Мы уже достаточно много внимания уделили усадьбе Мсциховского, рассказав вам сначала о самой вилле, а затем — и о замечательном старинном парке. Однако после выхода этих материалов одна из читательниц обратила наше внимание на статью об этой усадьбе в журнале "Столица и усадьба", номер 51 за 1916 год. Мы не могли упустить такую простую возможность познакомиться со столь интересным материалом и предложить его вам.

Текст и иллюстрации перед вами. Единственное изменение — для простоты и удобства восприятия текста было решено пренебречь некоторыми особенностями дореволюционной орфографии. Итак,…

Усадьба в прошлом и настоящем

Селезневка К.Л. Мсциховского

Екатеринославская губерния, особенно южная ее часть небогата памятниками усадебного строительства. 

Этот недавно дикий край, населенный кочующими народами еще со времен Петра Великого, входил в район пустынных степных областей. Только догадываясь о богатствах, заключенных  в недрах этих мест. Но уже при императрице Елизавете места. Занимаемые ныне Екатеринославской губернией и также именующейся Новороссией, были заселены выходцами из Сербии, Румынии, Черногории (отсюда «Славносербский уезд»). Основаны были так называемые «роты». Произвол в захвате земли был полнейший. Кто сколько хотел, тот сколько и нарезал.

В Екатерининское время происходит некоторое умерение аппетитов чужеземцев. Упорядочивается управление, учреждаются губернии, наступает предел развития силы и богатства Миоковичей, Дапрерадовичей, Вунчей… Однако, здесь еще не селятся исконно русские семейства. Край некультурен и требует огромной работы по приведению его в состояние, пригодное для обитания.

Во второй половине XIX столетия снова иностранцы являются культуртрегерами этой области. Поэтому-то так мало здесь усадеб. Здесь не найти коренного, постоянного класса населения. Остались больше случайные пришельцы, а если и были земли, принадлежащие русским лучшим фамилиям, то владетели и представители их не жили на местах и даже не бывали никогда в своих владениях. Позже они стали усиленно продавать свои земли. Как только обнаружилось местонахождение каменного угля или руды и промышленники предлагали деньги (хороший по тем временам), сейчас же собственники охотно расставались со своим имуществом. Но они делали невыгодное дело.

И вот край, не получивший ни задатков культуры художественной, ни основ просвещения, из рук богатых и нелюбивших свои владения собственников попадает в руки предпринимателей. Разрыты холмы, усеяны черными вышками долины, дымятся тысячи труб и ночью пылает пламя доменных печей… Как эксплуатация ни необходима и ни похвальна, желательно и устроительство жизни в условиях, более привлекательных.

За последние годы лишь пробуждается среди некоторых, хотя пока очень немногих, собственников сознание необходимости, наряду с использованием богатств земли, вознаграждать ее взамен постройкой на поверхности красивых зданий, разведением садов в местах поселений, устройством школ, церквей (край почти лишен церквей, построенных из камня и ранее 50-60-х годов), и, словом, введением таких факторов, которые хотя немного увеличили бы привлекательную сторону жизни.

К числу этих немногочисленных «оазисов» художественной культуры, этих первых основ усадебного строительства нужно отнести виллу К.Л. Мсциховского.

* * *

В уютной живописной котловине, где протекает, освежающая в летний зной, речка, расположен обширный тенистый парк. В нем два помещичьих дома. Один построен лет 15 назад, и малоинтересен (деревянный, стиль швейцарского chalet), другой воздвигнут недавно архитектором Гингером и являет собой, во-первых удачный пример применения  для русской усадьбы  на юге стиля  итальянской виллы флорентийского характера, и, во-вторых, очень поучительное, давшее блестящие результаты, использование породы местного желтого камня.

01

 

02

В стороне от дома, за стеной усадьбы, находится только что оконченная церковь-школа с памятником Александру II перед нею; это сооружение еще более интересно применением дикого камня для кладки стен, – стиль их романо-византийский. Покрытая черепичным куполом, колокольня и церковь, равно как и лоджия дома для учителей, оставляют большое впечатление подлинностью своей архитектуры – иногда кажется, что кладка XII-XIII веков какой-нибудь церкви в Дафнии или домика рыбака в Нормандии. В этом отношении почин К.Л. Мсциховского, поручившего архитектору Рудневу постройку церкви, заслуживает всяческого приветствия.

08

 

09

* * *

 Мы упомянули уже о стиле дома. Мягкий, светло-желтый, прекрасно обработанный камень способствовал  получению хороших деталей. Три фасада дома обработаны так, что дают впечатление лицевых. Со стороны подъезда башня с большим, исполненных в красках, гербом. На открытой террасе перед зимним садом бронзовая статую Гермеса              – копия с творения Giovanni da Bologna. У входа два чеканных канделябра. На другом фасаде  во фризе надпись золотыми буквами «Labori sacrum». Вся внутренняя отделка  выполнена на фабрике Мельцера, по рисункам архитектора Императорских дворцов Р.Ф. Мельцера; стиль всюду ренессанс, кроме гостиной, где стиль Louis XVI. Интересно, что материи, которыми обита мебель, исполнены московской фабрикой Сапожникова и в точно воспроизводят образцы материй в Версале и Трианоне.

05

Замечательные персидские ковры, ласкающие  глаз своими сочетаниями, несмотря на редкость отдельных тонов. Убранству комнат в «Селезневке», не носящему в общем отпечатка старины, придают значительный интерес экземпляры старинной мебели: резное флорентийское бюро стиля cinquecento, кресла того же времени, обтянутые разными монастырскими вышивками; на столах, колоннах, этажерках и в витринах – интересные бронзовые, мраморные и фарфоровые группы, вазы разных эпох от XV века до наших дней. Особенно хороши вазы Императорского фарфорового завода и севрские, а также французские статуи из сочетания золота со слоновой костью.

04

 

06

В кабинете, по сторонам камина в стиле Louis XVI – два гобелена  с сюжетами из басен Лафонтена.

07

Отметим интересные оригиналы новых художников К. Маковского, Сверчкова. Есть несколько хороших копий Мурильо и Рубенса.

В общем, усадьба – собрание предметов искусства, результат полного коллекционирования, редкий для этого края маленький музей, а как постройка – образец для других подобных усадеб, которыми этот край должен застроиться.

03

Парк, окружающий усадьбу, представляет значительный интерес редкими породами деревьев; в сухое лето в этих местах не так легко взрастить такую флору, которая украшает сад «Селезневки». Особенно красивы романтичные аллеи пирамидальных тополей и липовые гроты, беседки и сводчатые коридоры из стриженой зелени.


Автор — Г.К. Лукомский

Источник — журнал "Столица и усадьба", №51 за 1916 год.



5 комментариев

Войдите, чтобы оставить комментарий