Строительству железной дороги возле Юзовки способствовал завод Новороссийского Общества. Обществу разрешили построить дорогу от Новотроицкого месторождения железной руды до уже действовавшей Курско-Харьковской-Азовской железной дороги. Планировалось, что новая дорога, получившая название Константиновская, свяжет все предприятия Новороссийского Общества. Джон Юз получил ссуду российского правительства на строительство в размере 75 % его стоимости с условием, что позже продлит железную дорогу от Еленовки до Мариуполя к порту.

«КартаКарта Екатерининской железной дороги. Начало XX века

Станция Юзово стала важнейшей в системе Константиновской дороги. На станции разместились депо для ремонта паровозов и вагонов и дополнительные обслуживающие сооружения. В 1880 году Константиновская дорога присоединена к Донецкой каменноугольной железной дороге. Донецкая дорога вошла в принадлежавшую казне Екатерининскую железную дорогу на условиях выкупа акций у частных инвесторов.

«ЮзовкаЮзовка на карте Екатерининской железной дороги. Начало XX века

В 1893 году построена железнодорожная станция Мушкетово. Она возникла на пути, соединившем Ясиноватский узел с Макеевкой. Кроме Мушкетово, на этом, как тогда говорили, «Богодуховском ходу» протяженностью в 21,5 км, возникли разъезды Щеглово и Кальмиус. Станцию Мушкетово, назвали в память о выдающемся геологе, уроженце области Войска Донского И.В. Мушкетове.

СПРАВКА. Мушкетов Иван Васильевич — почетный член Венского географического общества. Родился в 1850 году в станице Михайловской Области войска Донского. После окончания Петербургского горного института был командирован на Урал, где открыл в Качканарской системе группу мышьяковистых золотосодержащих минералов. Много лет служил при туркестанском генерал-губернаторстве, исследовал северный Тянь-Шань до Кульджи включительно.

В 1879 году проводил исследования в Бухаре, по Гиссарскому хребту, Аму-Дарье и пустыне Кызылкум. В 1881 году Мушкетов исследовал ледники Казбека и Эльбруса, минеральные источники Пятигорской группы, а также марганцевые и каменноугольные месторождения Кавказа. В 1883 году исследовал Липецкие минеральные воды, результатом чего явилось увеличение железистой воды в источниках.

Иван Васильевич читал лекции в горном институте и занимал должность старшего геолога в Российском геологическом комитете. Лауреат двух премий — Макарьевской и Константиновской. Сын, Дмитрий, был директором Петербургского горного института.

Умер И.В. Мушкетов 23 сентября 1902 года.

«СлужащиеСлужащие телеграфа станции Мушкетово. Начало XX века

Все железнодорожные станции Донецка в начале ХХ века входили в Екатерининскую железную дорогу. Путеводитель по Екатерининской железной дороге в 1912 г. писал: «В 12,5 верстах от станции Авдеевка и в 13,5 верстах от станции Ясиноватая находилась одна из важнейших станций Мариупольской ветви — станция Юзово, Григорьевской волости, Бахмутского уезда; при общей протяженности станционных путей в 24 версты, станция ежедневно перерабатывает около 1000 вагонов, сортируя вагоны, пребывающие с запада, со станции Авдеевка и с востока, в частности со станции Новороссийского Общества; грузооборот ее достигает 360 вагонов в сутки или 78 млн. пудов в год, из которых 48 млн. пудов станция отправляет; по размерам грузооборота станция Юзово уступает на Мариупольской ветви только одной станции — Мариуполь-порт».

«ПаровозноеПаровозное депо станции Мушкетово. Начало XX века

На 1916 год протяженность заводских и рудничных путей, принадлежавших Новороссийскому Обществу, составляла 137 верст. Подвижной состав был представлен 35 паровозами, 500 полувагонами, 150 платформами и 150 нормальными вагонами по 1000 пудов. Общее число рабочих и служащих — 580 человек. В течение 1915 года было перевезено 500 млн. пудов грузов. На территории завода находились две станции: Контора и Бальфуровка. Последняя в начале 1920-х годов была приспособлена для перевозки жителей.

«ПрудПруд у станции Гласная

В 1914 году уездное земство и правление Общества, содействующего благоустройству поселка Юзовки, выступили с ходатайством перед Министерством финансов о разрешении соорудить в поселке железнодорожную ветку общего пользования нормальной колеи от станции Юзово к поселку. Постройку ветви предлагалось осуществить «на обычных условиях сооружения и эксплуатации ветвей, разрешаемых к сооружению на принципе возврата их строительной стоимости из провозных плат за пробег грузов, как по самой ветви, так и по казенной дороге примыкания».

«СтанцияСтанция Караванная

7 мая 1915 года Комиссия о новых железных дорогах рассмотрела ходатайство и единогласно высказалась за возможность предоставления Обществу, содействующему благоустройству поселка Юзовки, сооружения железнодорожной ветви, протяженностью около 10 верст и стоимостью около 1 миллион рублей. Тогда же комиссия подготовила проект Высочайшего указа о принудительном отчуждении необходимых для строительства земель и «примерный план ее направления».

Принимая это решение, комиссия руководствовалась следующими соображениями: «Положение в центре промышленного Юзовского района создало исключительно благоприятные условия для быстрого экономического роста поселка Юзовки, а отсутствие, к тому же, в этом районе городов уже давно предопределило роль этого поселка в местной жизни.

«СтанцияСтанция Мушкетово

Масса пришлого населения, вызванного работой в местных промышленных предприятиях, могла основаться и существовать здесь только ввиду образования крупного торгового центра, в котором она находила все необходимое для удовлетворения своих жизненных потребростей.

Вызванный к жизни поселок очень быстро населялся и теперь здесь насчитывается около 55 тысяч человек, а с рабочим населением прилегающего района, площадью около 100 кв. верст, около 90 тысяч человек, что дает на 1 кв. версту около 900 человек, т.е. плотность населения здесь такова, какой достигают немногие местности России.

«СердечныйСердечный привет с дороги. Открытка начала XX века

Вся эта масса населения находится в самой тесной связи с поселком; в его банках совершаются кредитные операции края, его магазины снабжают население и предметами первой необходимости и предметами доступного комфорта и, наконец, его учебные заведения позволяют населению дать своим детям образование на месте.

Являясь таким крупным распределительным центром, поселок Юзовка в отношении подвоза к нему предметов торговли находится в самых тяжелых и ненормальных условиях. Он до сих пор не соединен с рельсовой сетью и если экономическая жизнь развивалась в нем, то только в силу того обстоятельства, что на помощь поселку приходило Новороссийское Общество, владеющее ветвью частного пользования, соединяющей его завод со ст. Юзово, эта ветвь и являлась единственным путем во время распутицы, когда гужевой подвоз делался невозможным. Не смотря на крайне тяжелые условия, при которых происходила доставка грузов в поселок по этой ветви (так подача вагона со ст. Юзово обходится поселку в 50 рублей), поселок до настоящего времени все же имел возможность до некоторой степени удовлетворить свою потребность в передвижении грузов и пассажиров при помощи указанной ветви. Но с течением времени это делается все труднее и труднее.

«НачальникНачальник Екатериниской железной дороги В.И. Сульчинский ст. Рутченково. Весна 1907 года

Дело в том, что пропускная способность ветви Новороссийского Общества уже заполнена перевозкой заводских грузов, и само Общество уже испытывает сильные затруднения в перевозке своих грузов, каковые затруднения еще возрастут с предполагаемым увеличением производительности завода, и, вероятно, Общество уже не сможет приходить на помощь поселку. В виду этого оставление поселка в дальнейшем без рельсового пути грозит поселку прекращением его экономического роста.

Проектируемая ныне Обществом, содействующим благоустройству поселка Юзовки, ветвь, облегчая доставку необходимых предметов, может не только вывести поселок из затруднительного положения, но и оказать, если не сейчас, то в будущем, существенную помощь и заводу.

На основании вышеизложенного министры путей сообщения и финансов полагали бы:

I. Разрешить Обществу, содействующему благоустройству поселка Юзовки, сооружение железнодорожной ветви общего пользования, нормальной колеи.

II. Поднести к Высочайшему Его императорского Величества подписанию проект указа о принудительном отчуждении потребных для сооружения означенной в отделе 1 железнодорожной ветви земель».

Когда проект был готов, оказалось, что протяженность железнодорожного полотна равна 9,5 версты. Станцию должны были соорудить за поселком, согласно сохранившемуся плану, где-то в районе современного театра оперы и балета. Стоимость строительных работ по смете составила 550 тысяч рублей, без учета стоимости рельсов. Для дороги разрешалось использовать старые рельсы и рельсовые подкладки. Еще подрядчику разрешили строить ветвь по облегченным техническим условиям. По окончанию строительства все железнодорожное хозяйство должно было передаться в собственность казны и подлежало использованию Екатерининской железной дорогой, за вычетом эксплуатационных расходов 1/125 коп. с пуда и версты. Инициаторы строительства представили предполагаемый годовой грузооборот. Он достигал 5,5 миллионов пудов для потребностей жителей поселка, а с учетом потребностей Новороссийского Общества — 30 миллионов пудов по прибытию и 12 миллионов по отправлению вагонов. Предполагаемая годовая выручка должна была составить 170 тысяч рублей. Кроме этого проекта существовал проект Рутченковской железнодорожной ветки. Возможно, и Юзовскую и Рутченковскую ветви построили бы, но события 1917 года, мягко говоря, этому не способствовали. Потом произошла национализация всего имущества Новороссийского Общества. Заводская дорога стала общедоступной и о проектах забыли.

 

  • Автор: Стёпкин В.П.
  • Фото из архива автора

 



3 Комментарии

Войдите, чтобы оставить комментарий