Экономическое развитие Европейской части Российской Империи в начале XX века

Экономическое развитие Европейской части Российской Империи в начале XX века

«Рождение Донбасса — заслуга прежде всего частной инициативы десятков, сотен предпринимателей, буквально в голой степи за несколько десятилетий построивших целые города и поселки, заводы, железные дороги и многое другое, что затем, в течение целого столетия, определяло развитие нашего региона»

То, что Донбасс до 1917 года являлся крупнейшим центром развития предпринимательства в Российской империи, в советские времена знал разве что узкий круг специалистов. Однако и сейчас развитие предпринимательства в нашем регионе на рубеже прошлого и нынешнего веков остается, прямо скажем, в историческом смысле белым пятном. Что, конечно же, очень несправедливо. Донецкие предприниматели этой эпохи стоят того, чтобы о них вспоминали и спустя столетие. Ибо именно частная инициатива этих людей, их предпринимательский дух создали наш регион.

Блок Александр Александрович (1880-1921)

Блок Александр Александрович (1880-1921)

В начале прошлого века Александр Блок, посетив Донбасс, назвал его Новой Америкой — за невиданный для российских просторов динамизм развития, предприимчивость менеджеров и смешение народностей в едином «плавильном котле». Историческая общность, позднее названная советским народом, начала формироваться еще во второй половине XIX века именно в Донбассе. Туда ехали на заработки со всей империи, формируя новую субкультуру индустриального города. Туда тянулись инвесторы, предприниматели, инженеры. Всех влекли три фактора: колоссальные месторождения угля и железной руды (в Кривбассе) и, как следствие, уникальная эффективность металлургического бизнеса.

Александр Блок. «Новая Америка». 12 декабря 1913

А уж там, за рекой полноводной,

Где пригнулись к земле ковыли,

Тянет гарью горючей, свободной,

Слышны гуды в далекой дали…

Иль опять это — стан половецкий

И татарская буйная крепь?

Не пожаром ли фески турецкой

Забуянила дикая степь?

Нет, не видно там княжьего стяга,

Не шеломами черпают Дон,

И прекрасная внучка варяга

Не клянет половецкий полон…

Нет, не вьются там по’ ветру чубы,

Не пестреют в степях бунчуки…

Там чернеют фабричные трубы,

Там заводские стонут гудки.

Путь степной — без конца, без исхода,

Степь, да ветер, да ветер, — и вдруг

Многоярусный корпус завода,

Города из рабочих лачуг…

Здесь все было в движении. Представители молодого региона были полны сил, амбиций и строили грандиозные планы на будущее. Бизнесмен из Русской Америки в этом смысле весьма отличался от своих коллег-современников из других регионов страны (в особенности от предпринимателей местечкового типа соседней Малороссии).

По сути дела, предпринимательская культура в Донбассе на рубеже веков сформировалась путем симбиоза западноевропейской культуры бизнеса, которую принесли сюда многочисленные зарубежные инвесторы-промышленники, традиционной русской культуры, представляемой высокообразованной прослойкой предпринимателей-инженеров, потомков помещиков и купцов и «почвеннической» культурой многочисленных народов, которые поселились в Донбассе — греков, евреев, немцев, украинцев и прочих.

Промышленность Донбасса в начале XX века

Промышленность Донбасса в начале XX века

Многие донецкие промышленники, построив свои империи в Донбассе, начинали энергично продвигаться в другие регионы. При этом нельзя сказать, что деньги и бизнес были единственными ценностями для донецких предпринимателей.

Многие из них были выдающимися учеными и меценатами, активно занимались благотворительностью, строили церкви, школы, возводили целые города и поселки. В общем, создавали тот регион, который впоследствии в стратегических планах германского генерального штаба в обе мировые войны назывался не иначе как «русский Рур — индустриальное сердце России».

В промышленное предпринимательство в Донбассе пришли представители разных социальных групп. Среди них были вчерашние помещики И.Г. Иловайский, П.А. Карпов, С.И. Рутченко и другие, выходец из купеческого сословия А.К. Алчевский, мариупольские купеческие семьи Хараджаевых, Региров. Особую группу предпринимателей составляли менеджеры крупных акционерных обществ. Это были П.Н. Горлов, Н.С. Авдаков, А.А. Ауэрбах, А.А. Свицын и другие. Их путь в предпринимательские слои, как правило, был связан с периодом работы в должности управляющего рудником либо инженером. Эта работа высоко оплачивалась. Несколько лет работы давали возможность скопить немалые средства, а в последствии открыть собственное дело.

Представители этой группы предпринимателей являлись наиболее яркими выразителями идей «третьего сословия». Благодаря их настойчивым усилиям была создана первая в России представительская организация деловых людей — съезд горнопромышленников юга России. Учредительный съезд состоялся в ноябре 1874 года в городе Таганроге (кстати, вопрос о проведении съезда был окончательно согласован именно в Донецке (Юзовке) — за обедом в особняке основателя Донецкого металлургического завода Джона Юза, в котором участвовали Горлов, Ауэрбах и министр государственного имущества Российской империи П.А. Валуев).

Книга «Каменный уголь». В. Лункевич. 1913 г.

Книга «Каменный уголь». В. Лункевич. 1913 г.

Основой для развития предпринимательства в нашем регионе послужили его природные богатства. Прежде всего каменный уголь. Однако, хотя его залежи были открыты уже достаточно давно, поставить на широкую ногу угольный бизнес мешала отдаленность Донбасса от тогдашних металлургических центров страны — Царства Польского и центральных районов страны.

Поэтому о действительно серьезном бизнесе в нашем регионе можно было вести речь лишь с конца 60-х годов, когда в Донбассе развернулось железнодорожное строительство.

Московский предприниматель С.С. Поляков учредил акционерное общество Курско-Харьковско-Азовской железной дороги в марте 1868 г., а уже в 1869 г. на дороге открылось регулярное движение поездов. А 1 декабря 1878 г. открылось движение на Донецкой каменноугольной железной дороге, проложенной параллельно продольной оси Донецкого кряжа, от которой во все стороны отходили местные линии.

Железные дороги выступили в качестве потребителя донецкого угля, а также стали важными артериями, по которым топливо поступало в другие регионы страны.

Вслед за этим регион пережил первую волну предпринимательской активности, так называемую «угольную горячку», которая началась в конце 60-х годов и протекала целое десятилетие. В Донбасс устремились десятки предпринимателей и авантюристов со всех регионов огромной Российской империи. Многие из них обанкротились и прекратили промышленную деятельность. Другие справились с трудностями становления собственного дела.

Металлургическая отрасль в Донбассе начала развиваться еще в 60-70-х годах прошлого века. Строительство нынешнего ДМЗ, например, было начато еще в 1869 г., а закончено в 1872 году (основатель завода Джон Юз, как рассказывают современники, держался особняком от остальных предпринимателей региона, и лишь его дети вступили в союз промышленников юга России). Однако вплоть до начала 90-х годов в Донбассе было всего два металлургических завода, которые являлись далеко не самыми крупными потребителями донецкого угля.

Товарный поезд. Начало XX века

Товарный поезд. Начало XX века

В начале 80-х годов XIX столетия Н.С. Авдаков, П.Н. Горлов и горный инженер, председатель комиссии выборных от углепромышленников Донбасса А.Ф. Мевиус подготовили экономическую записку в правительство империи, в которой убедительнейшим образом доказали, что развитие горной отрасли сдерживалось отсутствием крупных местных потребителей угля в Донбассе.

Впрочем, правительство лишь косвенно помогло развитию металлургической отрасли региона. Основным же прародителем металлургии Донбасса выступил иностранный капитал. Иностранцев привлекал наш регион многим. Прежде всего, высокой нормой прибыли, учитывая низкую себестоимость продукции (близость сырьевой базы, дешевая рабочая сила и т.д.). Среди европейских биржевых спекулянтов в начале века даже ходила поговорка: «С юга России — значит прибыльный». Во-вторых, протекционистская политика государства по отношению к внутреннему рынку металла делала для европейских металлургических магнатов более выгодным не экспорт металла в Россию, а экспорт инвестиций. В-третьих, правительство щедро обеспечивало предприятия государственными заказами. В-четвертых, денежная реформа, проведенная премьер-министром С.Ю. Витте в конце 90-х годов XIX века, сотворила стабильный и мощный рубль, что обеспечило колоссальную прибыльность вложений в рублевые активы (в том числе и в строительство предприятий).

С.Ю. Витте

С.Ю. Витте

Учитывая все эти факторы, неудивительно, что уже с начала 90-х годов в нашем регионе начался настоящий металлургический бум. Именно в это десятилетие были построены металлургические заводы в Мариуполе — «Никополь» и «Русский Провиданс» (дочернее предприятие бельгийской компании «Провиданс», ныне ММК им. Ильича), Макеевский металлургический завод (инвестор — французская фирма «Унион»), Краматорский металлургический завод (немецкие инвесторы), Енакиевский металлургический завод (бельгийцы). Во многих проектах в качестве учредителей участвовали и донецкие предприниматели — Алчевский, Иловайский и другие.

Те, кто прочитав все вышесказанное, пришли к выводу, что государство и предприниматели в дореволюционной России жили душа в душу, — глубоко ошибаются. Фактически, предприниматели работали в условиях разрешительной системы (это чувствовалось везде, начиная от налогов и заканчивая размещением государственных заказов). В определенном плане функцию защиты экономических интересов предпринимателей Донбасса выполнял съезд горнопромышленников. Однако в большинстве случаев деловые люди не были настроены идти «на принцип», предпочитая с чиновниками дружить.

Именно поэтому в числе учредителей большинства крупных компаний нашего региона (в особенности иностранных) было так много высокопоставленных сановников из Санкт-Петербурга. Какие производственные обязанности у них были при дворе государя императора, нынешним украинским предпринимателям, думаю, объяснять не надо.

Алчевский А.К. Юбилейная монета номиналом 2 гривни

Алчевский А.К. Юбилейная монета номиналом 2 гривни. 2005

Исключения здесь составляли единицы. Однако судьба их была незавидна. Очень показателен в этом отношении пример крупнейшего предпринимателя нашего региона Алексея Алчевского. Последний с чиновниками не якшался, государственные заказы брать не стремился, правительство не «подмазывал». Его предприятия работали прекрасно и без этого. Так продолжалось до 1900 года, когда разразился мировой экономический кризис — и Алчевский понес серьезные убытки. Его империя стояла на грани краха и предприниматель, поступившись принципами, поехал в Петербург на поклон к тогдашнему премьеру — графу С. Витте, просить того разместить на его заводах государственные заказы. Граф, памятуя строптивый нрав Алчевского, в его просьбе отказал. Тот попытался пойти другим путем и предложил правительству крайне выгодный коммерческий вариант; он брался разместить на льготных для России условиях государственные облигации на европейском рынке (преимущественно в Бельгии) в обмен на размещение государственных заказов на его предприятиях . Однако Витте и его аппарат остались глухи к просьбам предпринимателя: независимый Алчевский правительству был нужен только в одном качестве — как пример того, что с государством не надо ссориться. Пример действительно оказался очень поучительным — в 1901 году, приехав из очередной поездки в Петербург, Алчевский бросился под поезд…

10 мая 1901 г. в петербургских газетах появилось краткое сообщение: «Коммерции советник Алексей Кириллович Алчевский скончался 7 мая в 11 часов вечера. Тело отправлено в Харьков». Трагическая смерть бросившегося под поезд крупнейшего предпринимателя Юга России, владельца банков, угольных и металлургических компаний, дала толчок событиям, среди современников получившим наименование «харьковского краха». Самоубийство Алчевского и последовавшее за ним банкротство ряда промышленных фирм и банков стало одним из наиболее драматичных эпизодов экономического кризиса начала 1900-х гг.

Донецкие предприниматели одни из первых в России осознали необходимость проведения того, что сейчас называется социальной политикой.

Отчасти этому есть вполне прагматическое объяснение. Построив, допустим, завод где-нибудь в степи, предприниматель был вынужден обеспечивать своих рабочих каким-то жильем и поддерживать их трудоспособность — то есть строить поселки, больницы и прочее.

Еще в 1884 году одной из первых в России в Донбассе была создана благотворительная организация помощи рабочим «Товарищество помощи горнорабочим юга России», которая оказывала материальную помощь тем, кто потерял трудоспособность в результате несчастного случая. Только за 1906 — 1908 годы затраты владельцев шахт Донбасса на обеспечение травмированных рабочих превысили 6 млн. рублей. В ряде регионов Донбасса, в частности в Макеевке, были созданы горноспасательные станции.

Кроме того, на средства предпринимателей Донбасса были открыты начальные школы, гимназии, реальные и коммерческие училища, построены больницы, то есть создана социальная инфраструктура региона.

Хотя, конечно, отношения между рабочими и их хозяевами до идеальных были далеки. Постоянные волнения на шахтах и заводах, бунты во времена смуты 1905 — 1907 годов и, наконец, дикая вакханалия 1917 — 1918 годов — тому красноречивое подтверждение. Впрочем, в те далекие времена примерно то же самое имело место и во всех прочих цивилизованных странах.

Донбасс в определенном смысле является уникальной областью. Он возник как цельный регион не благодаря государеву велению или решениям Госплана и не как результат традиционного эволюционного развития от аграрной общины к индустриальному городу. Его рождение — заслуга прежде всего частной инициативы десятков, сотен предпринимателей, буквально в голой степи за несколько десятилетий построивших целые города и поселки, заводы, шахты, рудники, железные дороги, морской порт и многое другое, что затем, в течение целого столетия, определяло развитие нашего региона.

Александр Блок. «Новая Америка». 12 декабря 1913

На пустынном просторе, на диком

Ты все та, что была, и не та,

Новым ты обернулась мне ликом,

И другая волнует мечта…

Черный уголь — подземный мессия,

Черный уголь — здесь царь и жених,

Но не страшен, невеста, Россия,

Голос каменных песен твоих!

Уголь стонет, и соль забелелась,

И железная воет руда…

То над степью пустой загорелась

Мне Америки новой звезда!

 



2 Комментарии

Войдите, чтобы оставить комментарий