uchilische_thmb

Юзовское восьмиклассное коммерческое училище, открывшее свои двери в августе 1909 года, было первым средним учебным заведением не только поселка Юзовки, но и прилегающего к нему району. Это было типовое среднее учебное заведение, наиболее отвечающее всем запросам современной жизни тех лет. Пользовалось оно, на основами утвержденного устава, всеми правами правительственных средних учебных заведений и открывая своим «питомцамъ» самый широкий доступ к продолжению образования во всех высших специальных учебных заведениях империи.

Попечительный совет Екатеринославского коммерческого училища Юзовского общества «Просвещение», так звучало полное название этого заведения, был горд тем, что помимо подготовки к дальнейшему совершенствованию образования, их школа давала законченное среднее образование, как общее, так и «коммерческое». Это должно было привлечь молодых людей, которые желали приложить свои силы и познания «живому делу» непосредственно по окончании училища. Коммерческое образование имело «целью дать знания, полезные для торговой деятельности». В специальную отрасль образования выделилось в промышленно развитых странах в XIX веке, «когда чрезвычайное развитие торговли и появление громадных торгово-промышленных предприятий потребовали множества людей, специально подготовленных к службе в этих учреждениях» [1].

По словам все того же попечительного совета, у жителей Юзовки была заветная мечта — создание средней школы, где бы могли учиться их дети, и отпала бы необходимость отправлять их на учебу «за тридевять земель». Этого хотели не только в Юзовке, но и прилегающих к ней шахтах и рудниках. И вот, их мечте суждено было сбыться.

uzovka_uchilische

Здание Юзовского коммерческого училища, в которое оно переехало в 1912 году

Являясь продуктом «общественной самодеятельности», училище было призвано, главным образом, сделать среднюю школу доступной широким кругам населения не только Юзовки, но и всего прилегающего района Екатеринославской губернии. В большинстве случаев, частные учебные заведения создавались ради получения прибыли. Основатели стремились зажечь луч света и истинного знания в царстве вечного дыма и копоти, внести светлую радость в жизнь тружеников, обреченных в недрах земли, создавая благосостояние своей родине, добывать себе пропитание, воспитывать при себе своих детей, создать из них образованных, честных и полезных граждан своему отечеству, верных слуг своему Государю (без этого в те времена было никак!).

Правда, столь благородные цели не мешали брать оплату за обучение. А была она, к слову сказать, не ниже платы, существующей в частных учебных заведениях, что для среднего обывателя было «несколько высоко». Но, иначе было никак, ведь сделано это было исключительно из необходимости иметь источник для покрытия расходов но содержанию училища.

Были попытки привлечения спонсоров, для того, чтобы училище стало доступным более широким слоям населения. Например, благодаря поддержке Бахмутского Уездного Земства, чутко отозвавшегося в 1909 году на нужды молодого «рассадника просвещения» и ассигновавшего в октябрьскую сессию на покрытие предполагавшегося дефицита свою лепту, совет попечительный изыскал возможность облегчить условия приема (снизить плату за обучение). Изыскивались деньги и на бесплатное обучение наиболее одаренных «питомцев», стипендиатов земства, детей рабочих с прилегающих заводов и рудников и просто подающих надежды молодых людей.

Прекрасным показателем того, насколько вновь созданное, без всякой материальной поддержки извне, учебное заведение является образовательным учреждением жизненно важным, непосредственно отвечающим запросам и нуждам обслуживаемого населения, могут служить следующие цифры: из свыше 130 поданных прошений для зачисления в училище, признано достаточно удовлетворительно подготовленных, к прохождению курса средней школы 110, из числа которых свыше 35% приходится на детей крестьян, из чего видно также, что училище обслуживает в значительной мере и детей того самого незащищенного сословия, нужды которого составляли постоянную заботу губернского земства.

Основной статьей расходов училища была плата за помещение, которое арендовалось. Соответственно, постройка собственного здания могла убрать эту непосильную плату из расходного бюджета и тем самым понизить плату за учение, сделав училище более доступным и шире обслуживать нужды местного населения. Деньги на постройку искались в совершенно разных местах: среди зажиточных граждан поселка, среди владельцев шахт и заводов, у Уездного земства и даже у Губернсокго Земского Собрания. Последнему 3 ноября 1909 года было отправлено ходатайство с просьбой выделить не предусмотренных 1000 рублей на постройку собственного здания, а 5000. В нем правление училища настаивало на уникальности и важности «рассадника образования» и на том, что помощи ждать особо неоткуда.

Попечительный совет училища не сомневается, что гуманная отзывчивость Екатеринославского Губернекого Земского Собрания создаст наконец возможность удовлетворить насущную потребность жителей п. Юзовки — перенести единственное имеющееся в нем среднее учебное заведение из теснаго, антигигиеничного, наемного помещения, в собственное здание и тем укрепить его материально, что также приблизить их желанную мечту, возбудить ходатайство о Монаршей милости о присвоении вновь созданному первому среднему учебному заведению в Юзовке высокого Имени Наследника Всероссийского Престола.

В виду изложенных соображений, попечительный совет надеется, что Екатеринославское Губернское Земское Собрание, всегда чутко отзывающееся на запросы народного образования, не откажет в своей гуманной поддержке и вновь возникшему рассаднику просвещения и не откажет в ней в тот момент жизни молодого училища, когда в этом именно чувствуется наиболее насущная необходимость, когда училище еще не окрепло и делает свои первые шаги, воспитывая полезных граждан нашего отечества и пусть Юзовское коммерческое училище, поддержанное добрым участием и покровительством Екатеринославского Губернского Земства, явится лишним могучим и светлым памятником многолетней, славной и полезной его деятельности по развитию просвещения средней массы жаждущей света и знания, в его мощном содействии культуре и прогрессу нашей дорогой родины.

 

К сожалению, Губернская Управа, рассмотрев ходатайство, не нашла возможным удовлетворить его по причинам того, что на образование и так предполагается затратить немалую сумму (это, помимо коммерческого, и реальное и городское училище), кроме того, в планах устроить и поддерживать постоянный ночлежно-продовольственный барак для рабочих. На большее денег не было.

Правда, факт отказа в выделении средств не помешал училищу справить новоселье в 1912 году, переехав в здание, которое сегодня является вторым корпусом ДонНТУ.

Примечания:

  1. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.

Автор:

  • Алексей Федько

 



Войдите, чтобы оставить комментарий