Да, именно через наш промышленный поселок хотели проложить новый водный путь к Азовскому морю. Помните, что нам на уроках истории в школе рассказывали учителя о том, что в древние времена речка Кальимус была судоходной и по ней плавали быстрые казацкие чайки? Однако для того, чтобы попасть в Азовское море, запорожцам на некоторых участках приходилось перетаскивать… Read more »

Общество Северодонецкой дороги, созданное по инициативе Ф.Е.Енакиева, предложило вариант трассы от ст. Лихая Юго-Восточных железных дорог до Льгова Московско-Курской железной дороги с заходом в Лиман, Харьков. В противовес ему, депутат и председатель комиссии по путям сообщения Госдумы Н.Л.Марков I раскритиковал проект Ф.Е.Енакиева, предложив вместо него более «дешёвый» вариант: спрямляющие линии Краматорская — Мерефа, Сватово —… Read more »

Туберкулез — одно из самых страшных заболеваний человеческой цивилизации. Ежегодно 24 марта вся планета отмечает Всемирный день борьбы с заболеванием туберкулезом. В Российской империи более 100 лет назад денежные средства на борьбу с чахоткой собирали с помощью благотворительных акций.

Люстра в синагоге Моя память сохранила отдельные картинки из раннего детства. Вот женские розовые платья… голубой светильник, зелёный абажур, множество стеклянных разноцветных баночек и… острый запах лекарств.

Местечко Юзовка не часто посещали высокопоставленные должностные лица. В основном руководству металлургического завода и угольных копей НРО для решения вопросов приходилось ездить в Санкт-Петербург, Москву, Екатеринослав, Харьков. Поэтому каждый визит высокой персоны в наш промышленный поселок становился событием.

Проблемой оставался беспрепятственный выход грузов из Южной России в московском направлении. Существовавшие два хода (грузовой через Попасную, Купянск и пассажирский через Славянск, Лозовую) не обеспечивали необходимой пропускной способности. Однако, капитального строительства железных дорог московского направления в те годы не велось. В 1903 г. второй путь уложили на участке Лисичанск – Купянск, однако частыми были случаи закрытия… Read more »

Если вы посещали Донецкий областной краеведческий музей, то во время экскурсии наверняка видели в экспозиции, посвященной истории досоветского периода, большой макет Юзовки, сделанный художником О.А. Леве и скульптором В.К. Вебером в Москве (их имена выбиты на металлической табличке). Этими авторами из разукрашенного красками папье-маше был изображен наш промышленный поселок, каким он виделся с высоты птичьего… Read more »

В одном из апрельских номеров 1904 года еженедельного журнала «Железнодорожник», издававшегося в Санкт-Петербурге, в разделе «Обзор печати» было опубликовано сообщение об удивительном происшествии случившегося на территории современной Донецкой области:

В начале ХХ в. велось строительство вторых путей на Луганском и Должанском направлениях: в 1908 г. был уложен второй путь на участке Дебальцево – Алчевск, а в 1910 г. – дошёл до Родаково; в 1909 г. второй путь появился на участке Дебальцево – Штеровка. Однако, транспортный коллапс время от времени мог возникнуть и здесь. В 1910 г. перегруженным оказалось… Read more »

Горняцкий труд всегда был и остается очень опасным. Все мы знаем и помним о крупнейших авариях с многочисленными жертвами на угольных предприятиях Донбасса в наше время, но и в конце ХIХ — начале ХХ века не раз приходили тревожные вести с Юга Российской империи, сообщавшие о крупнейших катастрофах на угольных рудниках в Донецком бассейне. О… Read more »

Не смотря на развитую сеть железных дорог в Донбассе, последний в начале ХХ в. оставался относительно изолированным от черноморских портов. Выход к черноморским портам целесообразен в связи с их незамерзаемостью, малыми портовыми расходами (по сравнению с азовскими портами), современным техническим оснащением и высокой потенциальной прибылью от продажи хлеба, дешёвого фрахта за границу и т.д. Единственными… Read more »

Альберт Ревильон на протяжении многих лет представлял в Петербурге интересы завода и рудников Новороссийского общества из местечка Юзовка на Юге России. А его сын Иосиф сумел сохранить для мировой культуры картины, рисунки и письма одного из всемирно известных живописцев XIX века. 

К началу ХХ в. индустриальный Донбасс уже имел разветвлённую сеть железных дорог и подъездных путей, не имевшую равных среди других регионов Российской империи. Основной железной дорогой, обслуживавшей нынешний Украинский Донбасс, была Екатерининская железная дорога, простиравшаяся от Долгинцево и Пятихаток до Зверево и Миллерово, от Бердянска, Мариуполя и Ростова до Купянска. Екатериниская дорога, а также магистраль… Read more »

В конце мая или начале июня 1917 года промышленное местечко Юзовка в Бахмутском уезде Екатеринославской губернии стала городом. Этому событию предшествовала многолетняя борьба за получение такого статуса. У обеих сторон — представителей поселкового общества и Новороссийского общества — были свои аргументы, почему Юзовка должна стать городом и почему такое решение принимать нецелесообразно…

В 1880 г., во многом благодаря вышеупомянутому промышленнику А. Полю, настаивавшему на строительстве железной дороги в Кривбасс, начато строительство Первой Екатерининской железной дороги. Изначально дорога планировалась для снабжения крестьян Екатеринославской губернии хлебом, однако позже стала одной из самых грузонапряженных линий, обеспечившей стремительное развитие промышленности Донецкого и Криворожского бассейнов. Железная руда Кривбасса требовалась металлургическим заводам Донбасса, а… Read more »

Большую роль в развитии горно-металлургического комплекса Донбасса сыграла Донецкая (Каменноугольная) железная дорога. Ещё в 1870 г. Донецкая железная дорога была внесена в Высочайше утверждённую сеть железнодорожных линий, однако решение о строительстве дороги Министерство путей сообщения не принимало до 1875 г. Впрочем, имеются данные о том, что некоторые участки дороги начали строиться с 1973 г. В 1874 г. 1-й Съезд… Read more »