Поблизости старинного села Александровки-Щеглово, в верховье реки Кальмиус, фактически и началась «правильная» (если на современный лад — промышленная) добыча каменного угля на территории современного города Донецка. Первым таким горнорудным предприятием был Александровский рудник

Несмотря на то что шла Первая мировая война, а затем наступили революционные потрясения и гражданская война, свирепствовал тиф, была нищета и разруха, культурная жизнь в Юзовке продолжала существовать. В городе даже проходили гастроли великих артистов…

О представителях этого дворянского рода с шотландскими корнями можно (и даже необходимо!) написать целую книгу. И читать ее будут с большим интересом! Немалую часть в ней займет рассказ о юзовском периоде жизни семьи Берви. Он неоднозначен, есть в нем и немало трагических страниц. Обо всем этом «ДН» и попытаются рассказать в этой статье.

По-сути, проект строительства железной дороги Гришино — Лозовая, разработанный инженером Табурно, представлял из себя решение задачи многокритериального анализа и выбора трассы железной дороги. Основным критерием рационализации было удешевление строительства (что не удивительно для времени экономического кризиса), кроме того обращалось внимание на весовую норму поездов, которые курсировали бы на данном направлении, сокращение расстояния между Екатерининской и Курско-Харьковско-Севастопольской… Read more »

В 2012 г. исполняется 110 лет первому проекту углевозной и транзитной Руднично-Лозовской железной дороги, составленному частным предпринимателем И.П.Табурно. Почему-то Красноармейск, Доброполье и Александровка не спешат оглашать эту дату. А жаль: история проекта по-своему драматична и поучительна… В 70–80-х г.г. XIX в. в районе Гришино были разведаны значительные запасы каменного угля, промышленная разработка которых признана целесообразной. Одновременно,… Read more »

Вначале их было девятнадцать: 15 поданных Великобритании и 4 русских. Именно они стали первыми акционерами промышленного предприятия, договор о создании которого был утвержден 18 апреля 1869 года российским императором Александром II. Стартовый капитал Новороссийского общества составил 300 тыс. фунтов стерлингов, разделенных на 6 тыс. акций стоимостью в 50 фунтов. Об этих людях, не побоявшихся вложить… Read more »

Информацию о холерных беспорядках в Юзовке дали тогда все ведущие мировые информационные агентства. Сообщения, пусть всего в несколько строчек, можно было прочитать даже в Соединенных Штатах Америки, Канаде, Австралии и Африке. Этот трагический факт в истории города Донецка довольно детально описан, но в данной статье хотелось привести воспоминания современников, которые были живыми очевидцами тех событий… Read more »

95 лет назад, 16 июня (3 июня по старому стилю) 1917 года, шесть населенных пунктов современной Донецкой области постановлением Временного правительства России получили статус города: Юзовка (ныне Донецк), Яковлевский (Дружковка), Дебальцево, Енакиево, Гришино (Красноармейск), Дмитриевский (Макеевка).

Он не был родом из наших мест и больше известен в Евпатории, а не в Донецке. Однако 10 лет, проведенные им в Юзовке, оставили у тогдашних жителей нашего промышленного местечка хорошую память о нем. Речь в данной статье пойдет о враче больницы при Юзовском заводе Новороссийского общества, докторе медицины Борисе Ильиче Казасе.

Проект железной дороги от ст. Гришино в северо-восточном направлении неразрывно связан с проектированием подъездных путей на направлении Гришино — Лозовая в пространстве и во времени, однако требует отдельного рассмотрения, хотя бы потому что это типичный проект-фантом, не осуществлённый впоследствии ни полностью, ни частично. В 1902 г. инженер В.И.Пилсудский ходатайствовал о строительстве железной дороги от ст. Гришино в… Read more »

Два мало связанных между собой, на первый взгляд, направления оказались единым целым в проектах акционерных обществ и частных предпринимателей в начале ХХ в. С одной стороны, велась работа по восстановлению Кураховской ветви, и разрешение на соответствующее строительство давалось ведомством путей сообщения в конце XIX — начале ХХ в.в. несколько раз. С другой стороны, перспективный в плане… Read more »

Выход в Северное Приазовье в начале ХХ в. открывали бывшие Курско-Харьковско-Азовская (Таганрог, Ростов) и Константиновская (Мариуполь) железные дороги, а также линия Чаплино — Бердянск, построенные, соответственно, в 1869, 1882 и 1898 г.г. В начале ХХ в. первые две железные дороги работали на пределе своей пропускной способности, что требовало создания новых выходов к северному побережью моря. Усугубляло проблему… Read more »

Укладка вторых путей на основных направлениях в Донбассе в конце XIX — начале ХХ в.в., а также работа по созданию новых выходов из Донбасса имели под собою две основные причины. Первая — увеличение грузооборота, связанное с развитием промышленности и, как бы это странно ни звучало, строительством железных дорог, которое подстёгивало развитие промышленности. Т.о., обнаружилась и… Read more »