С женскими учебными заведениями Юзовки интрига была так лихо закручена, что могла послужить основой  авантюрного романа.

 В фондах Департамента народного образования Министерства народного просвещения (ф.733,оп.187, дело 610)  хранится дело о преобразовании частной женской прогимназии Софьи Константиновны Ромм в полноправную женскую гимназию.

В 1906 году в Юзовку из Мариуполя переехала никому неизвестная в поселке Марфа Николаевна Левицкая, пожелавшая открыть в поселке частную женскую прогимназию с правами для учащихся. Разрешение было получено и с 1-го сентября занятия начались. Видимо, дела у Левицкой пошли неплохо, поскольку еще одна женщина пожелала открыть подобную частную школу. Софья Константиновна Ромм имела к этому моменту четырнадцатилетний педагогический опыт. Она с 1900 года руководила юзовской еврейской школой III разряда. Кроме педагогического опыта, были важны и знакомства.  Ромм знала практически всю юзовскую интеллигенцию, технических работников Новороссийского Общества и местное купечество, а со многими была в приятельских отношениях. Вот только вероисповедание… Софья Константиновна едет в Феодосию и там принимает православие. Теперь можно действовать! Через год в Юзовке открылась еще одна частная женская прогимназия. Владеет ею С.К.Ромм. Часть учениц от Левицкой перешли к Ромм. Практически одновременно владельцы (или, как они именуются в документах, содержательницы) начали борьбу за преобразование своих прогимназий в полноправные женские гимназии.

 

Гимназия РоммаГимназия Ромма

 Между содержательницами прогимназий постоянно шла скрытая борьба за симпатии местных жителей. Ромм в этой «схватке» выглядела намного лучше. Из характеристики, оставленной проверяющим Е.Я.Шульгиным: «Госпожа Левицкая, благодаря своему строптивому, неуживчивому нраву, вспыльчивости и наклонности подозревать всех в кознях против нее, симпатией общества не пользуется. В первое же мое посещение прогимназии я узнал, что она окружена врагами и «только один добрый наш попечитель округа заступается за меня», — сообщила она. Последняя фраза ее, обращенная ко мне, при оставлении мною прогимназии, и вообще не вытекающая из предыдущей нашей бесседы, была: «Неужели же Ромм получит права?!» — Конкурентка Левицкой госпожа Ромм, стоит выше в умственном отношениии и гораздо сдержанней: от нее никаких жалоб на Левицкую я не слышал. Очень естественно, что она, как натура экспансивная, прорывается резко, другая же таит злобу про себя: но обе готовы поставить одна другой ножку». Левицкая жаловалась начальству, что законоучитель прогимназии Ромм – священник Диомид Кащенко – является крестным Софьи Константиновны, поэтому, де, и поддерживает ее всюду. Проверили и установили, что восприемником от купели был местный феодосийский священник, а отец Диомид просто добросовестно выполняет свои обязанности. А Ромм в 1909 году приняла в 5-й класс двух или трех учениц 4-го класса прогимназии Левицкой, не выдержавших экзамены в присутствии проверяющих, а в следующем году держала  два вторых класса, в одном из которых было только 8 учениц, тогда как у Левицкой были свободные места в классе. Проверяющие отмечали, что Ромм от этого дополнительного класса несла убытки.

Ходатайства о преобразовании своих учебных заведений оба владельца отправили в министерство еще в 1908 году и Ромм начала обучать пятый, шестой и, наконец, седьмой классы. Как бы, вроде бы пообещали разрешение дать, но конкурентка, в лице Левицкой, не дремала. 13 сентября было получено извещение о приостановке вопроса о преобразовании прогимназии на один год, «дабы явилась возможность к этому времени выявить степень удовлетворительности в постановке учебно-воспитательного дела». Потом последовало требование оборудовать физический кабинет и пригласить квалифицированного преподавателя. Команда была выполнена. Окружной инспектор Виноградов в 1909 году посетил прогимназию и «вынес впечатление довольно благоприятное: помещение удовлетворительное, оборудована учебными пособиями прогимназия достаточно, а учебно-воспитательная часть поставлена, в общем, правильно». Но Санкт-Петербург снова затягивал  официальный ответ, что и вынудило Софью Константиновну в январе 1911 года лично посетить столицу. Здесь ею на имя министра было написано несколько писем, последнее из которых, датированное 28 января, заканчивалось так: «Разрешили мне открыть 5, 6, 7 классы при прогимназии, но вопреки всяким узаконениям и имеющейся и по сей час практики ведомства, я не могу получить прав несомненно принципиально признанных и неоднократными ревизиями начальствующих, и официальными мне сообщениями. В силу этого я прибегаю к законному справедливому заступничеству Вашего Высокопревосходительства и всепочтительнейше прошу: во имя блага вверенного моему учебному заведованию детей разрешить мне переименовать прогимназию в полную гимназию с правами для учащихся, а если Ваше Высокопревосходительство признаете, то и для учащих, дабы к наступающему в мае месяце сего года выпуску 7-го класса я могла бы реализовать права семиклассных гимназий для выпускных учениц настоящего учебного года». Ромм подключила члена Государственной Думы, бывшего предводителя дворянства Мариупольского уезда, Петра Валерьевича Каменского, который написал 2 февраля господину министру: «Милостивый государь, Анатолий Васильевич! Имею честь препроводить полученную мною телеграмму жителей Юзовки. Как местный житель, я знаю, что лица живущие в Юзовке весьма заинтересованы в том, чтобы переименование прогимназии в гимназию было разрешено до апреля месяца сего года, ибо иначе выпуск 7-го класса будет лишен возможности держать экзамены с получением установленных законом прав». А права для учащихся казеных гимназий были такими: по окончании семи классов гимназии Министерства народного просвещения выпускницы имели право работать учительницами в народных училищах.

 

Женская гимназия ЛевицкойЖенская гимназия Левицкой

 Шла чиновничья переписка и только летом министерство приняло решение разрешить преобразовать прогимназии и Ромм, и Левицкой, «при условии, что объем учебного курса был бы не ниже курса государственных женских гимназий Министерства народного просвещения, чтобы выпускные испытания проходили при участии депутатов от учебного округа, и, чтобы число учащихся в классе не превышало 40 человек».

Прогимназия Ромм была преобразована в этом же году в гимназию с правами для учащихся, в 1914 году владелица вышла замуж и поменяла фамилию Ромм на Гаргер. Прогимназия Левицкой была преобразована в гимназию в 1914 году.

На момент преобразования в гимназии Ромм было 247 учениц, из которых христиан было 50,6% (125 девочек), иудеев — 49,4% (122 девочки). Распределение по классам было неравномерным: в первом, втором, третьем по 40 учениц, в шестом — 16, в седьмом 17 учениц. Библиотека имела 1310 томов, на общую сумму 1315,13 руб., из которых ученической литературы было 979 томов; других учебных пособий 420 экземпляров (стоимостью 1413 рублей). Физический кабинет имел 131 прибор стоимостью 1385 рублей.

Статистические данные по гимназии М.Н.Левицкой автору удалось найти за 1916 год. Здесь на 1 января 1917 года учились 311 девочек, в штате было 14 учителей. Учащимся преподавали: Закон Божий; чистописание; русский, французский, немецкий языки; математику, физику, естественную историю, историю, географию, рисование, рукоделие и пение.

Когда наступил НЭП, бывшая владелица гимназии Ромм-Гаргер, отсидевшаяся в смутное время простым библиотекарем, вздумала открыть частное среднее учебное заведение. Не получилось. Бывшую эксплуататоршу с позором выгнали с таким непристойным предложением из отдела народного образования.

 

Посмотреть на современный вид здания женской гимназии Левицкой.

  • Автор: Степкин Валерий Петрович
  • Помощь автору в поиске сведений о женских учебных заведениях родного города оказал Российский государственный исторический архив.


2 Комментарии

Войдите, чтобы оставить комментарий