на западе Куйбышевского района Донецка, в народе ходит много легенды, каждая из которых по своему верна и имеет право быть услышанной.

Благодаря большим стараниям и настойчивости председателя комитета самоорганизации населения микрорайона «Грабари» Валентины Богун, мне посчастливилось встретиться с людьми, не равнодушными к истории рождения поселка и его названию, в частности.

В результате все респонденты пришли к одному знаменателю: возник поселок на почве получения планов на строительство домов рабочими Казенного завода (ДЗХИИ), шахты №10-бис (впоследствии «Панфиловской»), других предприятий.

V&A Dudush1

Террикон ш.Панфиловская с пр.Шведова [1]

Из рассказа жительницы улицы Веселой Марии Заходякиной следует, что их семья переехала сюда из Запорожской области в 1949 году. Муж оформился работать на завод. Поселились в бараке на первой промплощадке, в Админпоселке, относительно недалеко от Грабарей. От завода муж получил план.

С первых лет 50-х годов прошлого века ведет отсчет своего проживания в поселке уроженка Брянской области Мария Алексинкова. Но когда мы поселились, говорит, строения на Веселой, которая всего в сотне метров от кладбища, здесь уже были. Почему поселок назвали Грабари, собеседницы не знают.

Куда более разговорчивым оказался очень бодрый старичок Демьян Полищук, приехавший в эти места в 1953 году. 36 лет проработавший на шахте «Куйбышевская», кавалер шахтерского ордена, он хорошо помнит время, когда в середине 20-х у них на Житомирщине добровольно-принудительно создавались СОЗы, предвестники колхозов. Платили, говорит, тогда неплохо. Отработал день — получи 8 килограммов зерна. Но в городе зарабатывали больше, да и жизнь там по-другому протекала. Потому и приехал в Донбасс.

- Бараки, которые стояли в начале нынешних Грабарей,- размышляет Демьян Семенович, — по своему укладу жизни скорее напоминали постоялый двор. Населяли их в основном люди крестьянского рода деятельности. Когда заканчивались полевые работы, они поселялись в бараках. Сюда же перегоняли своих лошадей, снаряжение, телеги. Сараи да навесы для содержания тягловой силы и хранения всего ей сопутствующего при бараках были. В свободное от полевых работ время эти люди посредством больших лопат, известных шахтеру и землекопу как грабарка, под слоем грунта откапывали камень, добывали его и возили на строительство дороги от Донецка в сторону Красноармейска.

Вплотную с поселком Грабари Демьян Полищук познакомился в 1958 году, когда ему нарезали план на строительство дома на пересечении улиц Старомонтажной и Веселой.

Дом его оказался последним на тот момент в этом микрорайоне: все вокруг было застроено. Старожил глубоко уверен, что назвали так поселок в дань уважения человека большого физического труда — грабаря. И ни в коем случае его название не связано с деятельностью людей, занимавшихся рытьем могил и захоронением умерших.

Поблагодарив собеседника за обстоятельный рассказ и приняв его версию названия и образования поселка к сведению, я заспешил на улицу Белостокскую, к одним из первых жителей поселка. Милые и добродушные Нина Андреевна Левченко, Нина Федоровна Шостак, Ольга Афанасьевна Васильева, Майя Федоровна Шевченко и Елена Михайловна Карпенко охотно поддерживали разговор на интересующую меня тему. В версии, что поселок был создан грабарями из селян, здорово усомнились. Зато пополнили мою записную книжку новыми данными.

Нина Андреевна Левченко вспоминает семейную хронику. Родители ее приехали в эти места из Кировоградской области в 1931 году. Отец работал на шахте №10-бис. В пору ее детства (сегодня ей 81 год) шла оживленная работа по прокладке узкоколейки от шахты №10-бис к шахте Куйбышевской. На этой стройке работали грабари, возившие в тачках грунт в насыпь железной дороги.

Родившаяся в здешних местах Нина Федоровна Шостак факт строительства грабарями железной колеи подтвердила, но усомнилась: а к «Куйбышевской» ли вели ту дорогу? Ведь неподалеку отсюда была еще и шахта «Александровка-4″. Кстати, по поводу появления в Донецке шахты №10-бис, впоследствии «Панфиловской», тоже нет единого мнения. Одни источники годом основания ее называют 1928, другие ведут отсчет от иной даты. Но какие бы версии по поводу шахты и строительства от нее или к ней железнодорожной колеи для выхода на «Большую угольную» (Нина Шостак имеет в виду Донецкую железную дорогу) не существовали, все они имеют под собой крепкую основу — строили ее грабари.

Существует еще одна убедительная версия происхождения названия поселка, которую рассказал Жорж Михайлович Овчинников — один из бывших руководящих работников Казенного завода.

- Когда в 1934-м был забит первый колышек, и началось строительство завода, для укрепления отсыпок стен зданий основных цехов понадобилось очень много грунта. Откуда завозили его сотни рабочих, не знаю. Но то, что главным орудием их труда была большая лопата — грабарка, а их звали грабарями, подтверждаю. На заводе работали люди со всей округи…

И еще в одном единодушными оказались мои собеседники. До Великой Отечественной войны Грабарей на этом месте не было. А бараки стояли. Их было три. По утверждению Валентины Ивановны, живущей сегодня на улице Железнякова, аккурат напротив места одного из бывших бараков, снесли их в 1961 году.

- Один барак, — показывает рукой собеседница,- стоял перпендикулярно нашей улицы, а еще два — параллельно. Рабочие завода или шахты там жили, я по малолетству не интересовалась. Но то, что детей в семьях было много, помню отчетливо. Мы вместе с ними игрались.

Сегодня о том месте, где стояли бараки, напоминают три гордых пирамидальных тополя. И этот островок памяти не где-то на далекой Плющихе из известного кинофильма, а между улицами Бородина, Железнякова и Шведова в Грабарях. С трех бараков на этом месте и берет свое начало поселок, насчитывающий сегодня 29 улиц и 1910 жителей.

Установить, кто первым получил план, а кто первым построил свой дом и поселился в поселке, проследить не удалось. Но житель улицы Альпийской Александр Яловега, со слов своих родителей утверждает, что первой улицей Грабарей была улица Лодыгина, ныне это Альпийская. План на строительство дома рабочий шахты «Панфиловской» Николай Яловега, его отец, получил в 1952 году. К этому времени здесь стоял только дом Перепечатываемых. И до самого кладбища — степь. Бараки были деревянными, с внутренними перегородками. Для любой семьи только одна комната. В народе строения называли «скоростными». Наверное потому, что собирались и разбирались они весьма быстро. Шахта отсюда в пяти минутах ходьбы. А до завода, которому, по словам отца, принадлежали бараки, километров пять.

Старые ж/д пути [2]

Вот, собственно, и все услышанные версии по поводу появления на карте города поселка Грабари и его названия. На истину в последней инстанции они не претендуют. Так что ждем ваших писем на эту тему.

О проблемах поселка во весь голос

- Чтобы не сгустить краски и не показаться в оценке социально-бытовых реальностей поселка человеком предвзятым, я решил полностью довериться в этом деле председателю комитета самоорганизации населения микрорайона «Грабари» Валентине Богун и попросил ее обозначить наиболее острые проблемы.

«Поселок Грабари состоит из 29 улиц, 720 домов частного сектора и 1910 жителей. У нас много пустующих домов и усадеб. 40 процентов населения — пенсионеры. 98 детей дошкольного возраста. Но для них в поселке детского садика нет, а к которому мы прикреплены, находится в двух километрах от нас. Мест там нет. Не в силах решить этот вопрос на местном уровне, жители поселка на своем сходе решили обратиться к депутату ВР Валентину Ландыку. Письмо-просьба адресату направлено. Надеемся на положительное решение вопроса. Наверное потому, что наш поселок не принадлежал ни к конкретным шахте, заводу, а за годы своего существования слабо приблизился к достижениям цивилизации. У нас нет предприятий-работодателей. Есть небольшие предприятия, организации, фирмы, которые, к сожалению, обходятся без наших услуг. Работоспособное население занято на Казенном заводе (ДЗХИИ), в ООО «Электроопторг», но большинство — на рынках. А это неудобно и дорого. К тому же по части транспортного обеспечения Грабари с полным основанием можно назвать поселком неблагополучным. Автобус маршрута №22-б, который идет от АС «Артемовской» до АС «Абакумова», потребности населения не удовлетворяет. Сесть в него — проблема: к нам он приходит всегда переполненный. Транспортники могут возразить, мол, вам можно ездить и другими автобусами. Виртуально оно так и есть. Но чтобы уехать в сторону железнодорожного вокзала, основной нашей транспортной развязке, жителям приходится выходить на Красноармейское шоссе к проходящим автобусам и маршруткам. Многие годы к нам в поселок ходил автобус маршрута №22. Транспортники подсчитали расход-приход, и маршрут отменили. Жители все еще надеются, что 22-й вновь включат в график движения. Есть у нас соображения и по поводу поголовного взимания 2 грн. 50 коп. с каждого пассажира. Без учета, одну остановку тебе надо проехать или до конечной. Нам такой огульный подход к оплате проезда кажется очень несправедливым. Нужно внедрить дифференцированный тариф. Хотя у транспортников, знаем, на этот будет противоположное мнение.

Вернуть поселку автобус маршрута №22 — далеко не главная цель его громады. В Грабарях нет никаких развлекательно-увеселительных заведений, ДК, кинотеатра, а до ближайшего ДК имени Куйбышева несколько километров, поэтому я просила автотранспортников пустить к нам автобус 63-го маршрута. Несколько дней автобусы появлялись на маршруте, но график их движения, не выдерживал никакой критики. А этот маршрут нам крайне необходим. В локальном измерении — это связь жителей поселка с больницами №№17 и 23, райсоветом, пенсионным фондом, а в более широком — с городом, где многие из них работают, учатся, куда ездят по другим жизненно важным вопросам.

О значении шахты «Панфиловской» в жизни поселка можно рассуждать в двух измерениях. Когда она выдавала уголь, там работали до ста жителей поселка. Когда шахта закрылась, и воду из нее откачивать перестали, поселок стало затапливать. Частично проблему эту сняли благодаря усилиям и инициативе местной жительницы Светланы Крымовой. Повторюсь, частично, построив при активном участии других жителей, дренаж на семи улицах. В целом же проблема подтопления поселка существует.

В период бурного внедрения в нашу жизнь мобильной связи осмелюсь все-таки во всеуслышание сказать, что нашему поселку очень нужна и обыкновенная стационарная телефонная связь. Ни таксофонов, ни стационарных телефонов в поселке нет. Этот вопрос поднимался моим отцом Иваном Алексеевичем, участковым, депутатом райсовета — еще в начале 70-х годов прошлого столетия. И никаких сдвигов. А ведь сравнительно недорогой стационарный телефон нужен не только нашим пенсионерам, живущим на одну пенсию, но и учащимся школ, студентам вузов, которые остро нуждаются в услугах Интернета, работающего на базе телефонной связи.

В поселке нет канализации. Некоторые опоры газовой магистрали подгнили-сгнили, требуют ремонта или замены, сам трубопровод не красится уже много лет. Большинство улиц без наружного освещения. Заасфальтированы только две улицы из 29. Лишь часть из них отсыпана соответствующим материалом, а остальные грунтовые. Справедливости ради надо сказать, что многие жители поселка занимают откровенно потребительскую позицию. Не кооперируется для совместного асфальтирования, освещения улиц, их благоустройства и т. д. А под лежачий камень, известно…

***

Такие вот замечания, предложения и пожелания изложила в своем электронном письме в мой адрес Валентина Богун в ответ на мою просьбу назвать наиболее острые проблемы поселка Грабари.

Есть повод к размышлению.

Фото:

  1. V&A Dudush
  2. Eternal Shine


Войдите, чтобы оставить комментарий