Строительство металлургического завода и поселка возле него на юге России, участие в сооружении железных дорог, разработка месторождений различных полезных руд, возведение зерновых элеваторов и обустройство столицы империи — вот далеко не полный список дел, в которых самое активное участие принимал действительный статский советник Федор Егорович Енакиев.

Инженер из дворянской семьи

Федор Егорович Енакиев родился 11 января 1852 года в семье потомственных дворян. Его отец, Егор Васильевич Енакиев, был выходцем из Херсонской губернии и более 30 лет прослужил на различныхдолж-ностях в Отдельном корпусе жандармов, вышел в отставку в чине майора. Мать, Михалина Антоновна, урожденная Косовская, была дочерью коллежского асессора.

Федор был первенцем в большой семье. Всех восьмерых детей родители воспитывали в строгости. Отец мечтал, чтобы старший сын избрал военную карьеру. Но после успешного окончания гимназии Федор пожелал учиться в Институте инженеров путей сообщения.

Окончив в 1876 году институт, Енакиев вместе с институтским дипломом и званием гражданского инженера получает право на чин коллежского секретаря в случае «вступления в государственную службу». Способный молодой специалист-путеец неуклонно продвигается по служебной лестнице. Свою трудовую биографию он начал на Николаевской железной дороге, потом переходит в Главное общество Российских железных дорог. По этому ведомству он сделал блестящую карьеру.

Удачно сложилась и личная жизнь Федора Енакиева. В 1885 году в возрасте 33 лет в Санкт-Петербурге в церкви святого благоверного князя Александра Невского он венчается с дочерью тайного советника Анной Федоровной Винберг. Это был брак, удачный и в карьерном отношении для промышленника. Ведь брат невесты, Карл Федорович Винберг, с 1881 по 1893 год был председателем

Петербургского биржевого комитета. В семье Федора Енакиева родились пятеро детей — три сына и две дочери. В мае 1900 года инженер путей сообщения и промышленник получает подтверждение статуса потомственного дворянства.

В честь Енакиева назван город в Донбассе

Благодаря своей деятельной натуре инженер Федор Енакиев принимал участие в разработке и реализации многих проектов. Из электронного каталога Российской государственной библиотеки (бывшей библиотеки им. Ленина) в Москве сегодня мы можем узнать, что в 1884, 1888 и 1889 годы он ездил в Германию, Австро-Венгрию, Бельгию, по прибалтийским губерниям Российской империи с целью изучения устройства и эксплуатации зерновых элеваторов. О результатах своих поездок Федор Егорович потом представлял самые подробнейшие отчеты. В 1910 году занимался разработкой проекта расширения Мариупольского морского порта, чтобы через него увеличить объем перевозок донецкого угля. Список можно продолжать и дальше…

Однако основным делом своей жизни Федор Егорович Енакиев считал создание Русско-Бельгийского металлургического общества. Хотя основным местом жительства инженера путей сообщения был Санкт-Петербург, у него появилась идея построить новый завод именно в наших краях. При этом он исходил из успешного опыта работы «Новороссийского Общества каменноугольного, железного и рельсового производства», успех которогосвязыва ют с деятельностью английского промышленника Джона Хьюза (Юза). 2 июля 1895 года русское правительство утвердило устав Русско-Бельгийского металлургического общества с основным капиталом в 8 миллионов рублей. Его учредителями, кроме Федора Енакиева и Болеслава Яловецкого, стали бельгийские подданные Октав Неф-Орбан и Оскар Биэ.

С этого времени начинается активная деятельность инженера Федора Енакиева в Донбассе. Изучив возможные варианты по строительству завода, он останавливается на селении Софиевка, расположенном возле речки Садки. Обосновывая перед компаньонами свой выбор, приводит следующие аргументы. Во-первых, здесь уже действовал до начала 1868 года опытный чугуноплавильный завод, названный в честь Петра I Петровским. Во-вторых, близко располагались залежи коксующихся углей и руды, рядом — вода, известняк и огнеупоры, неподалеку железная дорога. В-третьих, имелись рабочие кадры, получившие определенную квалификацию на ранее действовавшем заводе. И, в-четвертых, имелся перспективный рынок сбыта продукции в связи с активизацией железнодорожного строительства и переоснащением Черноморского флота.

В итоге Енакиев добивается того, что в 1895 году в трех километрах от старого завода на землях, приобретенных Русско-Бельгийским обществом у князя Сергея Долгорукого, начинается сооружение нового завода, получившего название «Петровский». В широкой ложбине возводились две доменные печи, два бессемеровских конвертера, рельсопрокатные, механические и чугунолитейные отделения, коксовые батареи. Для обеспечения металлургического производства топливом заложили рядом три шахты — «Веровку», «Нарьевку» и «Бунге».

27 ноября 1897 года была задута первая доменная печь и получены первые пуды металла. Петровский завод становится одним из крупнейших на юге Российской империи.

«Заслуги мои как общественного деятеля юга России запечатлены постановлениями Бах-мутского уездного и Екатери-нославского губернского земского собрания 1898 года, почтивших меня отличием, редко выпадающего на долю гражданина, связав мое имя с названием той местности, где я трудился над созданием металлургических заводов и угольных копей, столь значительных по своей производительности, что в безводную степь ныне привлечены, нашедшие там средства ксуществованию, население в 40 тыс. душ», — не без тщеславия писал о своих заслугах в 1908 году сам Федор Егорович. С тех времен дошло до нас название местности в Донецкой области — Енакиево.

Персидские рудники

Инженер Енакиев занимался развитием промышленности не только на юге России. 23 сентября 1898 года при содействии русского правительства А.М. Горяйнову и Ф.Е. Енакиеву персидским правительством была предоставлена концессия на изыскание и эксплуатацию рудников и копей в Азербайджанской провинции. Для реализации этой концессии указанными лицами было создано Товарищество для создания горнопромышленного дела на Востоке. К 1900 году в состав имущества Товарищества входили: рудники и копи в районе Карадага, медные рудники в бассейне реки Чорох, концессии в Мезандерской провинции. Для исследования минеральных богатств и образования разного рода торговых и промышленных предприятий в этих районах 12 мая 1900 г. было учреждено Това ри щество на паях «Инженеры A.M. Горяйнов и Ф.Е. Енакиев». В 1903 г. Товарищество изменило свое наименование и стало называться Русско-Персидским горнопромышленным товариществом, а в 1906 году было переименовано в Русско-Персидское горнопромышленное общество. К1907 году основной капитал Общества составлял 1 млн. 130 тыс. рублей. Управление делами Общества осуществляло правление, находившееся в Петербурге. За свою деятельность Федор Енакиев из рук персидского шаха получил одну из высших наград страны — орден Льва и Солнца 2-й степени с Красной лентой.

Профессионал по железнодорожному делу

Федора Енакиева в Российской империи считали не только успешным бизнесменом и промышленником, но и, прежде всего, его уважали как толкового железнодорожного специалиста. В этой отрасли он мог дискутировать и жестко спорить и с членами Государственной Думы России. Так, в фондах отдела редкой книги Донецкой универсальной научной библиотеки им. Крупской имеется «Отповедь члену Государственной Думы 3-го созыва инженеру путей сообщения Николаю Марковку», датированная 1908 годом. Именно в это время Федор Енакиев совместно с одним из руководителей Петербургского международного банка С.Хрулевым и другим промышленником А. Бунге основали общество по построй ке Северо-Донецкой железной дороги. Наименование получила трасса нового железнодорожного маршрута, которая проходила на большей части своего протяжения в пределах бассейна реки Северский Донец и должна была «обслуживать каменноугольные залежи северного района Донецкого бассейна» и дать возможность доставлять потребителям 100 млн. пудов каменного угля ежегодно, тем самым сберегая 30 тыс. десятин леса. Так вот, в верхах империи были и противники такого строительства, в том числе и вышеуказанный депутат Николай Марков. Енакиев очень категорически ответил на та кие утверждения, причем сделал это самым детальным образом, тщательно изучив и доводы Маркова, и опирался на исследования светил науки (того же профессора Леонида Лутугина). «Дело для своего осуществления ждет только одобрения высшего государственного учреждения,т. к. все подготовительные работы закончены… И в это время, улавливая психологический момент, человек, пользуясь высоким своим положением народного представителя и пренебрегая результатами добросовестных трудов ученых, общественных и правительственных учреждений, посредством инсинуаций и передержек в цифрах стремится опорочить высокополезное государственное дело с недомыслием, которое до известной степени можно бы извинить дилетанту в железнодорожном деле, но в том положении, которое занимает г-н Марков, оно становится неприличным», — написал в своей «Отповеди» инженер путей сообщения Енакиев.

Не чуждался Федор Енакиев и чисто политической деятельности. Нам известно (во всяком случае на 1905 год), что он входил в Петербургский комитет партии «Союз 17 октября». Это была право-либеральная партия чиновников, помещиков и крупной торговой промышленной буржуазии России. Напомним, что основным местом жительства Федора Егоровича Енакиева был Санкт-Петербург. В1911 году он совместно с архитекторами Леонтием Бенуа и Марианом Перетятковичем предложил целый план перестройки столицы Российской империи.

План перестройки Санкт-Петербурга

Доклад Федора Енакиева на 4 съезде русских зодчих «Основы развития современных городов» вызвал широкий общественный резонанс, а исследование «Задачи преобразования Петербурга» и сегодня изучается российскими градостроителями. В своем исследовании он дал определение, что такое город: «Это есть самая обширная форма человеческого общежития и социальной взаимопомощи… Чем теснее единение между горожанами, чем обширнее их торговля, чем ярче процветает искусство, тем привлекательнее и многолюднее становятся города, свидетельствуя о духовной мощи и материальном обеспечении населения», — утверждал в своем труде Енакиев. Он констатировал тот факт, что вследствие заселения больших городов последние оказались неподготовленными к значительному наплыву в них населения, и поэтому появилась необходимость улучшения условий городской жизни во всех ее проявлениях. Федор Енакиев считал, что «здоровье — высшее благо человека, и городская община должна заботиться о том, чтобы все ее члены пользовались этим счастьем». Он предлагал центры городов делать местными достопримечательностями, где бы располагались исторические памятники, жителей расселять из густонаселенных кварталов, создавать парки, сады и площади, а промышленные предприятия выносить за пределы городской черты. При обустройстве городов необходимо было придерживаться трех принципов: здоровье, общение и красота. «При этом задачи нового строительства, в предвидении будущего, должны быть осуществлены с наименьшими затратами», — подчеркивал инженер путей сообщения. По его словам, города должны поражать их обитателей своей красотой. «Красота города является не только собственностью, но и гордостью всех горожан, и получает для них огромное жизненное значение. Красота столицы — национальное достояние», — говорится в тексте исследования. Эти слова Федора Енакиева актуальны и поныне.

Дореволюционное метро столицы Российской империи

Среди конкретных предложений по перестройке Санкт-Петербурга есть и проект строительства в городе… метро. Напомним, что свой труд Федор Енакиев напечатал в 1912 году (!). «При условиях увеличивающегося прогрессивного количества движения по улицам города Санкт-Петербургу необходимо перейти от трамваев к типу городских железных путей большой скорости, т.е. к устройству метрополитена», -писал он. Однако Енакиев, проанализировав мировой опыт, предлагал в столице Российской империи строительство «путей типа возвышенного над горизонтом улиц». Это значительно удешевляло бы реализацию проекта, т. к. при подземном метро, по его мнению, станции метрополитена затапливались бы, учитывая частые в этом городе наводнения. Как мы знаем из истории, метро было построено уже вЛенинграде. Только 5 ноября 1955 года был подписан а кто сдаче в эксплуатацию первой очереди ленинградского метрополитена.

Узнать лучше историю своего города

Можно по-разному относиться к инженеру путей сообщений Федору Егоровичу Енакиеву. Плотного телосложения, немного высшее среднего роста, с седоватыми небольшими усами — такой скупой словесный портрет оставили его современники. Отмечалось также, что он был даже чопорным, ибо знал себе цену, не был лишен тщеславия, впечатлительный и даже можно сказать вспыльчи-вый. Владел четырьмя иностранными языками, по праву считался искусным оратором и интересным собеседником. «Это была одна из тех фигур, которая привлекала к себе всеобщее внимание, о которой думали, говорили и писали, как о таком, коих у нас мало. Богато одаренная личность, живая и талантливая натура, не знавшая отдыха и покоя, он вечно носился с проектами широкого размаха, изобретая свои и осуществляя чужие», — такие слова написаны в некрологе Енакиева в журнале «Горно-заводское дело» №15 за 1915 год. Факт, что своими делами Федор Егорович навечно прочно вошел в историю города Енакиево, всего Донбасса, да и российского Санкт-Петербурга — ни у кого не вызывает никакого сомнения. Однако информации об этом человеке сохранилось на самом деле очень мало.

Номинально инженер путей сообщений не забыт в регионе. И мя его носит после нескол ьких переименований в советское время (в Рыково и Орджиникидзе) целый город, ставший родиной нынешнего Президента Украины. Но биография Федора Енакиева и его деятельность требуют еще тщательного изучения как профессиональными историками, так и краеведами. И в этом им могут реально помочь простые жители города Енакиево. Например, в музее есть только единственная (весьма плохо качества) фотография промышленника из некролога уже указанного ранее журнала «Горно-заводское дело», нет полностью текста распоряжения Екатеринославского губерн-сокого или Бахмутского уездного земских собраний за 1898 год о присвоении поселку при Петровском заводе имени Енакиева. Не знают историки и точного места захоронение инженера. 29 января 1915 года якобы в одном из подмосковных санаториев он умер. Близкие исполнили волю покойного Федора Егоровича и похоронили его в Енакиево. Могила располагалась на территории разрушенной в советское время церкви (на месте которой затем была построена аглофабрика завода): добротная кованая ограда, надгробие из серого бетона, памятник вместе с тумбой и плитой были отлиты из чугуна. А на верхней планке креста крупными буквами сделана надпись: «Инженеру Енакиеву — основателю города». В бурные революционные годы могила была разрушена, а у историков не сохранились ее фотографии. В прошлом году на День города был установлен бронзовый бюст основателю Енакиевского металлургического завода. Автором памятника является горловчанин, известный художник и скульптор Петр Антып. Однако уверен, что если жители Енакиева покопаются в своих семейных архивах, то смогут найти очень много нового из истории своего города, может быть, даже фотографию последнего места упокоения инженера и промышленника. Этой находке будут очень рады работники местного краеведческого музея, и она (или ее копия) займет достойное место среди экспонатов хранилища истории города. Ведь, извините за банальность, без истории нет и будущего. Этот афоризм проверен веками.

 

  • Автор: Анатолий Жаров
  • Источник: Донецкие новости

 



1 Comment

Войдите, чтобы оставить комментарий