Вначале их было девятнадцать: 15 поданных Великобритании и 4 русских. Именно они стали первыми акционерами промышленного предприятия, договор о создании которого был утвержден 18 апреля 1869 года российским императором Александром II. Стартовый капитал Новороссийского общества составил 300 тыс. фунтов стерлингов, разделенных на 6 тыс. акций стоимостью в 50 фунтов. Об этих людях, не побоявшихся вложить свои капиталы в рискованное дело, постараемся рассказать поподробнее

Обладатели привилегированных акций класса А — 13 человек
(Акции, по которым выплачивается не пропорциональный дивиденд, а денежный доход)

Выдающийся британский железнодорожный инженер
1. Сэр Дэниел Гуч (Daniel Gooch) /24.08.1816–15.10.1889/ — 100 акций. Баронет.

Даниел ГучДэниел Гуч

Английский инженер путей сообщения, участвовал в прокладке трансатлантических кабелей, депутат британского парламента от Консервативной партии. Много лет был руководителем на Большой Западной железной дороге, связавшей Юго-запад Англии, Западные земли и Южный Уэльс с Лондоном.
Как инженер он разработал модель пассажирского локомотива, сумевшего развить скорость больше, чем другие виды паровозов. Также Дэниел Гуч был главным инженером строительной компании Telegraph. В этой роли он сыграл важную роль в прокладке первого успешного трансатлантического телеграфного кабеля между Великобританией и США. С 1865 по 1885 годы, будучи депутатом британского парламента, так и ни разу не выступил в Палате общин с речью. В 1866 году Гуч был удостоен почетного звания «баронет» в знак признания его заслуг.

Он был настолько известным в викторианском обществе, что влиятельная газета The Times выпускала ежедневные бюллетени о его здоровье за несколько дней до его смерти в своем доме в Clewer Парк, Виндзор.

Строитель железных дорог
2. Томас Брасси (Thomas Brassey) /7.11.1805–8.12.1870/ — 200 акций.
Гражданский инженер.

Адмирал ВайсмэнАдмирал Вайсмэн

Начальное образование получил дома, а затем учился в частной школе в Честере. По окончании школы в 16 лет пошел в ученики к землемеру.

У него рано проявился талант бизнесмена. Уже в 21 год он стал единственным руководителем фирмы Lawton and Brassey. Он стал успешным деловым человеком, процветая на работах по изготовлению кирпича, добычи известняка и камня в карьерах. Женитьба 27 декабря 1831 года на Марии Фаррингтон Харрисон, дочери состоятельного бизнесмена еще больше упрочило положение Томаса Брасси в английском обществе. Именно жена посоветовала ему принять участие в тендере на строительство десятимильного участка Великого железнодорожного узла, который должен был связать Бирмингем и Манчестер. Этот контракт включал строительство виадука Пенкридж, который был успешно выполнен. После этого Томас Брасси работает по другим контрактам на севере Англии и Шотландии. К тому времени им было занято около 3 тыс. рабочих, а заключенные контракты оценивались в сумму £4 млн. (по современным ценам около 1,3 млрд. фунтов стерлингов). За свою жизнь в качестве строителя железных дорог, он построил одну треть всех миль железных дорог в Великобритании и 1/20 всех железных дорог во всей остальной части мира. Некоторые его современники говорили, что влияние Томаса Брасси на мир в целом в конце ХIХ века был выше, чем у Александра Македонского.

Деловой партнер Томаса Брасси и строительный магнат
3. Александр Огилви (Alexander Ogilvie) /15.02.1812–1886/ — 100 акций.
Гражданский инженер.

После окончания учебы в Эдинбургском университете начал работать инженером на строительстве железнодорожных дорог. Сначала это была Англия, а потом поле его деятельности распространилось и на весь мир. Был партнером Томаса Брасси, отвечая за решения финансовых вопросов при подписании и выполнении контрактов. У семейной четы Александра и Маргарет Огилви было 8 детей. Один из них — Артур, горный инженер, за несколько лет до своей смерти в 1897 году был в руководстве Новороссийского общества. Александр Огилви жил в своем поместье в графстве Суффолк на востоке Англии.

Первый барон рода Брасси
4. Томас Брасси-младший (Thomas Brassey) /11.02.1836–23.02.1918/ — 50 акций.
Сын Томаса Брасси, британский политик от Либеральной партии.

Сын Томаса Брасси — Граф Томас БрассиСын Томаса Брасси — Граф Томас Брасси

Он получил образование в колледжа при университете в Оксфорде. Сын железнодорожного магната, после того как был избран в британский парламент, долгое время был его представителем в английском адмиралтействе. С 6 июля 1876 и 27 мая 1877 годы Брасси обошел мир на своей паровой трехмачтовой шхуне Sunbeam. Это путешествие, как говорят, является первой кругосветкой на частной яхте. Томас Брасси-младший, став кавалером ордена Бани в 1881 году, был возведен в звание пэра, как барон Брасси из Балкели в графстве Честер. В 1893 году королева Виктория назначила его председателем из девяти членов Королевской комиссии по опиуму. Комиссия должна была представить доклад о том, как покончить с экспортом опиума из Индии на Дальний Восток (Китай) и оставить потребление мака и опиума только для медицинского назначения.
С 1895 года по 1900 годы он был губернатором штата Виктория в Австралии. Брасси был президентом Королевского статистического общества. Награжден несколькими высшими орденами Великобритании.

Адмирал флота Ее Величества
5. Сэр Уильям Солстонстол Вайсмэн (William Saltonstall Wiseman, 8th Baronet) /4.08.1814 – 14.07.1874/ — 40 акций.

Контр-адмирал, британский военно-морской офицер.
Выходец из аристократической семьи, после окончания Королевского военно-морского колледжа в 1827 году, дослужился до командира одного из кораблей флота Ее Величества и принимал участие в нескольких военных кампаний. Однако в истории стал более известным как мастер выполнения «деликатных» секретных миссий. Бывал он и России. Контр-адмирал Уильям Вайсмэн был найден мертвым в своей квартире в Санкт-Джозеф, штат Миссури. Его сын стал главой Секретной разведывательной службы в Вашингтоне во время Первой мировой войны.

6. Чарльз Гуч (Charles Fulthorpe Gooch) /31.01.1845–12.04.1917/ — 100 акций.

Сын Дэниела Гуча. Инженер. Занимал должность мирового судьи в Кардиффе.

Выдающийся британский оружейник
7. Сэр Джозеф Уитворт (Joseph Whitworth) /21.12.1803 – 22.01.1887/ — 100 акций.

Баронет.
В 1854 году запатентовал оружейный ствол с полигональной нарезкой. Дульнозарядная винтовка Уитворта калибра 11,43 мм в больших количествах приобреталась штатами Конфедерации во время Гражданской войны в США. В июле 1863 года, пуля выпущенная из винтовки Уитворта южанином Минье, пролетела на волоске от президента США Авраама Линкольна и убила стоявшего позади в нескольких шагах доктора. Оружейник после своей смерти завещал потратить свое состояние на благотворительные проекты.

8. Роберт Пил (Robert Peel) /4.05.1822–9.05.1895/ — 10 акций. Джентльмен.
Бизнесмен из графства Кармартеншир (Carmarthenshire) на юго-западе Уэльса. Он же приходился двоюродным братом бывшего премьер-министра Великобритании сэра Роберта Пила (5.02.1778–2.07.1850).

Роберт ПилРоберт Пил

9. Роберт Неале (Robert Neale) /1819–5.05.1878/ — 40 акций.

Джентльмен французского происхождения.

10. Уильям Джон Вудгатс (William John Woodgates) /?-21.10.1895/ — 10 акций. Джентльмен. Бизнесмен.

Главный арендодатель земли для Новороссийского общества
11. Павел Иванович Ливен (Пауль Йоханн Георг) /21.01.1821–7.07.1881/  —  400 акций.
Светлейший князь. Самый крупный акционер НРО.

Павел Иванович ЛивенПавел Иванович Ливен

Окончил Дерптский университет. Камер-юнкер. В 1849–55 годах служил во 2-ом отделении собственного Его Императорского Величества канцелярии. Участник Крымской войны: 1855-капитан, 1856-майор Лейб-гвардии стрелкового батальона, 1857- подполковник. С 1861 года — в отставке. Гольдининский уездный предводитель дворянства, 1862-камергер, 1862/66- ландмаршал Лифляндский, 1866/67-ландрат Лифляндский, 1866/76- попечитель Петербургского учебного округа, 1866-обер-церемониймейстер Высочайшего Двора. Тайный советник, владел имениями в Ярославской, Лифляндской, Курляндской, Нижегородской и Екатеринославской губерниях. Именно Светлейший князь Павел Ливен и начал сдавать Новороссийскому обществу в аренду землю под разработку каменного угля и постройки работниками поселка, получившего название Юзовка.

Поверенный делами Джона Юза в Санкт-Петербурге
12. Саммуил Кит Гвейер (Samuel Keale Guwer) /1809–1880?/ — 100 акций.

Коммерсант. Купец 1-й гильдии.
Великобританский подданный и кавалер, в купеческом состоянии с 1838 года. Занимался оптовой торговлей в порту Санкт-Петербурга под фирмой «С.К. Гвейер и К.».

Человек, сделавший Джону Юзу предложение от русского правительства
13. Оттомар Борисович Герн /16.11.1827–9.11.1882/ — 100 акций.

В то время генерал-майор русской армии, а впоследствии — генерал-лейтенант.

Оттомар ГернОттомар Герн

Талантливый русский военный инженер, создатель диверсионных подводных лодок собственной конструкции, самодвижущийся мины (торпеды). Как утверждали и в те времена, так и сегодня считают историки, именно этот человек и предложил Джону Юзу побороться за покупку выгодной концессии о строительстве железоделательного завода на Юге России. Также есть легенда, что в 1868 году тогда еще полковнику Герну присмотреться к валлийскому промышленнику посоветовала жена Оттомара Борисовича, которая являлась фрейлиной Императорского двора. Может это легенда, а может быть, — и нет?

Обладатели акций класса А (Сontiuned) — 4 человека

(имели преимущественные права на получение дивидендов после владельцев привилегированных акций)

1. Граф Дмитрий Карлович Нессельроде /1816–1891/ — 40 акций.

Сын канцлера Российской империи, министра иностранных дел Карла Нессельроде (1780–1862), обер–гофмейстер Императорского двора.

Его личная жизнь одно время обсуждалась всей аристократической Европой. На 17 лет младше Дмитрия Карловича его молоденькая жена Лидия Закревская-Нессельроде стала героиней любовной интриги в Париже, где по долгу службы пребывал граф, служа в российском МИДе. От этой женщины «потерял» голову писатель Дюма-сын. По следам данного приключения Дюма-сын опубликовал роман «Дама с жемчугами» в 1852 году. В романе он вывел себя и свою подругу — иностранную герцогиню. Мужу, Дмитрию Нессельроде, удалось увезти беглую жену из Парижа. Дюма-сын преследовал Лидию, но русская граница оказалась для него закрыта. Его задержали, следуя приказу императора: «наглого французишку в Россию не пускать».
Сам же Дмитрий Карлович после развода с Лидией рано вышел в отставку и в своем имении в Саратовской губернии собрал уникальную нессельродовскую оружейную коллекцию и коллекцию живописи, часть которых сохранились до настоящего времени.

2. Теодор Артон (Theodore Arton) — 40 акций.

Лондонский адвокат.

3. Бринсли де Курси Никсон (Brinsley de Courcy Nixon) /5.05.1825–18.04.1903/ — 20 акций.
Лондонский банкир.

Могила Бринсли Де Курси НиксонаМогила Бринсли Де Курси Никсона

Шотландского и ирландского происхождения, родился в семье капитана британского военного флота. Получил образование сначала в частной общеобразовательной школе, а затем в Эдинбургском университете. Всего отмечали его математические способности. Поэтому совсем не удивительно, что Бринсли Никсон занялся банковской деятельностью. Он был один из основателей Лондонского банка. В качестве зрителя был свидетелем Крымской войны. Видимо Бринсли Никсон был дружен с семейством Юзов и оказывал валлийскому промышленнику финансовую помощь в реализации его проектов на Юге России. Подтверждение тому стало, что младший сын лондонского банкира Фергюс в 1906 году женился на дочери Артура Давида Хьюза ,одного из сыновей старого Юза и после его смерти ставшего директором Юзовского металлургического завода, — Элизабет. В этом браке родились две уже правнучки Джона Юза — Элизабет и Ненси. Говорят, что до сих пор в сохранившейся летней резиденции Бринсли Никсона Seafield House проживает приведение.

4. Генри Александер (Henry McClintock Alexander) /7.10.1834–17.12.1896/ — 2 акции.
В 1869 году — капитан, а затем контр-адмирал королевского флота (1886). Зять уже вышеназванного контр-адмирала, сэра Уильяма Солстонстола Вайсмэна.

Обладатели акций класса В — 2 человека

Основатель города Донецка
1. Джон Хьюз (John Hughes — на русский лад — Юз) /1814–17.06.1889/  —  500 акций.
Инженер-механик.

Джон ЮзДжон Юз

Именно этот валлийский промышленник и считается отцом-основателем металлургического завода и каменноугольных копей на Юге Российской империи, давших толчок к образованию современного города Донецка.

Строил вместе с Джоном Юзом металлургический завод

Джон Вирет ГучДжон Вирет Гуч

2. Джон Вирет Гуч (John Viret Gooch) /29.06.1812–8.06.1900/ — 500 акций.

Гражданский инженер, старший брат сэра Дэниела Гуча.

Был в руководстве ряда железных дорог в Англии. Есть информация, что этот британский инженер принимал непосредственное участие вместе с Джоном Юзом в строительстве нашего металлургического завода в донецкой степи.



6 Комментарии

  • (will not be published)

Подписаться на комментарии