В конце сентября 1916 года, практически 95 лет назад, был объявлен Всероссийский конкурс на постройку православного храма на 1 тыс. человек близ станции Шухтаново Северо-Донецкой железной дороги. Однако возвести церковь не успели — помешала начавшаяся на просторах бывшей Российской империи гражданская война.

Прежде, чем перейти непосредственно к рассказу о храме, логично было бы дать информацию о местности, где планировалось это строительство. Территория, где расположен современный город Красный Лиман Донецкой области, была заселена в давние времена. Здесь археологи обнаружили 6 неолитических стоянок. Кочевали в этих местах киммерийцы, скифы, половцы и татары.

После образования Российского централизованного государства началось более интенсивное заселение территории по берегам Северского Донца. Но на эту территорию начали осуществлять набеги крымские татары. Поэтому московское правительство ввело на южной окраине русской земли сторожевую службу. Началось строительство укрепленных пунктов и крепостей. Так, примерно в 1644–1667 годах и появилось военное поселение Лиман (названное так из-за расположения возле древних озер). В XVIII веке в слободе была построена православная церковь имени Петра и Павла. С 1780 года село Лиман входило в состав Изюмского уезда Харьковской губернии.

Но нас в данной статье больше интересует время уже начала ХХ века.

В 1908 году здесь находилась маленькая железнодорожная станция Лиман. Однако все изменилось после того, как началось строительство Северо-Донецкой железной дороги. Напомним, что одним из инициаторов ее создания был инженер путей сообщения Федор Енакиев, именем которого сегодня названа родина нынешнего Президента Украины.

Так вот, при проектировании Северо-Донецкой железной дороги в ее юго-западной части была сооружена ветвь от станции Лиман до станции Краматорской Курско-Харьковской — Севастопольской железной дороги длиной в 215 верст. Таким образом, образовалась новое транзитное русло, по которому добытый в Донецком бассейне уголь прибывал на Харьковский распределительный узел. Движение по железной дороги было открыто в 1911 году, а правильное — в 1912 году. А маленькая станция Лиман превратилась в крупный железнодорожный узел, столетний юбилей этого события и отметят краснолиманцы в нынешнем году.

Видимо, примерно в 1916 году станция Лиман была переименована в Шухтаново. Интересно, что через год она снова могла сменить свое название. В 1917 году газета партии последнего главы Временного правительства России Александра Керенского «Дело народа» в номере от 10 июня опубликовала маленькую информацию, касающуюся этой местности. В ней говорится, что «служащие станции Шухтаново Северо-Донецкой железной дороги обратились к министру путей сообщения с ходатайством о переименовании станции в Керенскую«. Однако по всем сегодня известным причинам этого изменения не произошло. 

Уже в 1923 году бывшие бойцы 1-й Украинской армии обратились к властям советской Украины с просьбой переименовать станцию Лиман в станцию Красный Лиман. Ходатайство было удовлетворено. Во время административной реформы 1938 года станция Красный Лиман и село Лиман были объединены в одно целое. Так возник город Красный Лиман — ныне город областного подчинения в Донецкой области. Здесь 70 лет назад (5 августа) родился наш известный земляк — летчик-космонавт СССР, дважды Герой Советского Союза, генерал-полковник Леонид Кизим (1941–2010 гг.).

Нельзя не упомянуть в данной статье и человеке, в честь которого железнодорожная станция стала называться Шухтаново. О нем в народном музее Красного Лимана практически нет информации. Корреспонденту «ДН» после просмотра около десятка дореволюционных справочников и адресных книг Российской империи удалось кое-что накопать. Итак…

По списку личного состава Министерства путей сообщения на 1896 год значится по Управлению Курско-Харьково-Севастопольской железной дороги вторым заместителем начальника дороги инженер путей сообщения, надворный советник, начальник материальной службы Леонид Фердинандович Шухтан — на этой должности утвержден 1 января 1895 года. Тогдашний его адрес жительства — Харьков, Тюремная площадь, д. Фаниберге.

Из других справочников удалось узнать, что родился он в 1858 году, разночинного происхождения, был православным по вероисповеданию. Институт инженеров путей сообщения имени Александра I закончил в 1881 году, на службе по железнодорожному ведомству — с 28 июля 1881 года. Леонид Фердинандович занимал ряд ответственных должностей в правлении целого ряда железных дорог Российской империи, был ответственным редактором «Известий Собрания инженеров путей сообщения».

Известно, что с января 1887 по 1890 год он читал курс эксплуатации железных дорог в Институте путей сообщения. В июне 1906 года даже выдвигался на пост министра железнодорожного ведомства в предполагаемом коалиционном правительстве. Также он был автором ряда профессиональных книг по железнодорожному делу. По всей видимости, он участвовал непосредственно в проектировании и строительстве Северо-Донецкой железной дороги.

«Шухтан Леонид Фердинандович был одним из наиболее энергичных и смелых новаторов в нашем железнодорожном деле», — такие слова об этом человеке можно прочитать в книге «Записки инженера» последнего министра путей сообщения старой России Эдуарда Кригер-Войновского.

По справочнику за 1916 год выясняется, что Леонид Шухтан был действительным статским советником, заместителем председателя правления Общества Черноморской железной дороги, председателем правления Северо-Донецкой железной дороги и Северного общества трубопрокатных и механических заводов. Занимал этот инженер путей сообщения и общественные должности — попечителя Александринского детского приюта в Санкт-Петербурге, председателя комиссии Вспомогательной кассы инженеров путей сообщения.

Он был награжден орденами Святого Станислава 2-й степени (апрель 1891 года) и Святой Анны 3-й степени (1888 г.), Святого Владимира 4-й степени (1903 г.) и 3-й степени (1916 г.), медалями в память царстовования императора Александра III и в память 300-летнего царствования дома Романовых. Были у Шухтана и иностранные ордена: бухарский — Золотой Звезды 2-й степени (1896 г.), французский — офицера ордена Почетного Легиона (1902 г.). Леонид Фердинандович был женат, вместе с супругой Еленой Александровной проживал до своей смерти в доме №50 по улице Морской в Санкт-Петербурге. Имелась у них и дача в нынешнем поселке Вырица Гатчинского района Ленинградской области.

Дату кончины Леонида Шухтана обнаружить не удалось. Предположительно это мог быть 1916 год, т. е. тогда и переименовали станцию Лиман в честь видного железнодорожного деятеля. Тогда, по всей видимости, и возникла у сослуживцев и друзей Леонида Фердинандовича мысль о постройке храма.

Северо-Донецкая железная дорога уже через 3 года после введения в эксплуатацию была прибыльным частным предприятием. Поэтому деньги для проведения Всероссийского конкурса среди архитекторов проектов новой церкви имелись. Он был объявлен 25 сентября 1916 года.

В архитектурном и художественно-техническом журнале «Зодчий», издаваемый в столице Российской империи Санкт-Петербургским обществом архитекторов, за 26 марта 1917 года мы можем уже прочитать отзыв комиссии судей по конкурсу проектов церкви на 1000 человек при станции Шухтаново.

До 13 января 1917 года, т. е. до срока доставки иногородних проектов, поступило на рассмотрение жюри всего 37 проектов, из них 25 из Петрограда и 12 — иногородних. Кроме сего три проекта под девизами «Малороссия» и «Круг» из Таганрога, и «Между делом» из Астрахани, хотя и высланные своевременно, но не полученные до 13 января, на основании пункта 11 программы конкурса рассмотрению жюри не подлежали.

Для суждения об относительном качестве всех проектов они были разделены на 3 группы, и в третью, низшую в смысле художественной оценки, отнесли проекты под девизами: «Треугольник в круге», «Вече», «2 в двух окружностях», «Мутно-зеленый круг», «Крест в треугольнике», «Три дуги в двух окружностях», «Оранжевый круг», «Красный крест в синем круге», «И дух, и небеса говорят: «Приди», «Икона», «С-Д ж.д.», «О-в», «Кижи», «Степь» и «2».

В первую, лучшую по качеству группу, жюри отобрало проекты под девизами: «Корабль праведных», «Св. Русь», «Русь», «Св. Троица», «Удод», «Синий круг» (рисунок), знак креста в круге, «Вне национальности нет искусства», зеленый круг.

В конце концов после заседаний жюри 7, 12, и 14 января, а также 24 января 1917 (здесь были рассмотрены пять протестов по постановлению комиссии судей относительно присуждения второй премии) общее собрание окончательно распределила премии таким образом: первая — проекту «Удод» архитектора В. Д. Кокорина (Москва), вторая — проекту «Корабль праведных» Н. В. Васильева и третья — проекту «Св. Русь» художника Н. Я. Тамонькина (Москва); рекомендуются к приобретению же проекты «Св. Троица» арх.-художника С.Н. Антонова и «рисунок синего круга» — автор В. И. Савицкая при участии Д. Б. Савицкого. Оба рекомендованные проекта были приобретены правлением общества Сев-Дон. ж.д. Протокол результата архитектурного конкурса подписали видные питерские архитекторы — А. Косяков, Владимир Покровский, Герман Гримм, К. Савицкий, Стефан Галензовский и Н. Козлов.

Признавая настоящий конкурс весьма удачным как по количеству представленных проектов, так и по обилию интересно трактованных приемов композиций церквей в русском стиле, комиссия судей дала краткие характеристики проектов, которые стали впоследствии победителями. Эти оценки и биографии их авторов (которые удалось разыскать) мы приводим ниже.

Первая премия - проект «Удод» архитектора В. Д. Кокорина (Москва).

«Взят трудный мотив московских храмов. Проект хороший по разработке, интересен по плану, общим массам и трактовке генерального плана, но будет несколько сложен в исполнении».

Автор: Виктор Дмитриевич Кокорин (1886–1959 гг.) — видный советский архитектор, руководитель мастерской, профессор, автор ряда крупных сооружений в Москве. В 1912 году окончил Московское училище живописи, ваяния и зодчества. С 1918 года преподавал во Вторых Государственных архитектурно-художественных мастерских. Основные работы: Казанский вокзал в Москве в неорусском стиле (мастерская А. В. Щусева); усадьба Суханово; здания для ряда научных институтов АН СССР; архитектурное оформление памятников Герцену и Огареву во дворе старого здания МГУ; Малый Краснохолмский мост через Водоотводный канал и Большой Краснохолмский мост через Москву-реку; перильные решетки Малого Устьинского моста через Яузу; станция метро «Комсомольская» (коллектив авторов). В качестве графика выполнял эскизы почтовых марок.

Вторая премия — проект «Корабль праведных» Н. В. Васильева (Санкт-Петербург).

«Интересно разработанный проект в отношении групп и планировки, в характере небольшого скита, исполнен в южных мотивах церковной архитектуры опытной рукой. Можно отметить, что колокольня по массам велика, не в стиле церкви и едва ли вызывается необходимость при небольшой железнодорожной станции».

Автор: Николай Васильевич Васильев (26 ноября 1875 г. — 1941 г.) — родился в деревне Погорелки Угличского уезда Ярославской губернии. В Санкт-Петербурге Николай Васильев учился в Коммерческом училище, в 1895–1896 годах отбывал воинскую повинность в Лейб-гвардии Финляндского полка. В сентябре 1896 года он поступил в Институт гражданских инженеров. Во время учебы Васильев достигал заметных успехов. В 1899 году его наградили премией имени инженера-архитектора Н. А. Курвуазье за лучший проект по сельскохозяйственной архитектуре. В 1901 году при выпуске из Института Николай Васильев получил серебряную медаль. По окончании Института гражданских инженеров Николай Васильев поступил в мастерскую Леонтия Бенуа, из которой в 1904 году был выпущен со званием художника-архитектора.

Он часто участвовал в архитектурных конкурсах, получал премии, но строительство по его проектам практически не велось. В 1908 году архитектору удалось выиграть конкурс на строительство петербургской мечети. Осенью этого года проект Васильева был утвержден Николаем II. В 1912–1913 годах, еще работая над мечетью, Николай Васильев построил «Новый Пассаж» на Литейном проспекте (дом №51). В 1911 году по проекту Николая Васильева был создан один из корпусов Невской ниточной мануфактуры (Выборгская наб., 47). В 1918 году Николай Васильевич Васильев уехал из России. Он работал в Турции, Сербии, позже уехал в США. 

Третья премия — проект «Св. Русь» художника Н. Я. Тамонькина (Москва).

«Живописный прием соборной церкви с интересными по замыслу и исполнению разрезами имеет недостаток в применении рискованных форм фронтонов, не вызываемых необходимостью».

Автор: Никифор Яковлевич Тамонькин (1881–1951 гг.) родился в селе Юрино Тамбовской губернии, окончил церковно-приходскую школу. В 15 лет попал в Москву, служил разнорабочим у купчихи Кабановой. В свободное время рисовал, на его рисунки обратил внимание И. А. Морозов и вместе с Кабановой дал деньги юноше на учебу в Строгановском училище. Тамонькин участвовал в росписи Марфо-Мариинской обители. 40 лет проработал в мастерской А. В. Щусева. Работал и как самостоятельный архитектор. Построил в Москве здания научно-исследовательского Автомоторного институтата, «Машинстройпроекта», фабрики им. Дзержинского, института Машиноведениия Академии наук.

После революции Тамонькин не стал востребованным, но что-то временами проектировал, преподавал, участвовал в реставрации. Графическое наследие художника после его смерти попало в Музей архитектуры и только недавно стало предметом изучения и публикации. От Тамонькина остались десятки (если не сотни) ценнейших зарисовок памятников архитектуры Москвы и других городов, охватывающие по времени период с 1910 до конца 1940 г. Многих из этих зданий давно уже нет. У Никифора Яковлевича они еще живые.

Рекомендованные к приобретению:

проект «Св. Троица» арх.-художника С. Н. Антонова.

«Проект с несомненными достоинствами, пригоден для данной местности, в перспективе представляет живописную группу. Нежелательно деление средней части окнами на 2 яруса».

Автор: Сергей Николаевич Антонов (1884–1956 гг.) — архитектор, театральный художник, живописец, график, преподаватель. Рисованием увлекался с детства. В 1909 году закончил Рижский политехнический институт, где получил специальность инженера-архитектора. В том же году переехал в Петербург, где находился при Императорской Академии Художеств до 1914 года. 28 мая (10 июня) 1914 года удостоен звания художника-архитектора за проект здания Государственного совета.

В то же время был одобрен его проект мемориала павшим в Первую мировую войну. За успехи в учебе был удостоен двухлетнего пансиона в Европе. Посетил Италию, Францию, Германию, выполнил там множество городских пейзажей. В 1915 году был приглашен преподавать композицию и рисунок в художественно-промышленную школу им. Н. Ф. Фан-дер-Флита во Пскове. Приняв предложение, жил и работал во Пскове до 1920 года.

Затем Антонов вернулся в Латвию. Преподавал в Латвийском университете. Многие видные общественные здания латвийской столицы возведены по проектам Сергея Антонова: кинотеатры, гостиница, типография и другие.

Последней архитектурной работой Антонова стала в 1954 году гостиница «Рига». Весь авторский коллектив удостоили премии, однако Антонов, руководитель проекта, от нее отказался, потому что вопреки его замыслу на гостинице поместили рог изобилия, чем, по его мнению, изуродовали проект. Волнения, связанные со строительством гостиницы, привели к тому, что Сергей Николаевич тяжело заболел, перенес инсульт и вскоре умер.

Рисунок синего круга — автор В. И. Савицкая при участии Д. Б. Савицкого.

«Хорошо исполненный мотив, стильный, барочных форм. Не разработаны в генеральном плане двор и причтовые постройки».

Авторы: К сожалению, полностью узнать их имена и отчества пока не удалось. Однако известно, что Д. Б. Савицкий был достаточно опытным и известным архитектором. После Великой Отечественной войны он в составе коллектива всемирно известного зодчего Алексея Щусева участвует в составлении проекта восстановления и реконструкции Новгорода и Кишинева. Также Савицкий является автором проекта одного из шлюзов канала им. Москвы и соавтором постройки Угличской ГЭС. Он же вместе с известнейшим скульптором Верой Мухиной и архитектором А. А. Заварзиным является автором памятника Петру Чайковскому в Москве (1954 год).

А непосредственно автором рисунка синего круга могла быть, может быть, супруга Д. Б. Савицкого — художница Варвара Иосифовна Савицкая.

Проект автора В.И. Савицкой при участии Д.Б. Савицкого. Из журнала Зодчий за 26 марта 1917 годаПроект автора В.И. Савицкой при участии Д.Б. Савицкого. Из журнала Зодчий за 26 марта 1917 года

Проект автора В.И. Савицкой при участии Д.Б. Савицкого. Из журнала Зодчий за 26 марта 1917 года. Общий вид церквиПроект автора В.И. Савицкой при участии Д.Б. Савицкого. Из журнала Зодчий за 26 марта 1917 года. Общий вид церкви

Проект автора В.И. Савицкой при участии Д.Б. Савицкого. Из журнала Зодчий за 26 марта 1917 года. Продольный видПроект автора В.И. Савицкой при участии Д.Б. Савицкого. Из журнала Зодчий за 26 марта 1917 года. Продольный вид



2 Комментарии

  • Анатолий Жаров

    первоначальная стоимость строительства Северо-Донецкой железной дороги по представленному весной 1907 года Федором Енакиевым проекту составляла 62 млн. 711 тыс. 661 руб. 81 коп.
    На заседании комиссии по новых железных дорогах Министерства путей сообщения 27 июля 1907 года было признано за этой дорогой государственное и экономическое значение. Комиссия признала необходимость выдания концессии на ее постройку с выдачей правительственной гарантии на ее облигации.
    Акционерный капитал равнялся 12 млн. руб., облигационный до 75 млн. руб. Участниками концессии являлись банки: Северный, Международный и один из парижских банков. Ходатайство о постройке дороги возбуждено Съездом горнопромышленников Юга России. Представители от этого съезда в комиссии выступили — член Госсовета Н. С. Авдаков и бывший член Госдумы Л.Г.Рабинович, представвившие записку о значении Северо-Донецкой железной дороги для снабжения страны топливом.

    По материалам еженедельной газеты «Железнодорожник» (Санкт-Петербург» за 1907 год

    Изменить
    • Анатолий Жаров

      В дополнении вышесказанного в том же еженедельном журнале «Железнодорожник» №231 от 19.12.1907 года на стр. 10 в разделе Хроника указана роль Леонида Шухтана со ссылкой на газету «голос Москвы»: «…Строителем дороги приглашен начальник московско-виндавско-рыбинской железной дороги Л.Ф.Шухтан. Он же в правлении нового общества займет должность директора-распорядителя». Вот поэтому и переименовали станцию в Шухтаново.

      Изменить

Войдите, чтобы оставить комментарий