Залман Аран (Зяма Ааронович)Залман Аран (Зяма Ааронович)

«На Юзовку давят силы казаков с Дона. Всё и вся готовятся к эвакуации. С лихорадочной поспешностью организуются роты бойцов из числа шахтёров. На местечковой площади они организуют свои первые военные занятия.

В небе виражирует вражеский аэроплан. Красногвардейцы рассыпаются по сторонам и стреляют по аэроплану из винтовок и пистолетов. Аэроплан скрывается, и военные занятия возобновляются.

В рядах этих рот шахтёры. Шахтёры покрыты въевшейся угольной пылью. На них студенческие кителя с поблескивающими бронзовыми пуговицами.

Утром следующего дня возле Юзовки произошёл бой между подразделениями красных и белоказаками. После этого сражения красные оставили Юзовку. В местечко из Дона хлынули казаки генерала Шкуро.

Под высокими фуражками выступают заострённые лица казаков. Их кривые ноги охватывают туловища коней. В поисках добычи казаки рыскают по улицам. Вечером ворвались казаки в кинозал в местечке. Выволокли оттуда двух молодых рабочих и повесили их на телеграфных столбах на главной улице.

Повешенные были похожи на спящих детей. Трое суток собирались толпы мужчин и женщин, в основном рабочии, у места повешания. Люди молча стояли и смотрели в лица повешенных, не глядя друг на друга.

Местечко переходит из рук в руки от Белой армии к частям Красной гвардии. Жители запираются по ночам в домах, не ведая, кто будет править в местечке завтра. Однажды утром я стоял у ворот своего двора. По пустынной улице скакал всадник. Я был уверен, что он из «красных», их часть расположилась вчера в местечке. Наездник остановил коня возле и что-то спросил. Отвечать я ему начал со слова «товарищ». Выдернутая из ножен блестящая шашка мгновенно оказалась на моей голове. С той же быстротой я изрёк фатальную фразу:»Какая холера может знать, что происходит сегодня?» Всадник засмеялся в ответ, бросив на ходу:»Остерегайся!» И исчез, ускакивая.

И снова Юзовка захвачена частями Красной гвардии. Один из красноармейцев вошёл в наш дом. Молодой, широкоплечий, вооружён. Неспеша прошёл из комнаты в комнату, остановился возле платяного шкафа. Отодвинул в сторону платья, сорочки и плащи. Его душа пожелала только брюки. Не присаживаясь, натянул на себя две пары брюк поверх своих. Посмотрел на себя в зеркало, ухмыльнулся и вышел из дому. Но во дворе тут же был остановлен командиром и отделением солдат. На ему был вынесен смертный приговор за мародерство. Командир обратился к солдатам, указывая рукой на пойманного:»Товарищи, такие позорят революцию!И мародерам в революции — одна участь:смерть!»Отделение солдат окружило несчастного. Его неподвижное лицо выражало тревогу. Вдруг искривились его тонкие губы, и он взмолил:»Что с Вами, братцы?За что?» Один из солдат выстрелил в него из пистолета. Упав на землю, он достаточно быстро перевернулся. Несмотря на то, что на нем было три пары брюк.»

Кто автор этих строк? Чья это книга, в которой описываются эпизоды Гражданской войны в Юзовке? Автором этой книги является урожениц Юзовки, имя которого, смею предположить, мало кто знает. Или почти никто не знает. Благодаря его имени первое название города упоминается во многих энциклопедиях и справочниках мира на разных языках. 1 марта 1899 года в поселке Юзовка в еврейской семье у Агнессии и Мордехая Ааронович родился сын Зяма. Он рос и воспитывался в религиозной атмосфере. Зяма Ааронович учился в «хедере» — еврейской младшей школе. В 12 лет юный Зяма покидает Юзовку и отправляется учиться в ряде разных еврейских учебных заведениях Украины. Вот как он описывает свое расставание с Юзовкой в своей книге «Автобиография»:Это было моим первым раставанием с родным местечком. Еще не было названий улиц в нем. Они по-прежнему назывались «линиями». И были пронумерованы. От Первой до Тринадцатой. Тринадцать линий было во всем местечке.

По возвращению в Юзовку, Зяма Ааронович продолжает учебу в светской вечерней гимназии. Затем учится в Харькове в Академии теоретических наук и Институте агрономии. С 1918 по 1923 годы он занят преподаванием и работой статиста.

Зяма Ааронович придерживался социалистических взглядов. Со студенческих лет принимал участие в сионистком движении, цель которого является возвращение еврейского народа на историческую Родину — Землю Израиля. В смутный и тяжелый 1917 год входил в Совет самообороны евреев Юзовки.

Нежелая принимать участие в советском эсперименте, в 1926 году Зяма Ааронович покидает пределы Советского Союза и репатриируется в Землю Израиля. Здесь он принимает новое имя — Залман Аран. На новом месте он начал работать разнорабочим по укладке дорог и стройках. Пройдя большой путь в общественной жизни Государства Израиль был особенно заметен как министр просвещения в своих двух каденциях: с 1955 по 1960 и с 1963 по 1969 годы. Его идеи и их практическое воплощение в системе образования в Израиле были изучены и восприняты во многих странах мира.

В этом году исполнилось 40 лет с момента смерти Залмана Арана. Он умер 6 сентября 1970 года. Похоронен в столице Государства Израиль — Иерусалиме.

Уже после его смерти, в 1971 году в издательстве «Трудовой народ» Тель-Авив была выпущена его книга «Автобиография». Отрывки из которой в моем переводе [с иврита, прим. alexey] увидели свет в этой статье.

Чмтайте все части воспоминаний Залмана Арана.

 

  • Автор: Пётр Варият

 



8 Комментарии

  • kron

    Такие «мемуары» даже комментировать стыдно.

    Изменить
  • Алексей Федько
    Алексей Федько

    kron, а что конкретно вы имеете ввиду?

    Изменить
  • kron

    Я имел ввиду: кинозал, безвинно повешенные, кривые ноги казаков, неподвижное лицо с тонкими искривлёнными губами и т.д. Как повесть — это имеет право на существование, но как мемуары- увольте.

    Изменить
  • Алексей Федько
    Алексей Федько

    kron, я лично не вижу ничего плохого в том, что человек, при написании мемуаров использовал свой талан складно выражать мысли

    Изменить
  • kron

    Уважаемый админ. Где Вы видели шахтёров, «покрытых въевшейся угольной пылью». Это БОМЖи покрыты пылью. Шахтёры чище бухгалтеров.После смены они моются в бане.Вы видели шахтёров? За последние 200 лет они не изменились. У меня такое впечатление, что автор не видел ни казаков, ни шахтёров. Почему ничего не написано о главном, о работе в Совете самообороны евреев Юзовки? Чем, конкретно занимался автор этих «мемуаров»? И работал он , очевидно, не «статистом», а статистиком. В тексте, вероятно, опечатка.

    Изменить
  • Алексей Федько
    Алексей Федько

    kron, моню как первый раз оказался в Донецке, то меня очень заинтересовало почему некоторые мужчины ходят с «накрашенными» глазами. Возможно, Залман имел ввиду это

    Изменить
  • kron

    Цитирую дословно: » шахтёры ПОКРЫТЫ въевшейся угольной пылью». С большим удовольствием прочитал в мемурах описание природы. Верится в то, что автор это прочувствовал и изложил на бумаге. Чего не могу сказать о событиях в период Гражданской войны. У меня сложилось такое впечатление, что автор не выходил из дома, слушал сплетни и украшал их своими предположениями. Очевидно, как член совета самообороны , он был не очень активным. Как мемуарист — он не внушает доверия, а как лирик — чудо.

    Изменить
  • Egiller

    по поводу въевшейся пыли. Это сейчас у шахтеров есть возможность промыться после выхода из забоя. В начале века такой возможности не было. Шахтеры мылись дома. и водопровода тогда не было. Так что надо было натаскать воду из колодца. Так что можно думать, что угольная пыль въедалась в кожу надолго… 

    Изменить

Войдите, чтобы оставить комментарий