30 августа 2009 года столица Донбасса будет отмечать свой 140-летний юбилей. Официально годом основания города принято считать год начала строительства в нашей местности металлургического завода Новороссийского общества валлийским предпринимателем Джоном Хьюзом (Юзом) в 1869 году. Этот факт совсем не означает, что на территории современного областного центра было чистое поле. Задолго до приезда Юза здесь были уже поселения. И даже был построен православный храм, о котором «ДН» попытались узнать подробнее.

По просьбе поручика Шидловского

Упоминание об основании православной церкви в слободе Александровке есть в исследовании Феодосия Макарьевского «Материалы для историко-статистическо-го описания Екатеринославской епархии» (Екатерино-слав, 1880 г., ч. 2, с. 38–39). Это первое письменное упоминание о поселении на территории современного Донецка. В документе говорится, что урочище Александровка — древнейшее запорожское займище. Около 1779 года досталась в ранговую дачу поручику Евдокиму Степановичу Шидловскому. Се-чевики-запорожцы помогли помещику основать слободу и снабдили всех поселян на первый случай всем необходимым для жизни в данной местности. «Въ сентябре месяце 1793 года Бахмутское духовное Правленіе репортомъ представило преосвященному Гавріилу, митрополиту Екатеринославскому: «Сего сентября 9-го дня Бахмутскаго уезда помещика, поручика Евдокима Шидловскаго слободы Александровки, прикащикъ Акимъ Терентьевъ, въ поданномъ въ сіе Правленіе прошеніе прописывалъ, что въ вышеозначенной слободе Александровке, церковь во имя преподобнаго Александра Свирскаго строеніемъ совсемъ окончена, иконостасъ поставленъ и вся принадлежащая во внутренности къ служенію церковныя утварь состоитъ въ готовности, просилъ о освященіи оной разсмотренія», — цитирует найденный исторический документ Феодосий Макарьевский. Церковь была освящена 5 февраля 1794 года бахмутским протоиереем Петром Расевским.

Дальше дореволюционные упоминания о церкви сохранились в Справочных книгах Екатеринославской епархии. Удалось получить информацию за 1908 и 1913 годы. В более раннем документе говорится, что в церкви средняя часть — деревянная, приделы (дополнительный алтарь с престолом) — каменные, престол один — во имя преподобного Александра Свирского. Прихожан церкви насчитывалось 828 мужчин и 791 женщина. При храме существовала церковно-приходская школа в селе Алексеевке. У священника и псаломщика были дома. Надо отметить, что в семье 59-летнего псаломщика Петра Васильевича Радковского было девятеро детей. Священнослужители получали казенное жалование — 105 руб-лей 28 копеек. Церковной земли пахотной насчитывалось 92 десятины, а неудобной — почти 42 десятины (ее сдавали в аренду семейству Юзов).

Храм святого Александра Свирского в Щегловке (Киевский район г.Донецка) 1920-е годы [1]Храм святого Александра Свирского в Щегловке (Киевский район г.Донецка) 1920-е годы [1]

Со временем церковь ветшала, но в Справочной книге Екатеринославской епархии за 1913 год указано, что храм на тот год, видимо, уже отремонтировали, т.к. он уже стал каменным. Видимо, обновить храм помогли деньги от продажи церковной земли. В электронном каталоге Российской государственной библиотеки в Москве значатся материалы «Объяснительной записки по делу о продаже Екатеринославской духовной консисторией агроному М.Д. Волынскому угольной земли (около 150 дес.), принадлежавшей причту Александро-Свирской церкви Бахмутского уезда Екатеринославской губ.» (1910 год). На тех землях был устроен рудник. Через три года доход от аренды церковной земли составлял 75 тыс. рублей в год. Капитал причта оценивался в 121,3 тыс. рублей.

Из других сведений о церкви Александра Свирского имеется информация, что в ней особо чтимой святыней была икона Казанской Божией Матери. При церкви были уже две школы: земская с ремесленным классом и церковно-приходская. Священнослужители — священник, псаломщик-диакон и церковный староста.

Путаница в Александровках и Григорьевках

Поиски места, где находилась церковь Александра Свирского, привели корреспондента «ДН» в Государственный архив Донецкой области. Там находится на хранении «Персональное дело религиозного товарищества церкви Александра Свирского» при административном отделе Сталинского окружисполкома (Ф-Р2, оп. 1, д. 1059, на 47-ми листах), начатое в феврале 1925 года и законченное в сентябре 1928 года. Среди описи церковного имущества (оценено в 48 тыс. рублей) значатся: здание кирпичное в хорошем состоянии, крестов на церкви — 6 штук (железо позолоченное), колокола медные. Особо чтимая святыня храма — икона Казанской Божией Матери. Среди церковной утвари была и серебряная чаша весом полтора пуда.

В 1925 году верующие прихода церкви Александра Свирского получили разрешение от властей на проведение бого-служений. Им было разрешено совершать их в обычные дни с 6 часов утра до 8 часов вечера; на Рождество, Крещение и Пасху — с 9 утра до полуночи; в Страстную субботу — всю ночь. Подписывая Устав религиозной общины (в документе имеется 50 подписей с указанием имен и фамилий), прихожане обязались не допускать: «политических собраний во вред Советской власти и ее представителей; раздачи или продажи книг, брошюр, листовок и посланий, направленных против Советской власти; произносить проповеди и речи, враждебные Советской власти». В случае невыполнения таких обязанностей люди знали, что подвергнутся «уголовной ответственности по всей строгости революционных законов».

И вот здесь-то и начинается главная загадка первой церкви на территории современного Донецка. Дело в том, что на титульном листе дела указано сначала, что церковь Александра Свирского села Александровка Авдотьинского района, а затем зачеркнуто и написано: Авдеевского района. Устав общины засвидетельствовали представители исполкома Авдотьинского района (эта надпись отчетливо читается), а в более поздних документах — о доходах и расходах церкви за 1927 и 1928 годы — уже пишут, что она относилась к Авдеевскому району. Такие разночтения в архивных документах дают право автору статьи предполагать, что тогдашние чиновники могли просто запутаться в одинаковых названиях близлежащих населенных пунктов. Ведь села Александровка и Григорьевка были и возле современной Макеевки, и возле Авдотьино (совсем в противоположной стороне).

Однако выяснилось, что церковь, которая располагалась на месте современного девятиэтажного жилого дома №45 по улице Пухова (почти напротив рынка Боссе) или же на сегодняшнем пустыре метрах в 70 от этого дома в Ленинском районе, была Григорьевской Свято-Николаев-ской. Этот храм был возведен на средства помещика Рудченко в 1809 году. Развеять все сомнения относительно месторасположения церкви Александра Свирского помогли статистические документы Российской империи, а именно «Список населенных мест Екатеринославской губернии с Таганрогским градоначальством» за 1859 год. Там на 56-й странице черным по белому напечатано, что по левую сторону Большой Черноморской чумацкой дороги расположены по очередности следующие поселения: Землянки, Ясеноватое, Яковлевка (Кренички) — при вершине реки Кальмиус; и село Александровское (Щиглово) с одной православной церковью и тремя ярмарками; дальше идут Алексеевка (Семеновка), Екатериновка, Любимовка (Окоп), Николаевка, Елено-Александровка (Иразовка), Григорьевка (Рутченкова) и Авдотьино (Мандриковка).

Память народную не взорвешь…

После получения таких сведений корреспондент «ДН» вместе с фотокором отправились в район Щегловки, что на границе с Червоногвардейским районом Макеевки. Отец Андрей, священник храма Всех святых новомучеников российских, строительство которого сейчас ведется по Партизанскому проспекту, порекомендовал нам обратиться к Федору Ивановичу Боровику. Он нам и показал развалины старой церкви, находящиеся метрах в 200 от его дома по улице Новочеркасской. Сегодня на том месте пустырь с уцелевшими после взрыва остатками кирпичной кладки храма и кирпичами его фундамента. Местные жители помнят о церкви, которую называли Щегловской. В семейном архиве сестры Федора Ивановича Ольги хранится фотография разрушенного храма, наверное, еще дореволюционная или начала 20-х годов прошлого века. Сохранилась довоенная фотография церкви и в семье Марии Малпаях. Когда эти снимки показали одной из старожилов улицы Новочеркасской — 91-летней Надежде Карповне Петренко, то она узнала Щегловский храм. Среди членов церковного совета церкви Александра Свирского значится Огиренко Петр Порфирьевич (Ф-Р 2, оп. 1, д. 1059, л. 12). Его потомки до сих пор проживают на ул. Новочеркасской. Нет сомнений, что это именно первая православная церковь на территории современного Донецка. По воспоминаниям местных жителей, церковь была без ступеней и меньше по размеру соседней макеевской — Свято-Николаевской поселка Григорьевки Области Войска Донского. Из уст в уста передается то ли легенда, то ли быль, что во время разрушения колокольни в середине 30-х годов прошлого века упал и разбился насмерть местный водовоз. После закрытия храма там якобы одно время был склад зерна. После войны уцелела только часть храма. Эти стены и фундамент взорвали в период между 1955 и 1957 годом. По воспоминаниям Федора Боровика, милиция тогда даже оцепление выставляла. Сохранились поныне дома священника и диакона. В одном из них раньше размещалась русская школа. Сейчас в одном из домов священнослужителей находится предприятие, оказывающее ритуальные услуги, ведь совсем рядом расположено Щегловское кладбище.

От веры не отреклись

«Донецким новостям» удалось проследить судьбу двоих священников, служивших в разные годы в первой церкви на территории современного Донецка: Антония (в миру Ореста) Игнатьевича Жежеленко и Василия Ивановича Вахнина. Они от своих убеждений не отреклись.

По данным Справочной книги Екатеринославской епархии за 1908 год, священник Жежеленко Антоний Игнатьевич, 30 лет, студент семинарии, имел семью — жену и троих детей. Псаломщик с 1900 года, священник с 1901-го, на должности в этой церкви с 1907 года. Как оказалось, священник пережил годы гражданской войны, а вот годы репрессий — нет. В архиве областного управления Службы безопасности Украины имеется информация, что Жежеленко Орест Игнатьевич, 13.12.1879 г.р., родился в с. Алферово Екатеринославской губернии в семье псаломщика, проживал в городе Мариуполе, 19.09.1937 года был арестован органами НКВД. Проходил по делу мариупольских священников. Тройкой при УНКВД по Донецкой области был приговорен к высшей мере наказания и расстрелян в марте 1938 года. В мае 1959 года был полностью реабилитирован.

Дом Михаила Федоровича Пугаченко в Щегловке напротив храма 1930-50 годы [2]Дом Михаила Федоровича Пугаченко в Щегловке напротив храма 1930–50 годы [2]

В приморском городе до сих пор проживают потомки одного из священников первой церкви на территории современного Донецка. Один из них — Почетный гражданин города Мариуполя, доктор технических наук, профессор, автор более 400 научных работ, с 1981 по 2003 год ректор ныне Приазовского государственного технического университета Игорь Владимирович Жежеленко. Оказалось, что Орест Игнатьевич приходится ему родным дедом по отцовской линии. Внук священника рассказал «ДН», что когда деда арестовали, то его сын, талантливый музыкант и композитор Владимир Жежеленко (отец почетного ректора Приазовского государственного технического университета) не отказался от своего отца и поэтому был отчислен из Харьковской консерватории.

Остатки взорванного храма св. Александра Свирского в Щегловке (Киевский район г.Донецка) 1950-е годы [2]Остатки взорванного храма св. Александра Свирского в Щегловке (Киевский район г.Донецка) 1950-е годы [2]

О судьбе другого священника церкви Александра Свирского сведений сохранилось меньше. В областном государственном архиве есть его персональная карточка за 1926 год. В документе значится: Василий Иванович Вахнин, 1877 г.р.; жена — 44 года, двое детей — 23 года и 15 лет, место рождения — Павлоград, национальность — малороссиянин, из семьи народного учителя, до принятия духовного звания был учителем, окончил полный курс наук в Екатеринославской семинарии в 1898 году. В 1901 году рукоположен в духовный сан епископом Симеоном. До Александро-Свирской церкви служил в селе Васильевке Мариупольского округа. Василий Вахнин служил в Александро-Свирской церкви с 1910 года вплоть до революции. В 1913 году был отмечен церковной наградой — фиолетовой бархатной скуфьей (головным убором православных духовных лиц всех степеней и званий). Кстати, это наверняка уже было второе поощрение священно — служителя, т.к. по правилам скуфья — вторая награда после набедренника, выдававшегося за ревностное служение церкви. Отец Василий начал вести службу в той же церкви и при новой власти с 1925 года. Все это время проживал в селе Александровка №1. Как отметили представители отдела религиозных культов в персональной карточке священно-служителя, он относился к середнякам, но имущества и земли не имел. По рассказам местных жителей Щегловки, после закрытия храма отец Василий несколько лет плотничал, о дальнейшей судьбе его ничего не известно.

***

Сегодня в Донецке строится много новых храмов. Было бы очень символично, если бы один из них назвали в честь преподобного Александра Свирского. Это стало бы закономерным свидетельством того, что дончане помнят и берегут свою историю, пытаются восстановить ее неизвестные нам, современникам, страницы.

    Фото:

 

  • Из газета «Донецкие новости»
  • Из семейного архива Игоря Пугаченко

 



2 Комментарии

  • Светлана Мечева

    Последний священник о.Василий после закрытия церкви жил какое-то время в одной семье на Щегловке, чей правнук Игорь помогает на богослужениях в храме Великомученика и Целителя Пантелеимона на Гладковке. Игорь до сих пор молится о упокоении о.Василия. Бабушка Игоря рассказывала, что о.Василий затем уехал к своей дочери не то в Бердянск, не то в Таганрог. Один раз о.Василий приснился прадеду Игоря со словами:»Федор Иванович, прощайте». Прадед сказал, что это может означать, что о.Василий умер. Но когда это было, Игорь не знает.

    Изменить
  • Павел

    История про погибшего под руинами церкви водовоза правдивая! Моя бабушка, родом из Щегловки, подтвердила этот факт. Еще на карте указано очень не точное расположение церкви (лично там был и знаю где она распологалась, имею доказательства), а также дополнительные сведения и истории…

    Изменить

Войдите, чтобы оставить комментарий