Продолжая тему железных дорог Донбасса (и в частности Екатерининской железной дороги), хочется представить вашему вниманию короткометражный фильм 1933 года под названием «Дела путейские». Короткометражка поведает нам о буднях станция Ясиноватая, о борьбе с очковтирателями и вредителями, о нелегких, но радостных буднях железнодорожников разных специальностей.

Этот короткометражный фильм входит в сборник, за которым закрепилось неофициальное название «Кинопоезд Александра Медведкина». И хотя вы не найдете фамилии этого легендарного кинематографиста в титрах фильмов — никакой ошибки в этом названии нет, поскольку именно он, Александр Медведкин, был организатором и движущей силой, «локомотивом» этого уникального явления — кинопоезда. «Кинопоезд»Медведкина — это студия на колесах, работавшая в 1932-1934 гг. Её практика изумляет.

При поддержке руководителя тяжелой промышленности Серго Орджоникидзе, А. Медведкину удалось организовать и построить кинопоезд, состоящий из трех вагонов, вмещавших монтажный и мультипликационный цехи, проекционный зал, гараж с полуторатонным грузовичком (для рейсов от железной дороги), собственную электростанцию, осветительную аппаратуру, пять кинопередвижек, склад пленки и кинолабораторию, где можно было проявлять и печатать заснятый материал. Умещалась в поезде и переносная типография, где можно было выпускать многотиражную газету. Вот только на каждого из 32 сотрудников кинопоезда приходился всего один квадратный метр спального места!

Поезд колесил по стройкам пятилетки, и создаваемые здесь фильмы (хроникальные, игровые, анимационные) тут же показывались рабочим. Побывал кинопоезд и в Донбассе, на станции Ясиноватая.

14 ноября 1935 года в большом зале кремлевского дворца открылось первое всесоюзное совещание рабочих и работниц — стахановцев промышленности и транспорта. В совещании участвовало три тысячи передовых ударников и ударниц — стахановцев всех отраслей тяжелой, легкой, пищевой и лесной промышленности и железнодорожного транспорта.

Выступление товарища БИЛИК П. Б. НАЧАЛЬНИК ЕКАТЕРИНИНСКОЙ ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГИ

Товарищи! В прошлом году в это время железнодорожники Екатерининской дороги говорили о больших победах на своей дороге. Сегодня, когда мы вспоминаем, что мы гордились прошлогодней работой, становится ясно, что мы не понимали, какие огромные возможности, какие неисчерпаемые резервы подъема работы мы имели тогда. И стоило нам, с приходом на транспорт Лазаря Моисеевича Кагановича, мобилизовать резервы за счет ускорения оборота вагонов, за счет повышения скоростей, как мы получили очевидный Эффект. Мы можем смело сказать, товарищ Орджоникидзе, что Екатерининская дорога, которая играет немалую роль в обеспечении южной металлургии сырьем и вывозе готовой продукции, впервые в этом году дала возможность металлургическим заводам Юга создать такой запас сырья, который обеспечит им не только выпол-нение плана зимой, но и значительное его перевыполнение. (Аплодисменты.)

Впервые заводы южной металлургии получили возможность иметь Запас руды на 44 дня. Имеются также достаточные запасы флюсов и другого сырья.

Железнодорожники Екатерининской добились этого роста тогда, когда все мы, бойцы железнодорожной армии, получили в руководители Лазаря Моисеевича Кагановича, нашего любимого наркома, лучшего мастера сталинского стиля работы. (Аплодисменты.)

Идя по пути, который указал нам наші народный комиссар, мы стали набирать доселе невиданные темпы движения, большевистские скорости, мы стали бороться за такое качество работы, которое еще так недавно нам казалось невозможным. Первые победы дались нам нелегко. Даже в среде паровозников не так давно говорили о том, что взять форсировку котла, такую, как взял Кривонос (первый, который усвоил и понял приказ своего наркома), взять новые повышения скорости нельзя, непосильно.

Что же мы видим сейчас? Десятки и сотни машинистов стали ездить по-кривоносовски, и в результате работа дороги в значительной мере поднялась. В этом зале выступал наш лучший машинист Омельянов, молодой механик из депо Узел, который самоотверяіенно боролся и борется за новые большевистские порядки в паровозном хозяйстве, за новые скорости, 31а безаварийную езду. Это первый кривоносовец нашей дороги, ставший вожаком кривоносовского движения. У Омельянова много последователей. Его почин подхватили Лютиков, Абатуров из депо Узел, Похиленко, Онищенко из депо Постышево, орденоносец Григоренко и много других. На нашей до-роге 900 паровозные машинистов, столько же помощников, столько же кочегаров. Скоро, очень скоро мы будем насчитывать много сотен кривоносовцев в паровозных бригадах.

Здесь выступил молодой, энергичный командир движения — диспетчер Екатерининской дороги товарищ Закорко. Он является застрельщиком кривоносовского движения среди эксплоатационников нашей дороги. В самом тяжелом, самом сложном отделении дороги — Днепропетровском -наметился известный подъем, и этому в огромной мере способствовали большая творческая работа диспетчера Закорко и поднятое им кривоносовское движение в эксплоатации. На дороге уже много последователей этого диспетчера. Закорковцы есть во всех отделениях, на всех узлах дороги. Таковы например диспетчер товарищ Канарский из Знаменского отделения, товарищи Постников и Петров из Ясиноватой, начальник станции Узел товарищ Галаган, дежурный по станции Узел товарищ Романов и другие. Они поднимают и ведут за собой все новые и новые группы командиров движения, вдохновляют их на творческий подъем.

Всему транспорту сейчас известно имя лучшего составителя Кожухаря. Он показал, что метод Кривоноса — метод большевистских скоростей, разумной расстановки сил и средств — может быть эффективно использован в формировании поездов. Сейчас на дороге мы имеем до 150 последователей Кожухаря. Я хочу продемонстрировать перед вами, что дает транспорту, что дает самому составителю метод работы этого мастера формирования поездов. До того как Кожухарь поднял знамя кривоносовского движения в Ясиноватой, он формировал поезд в 1 час 5 минут при задании в 50 минут, перерабатывал за дежурство только 600 вагонов и получал зарабо-ток до 180 рублей в месяц. В августе Кожухарь формирует поезд в 50 минут, перерабатывает за смену 800 вагонов, и месячный заработок его определяется в 220 рублей. В сентябре он формирует поезд в 25 минут, перерабатывает 1 000 вагонов в смену и получает в месяц 289 рублей. И наконец в октябре Кожухарь ставит свой Знаменитый рекорд — формирует поезд уже в 12 минут, т. е. в 4 раза быстрее задания, перерабатывает в смену 1 300 вагонов, и заработок его определяется уже в 526 рублей в месяц. Вот что значит работать так, как работает товарищ Кожухарь. Вот вам реальные показатели применения кривоносовских методов.

Растет материальное благосостояние нашего железнодорожника. Вы слышали здесь о заработках наших лучших работников — машиниста Омельянова, диспетчера Закорко, составителя Кожухаря. И это не единицы.

Мы перешли на сплошное автоторможение. Сейчас вырастает новая группа работников автоторможения — кривоносовцев: молодежь, недавно окончившая Ф$У. Многие автоматчики уже сейчас дают неслыханные результаты в освоении автоторможения. Мы знаем автоматчиков, которые в 2 и 3 раза подняли производительность трзда, обеспечив в то же время высокое качество работы. Например автоматчик Андрианов со станции Узел, который за семи-часовой рабочий день вместо 2-3 дает по 10-12 автоматов. Это огромный вклад кривоносовского движения в дело освоения автоторможения.

Кривоносовское движение помогло нам поднять показатели работы. За последнее время мы дошли до 20 километров коммерческой скорости вместо прежней в 14 километров и не считаем это пределом. Среднесуточный пробег паровозов довели до 230 километров и также не считаем, что этим сделано большое дело, так как возможности еще огромны.

Мы еще не сломили последний барьер на нута наших побед — аварии и крушения. Екатерининская дорога является в этом отно* шении дорогой неблагополучной. Мы можем, правда, сказать, что наши лучшие коман/шры, механики, рксплоатационники за последнее время в борьбе с авариями имеют некоторые успехи, но эт0 нас успокаивать никоим образом не может, ибо перерывы в движении, которые мы терпим из-за так называемых „маленьких» аварий, являются огромным препятствием для подъема нашей дороги к тому уровню, на котором она должна быть.

Повторяю, что возможности наши чрезвычайно огромны. На дороге значительно усилена техника. Значительно увеличена пропускная способность на ряде направлений. При непосредственной помощи нашего ленинско-сталинского Центрального комитета партии мы обогащены таким важнейшим участком электрификации на нашей дороге, как участок Каганович — Запорожье. Мы получили возможность удвоить пропускную способность на этом участке и значительно усилить связь Криворожского бассейна с Донбассом. Недавно мы пустили в эксплоатацию третий выход из Донбасса в Криворожье — линию Постышево — Павлоград. И все же я должен сказать, что эт0 еще мало по сравнению с тем, что нам нужно. Продукция заводов и шахт гигантски растет с каждым днем, и особенно с развертыванием стахановского движения; и нам нельзя отставать ни на шаг.

Мне хочется сказать несколько слов в ответ на выступление товарища Левченко — начальника Донецкой дороги. Руководимые нами дороги в огромной мере решают успех работы не только железнодорожного транспорта Юга, но и крупнейших заводов, шахт, рудников и сельского хозяйства на Юге. Наступает зима. Эт0 выдвигает перед нами большие задачи. Зима проверит, кто окажется впереди в соревновании двух крупнейших дорог — Донецкой и Екатерининской. И вот ответ вам, товарищ Левченко, от лица всех железно-дорожников Екатерининской, что в результате нашей зимней борьбы мы покажем, что мы с полным правом сможем просить правительство присвоить нашей дороге имя любимого, родного Сталина. (Аплодисменты.)

Железнодорожники нашей дороги покажут, что они справятся с теми огромными задачами, которые поставил наш железный нарком товарищ Каганович, наш лучший водитель, наш вожак, организатор наших побед. Железнодорожники Екатерининской докажут вождю нашей партии товарищу Сталину, что они впереди всех. Этого мы обязательно добьемся. Мы глубоко уверены, что позиции свои, которые мы сдали за последние месяцы, отвоюем, отобьем.

КАГАНОВИЧ. Для этого нужно побить „Екатерину».

БИЛИК. Да, в январе этого г°Да мы дадим не менее 9 тысяч суточной погрузки. ЭТУ погрузку мы давали не только в летних условиях и осенью, но дадим ее и в самых тяжелых условиях Зимней борьбы. (Аплодисменты.)

ОРДЖОНИКИДЗЕ. Вот молодцы!

БИЛИК. Мы сейчас грузим 1 900 вагонов угля в сутки. А в прошлом году грузили только 1 ООО вагонов. Зимой мы будем грузить не меньше 2000 вагонов угля в сутки. Добыча Стаханова и его соратников будет четко и во-время вывозиться из шахт.

Уверенностью в победе охвачены все наши железнодорожники. У нашего Омельянова не случайно такое настроение. Эт° — настроение всех лучших людей дороги, которые ведут за собой остальных. Мы отдадим все свои силы тому, чтобы предстоящая зима явилась первой большевистской зимой на железнодорожном транспорте.

Наш железнодорожный транспорт имеет боевого руководителя, в которого железнодорожники безгранично верят, под руководством которого пойдут от победы к победе. Мы идем за товарищем Кагановичем — лучшим соратником великого вождя народов товарища Сталина!

(Бурные аплодисменты, крики „ура». С места: „Да будет Екатерининская дорога Сталинской!», „Ура!» Аплодисменты.)



3 Комментарии

Войдите, чтобы оставить комментарий