Пожарная команда ЮзовкиПожарная команда Юзовки
Источник: Газета ГУ МЧС Украины
в Донецкой области
«01 — на службе народа» №2, 2007

История возникновения пожарной команды в Юзовке имеет свою ни на что не похожую историю создания и развития. Подобного случая возникновения в истории тогда еще царской России вообще не могло быть. Тем не менее, вопреки существующим правилам создания, в Юзовке все же таки возникшая первая вольнонаемная пожарная команда, которая положила начало пожарного дела в городе.

Общее состояние пожарной охраны царской России в дореволюционный период было очень низким. Самым трудным вопросом было отсутствие центрального пожарного органа. Отдел Страхования, который существовал при министерстве внутренних дел, и Противопожарных мер осуществлял надзор за пожарным делом лишь формально. Организация общих мер, предотвращения и пожаротушения без поддержки и руководства государства не имело возможности развиваться и находилось в зачаточном состоянии. В таких условиях пожарное дело в Юзовке начало развиваться самостоятельно и, как следствие, имела свои особенности.

С самого начала развития Юзовки особое внимание уделялось защите деревянных зданий от огня. Для этого Джон Юз на производстве вводит систему печей Сименса-Мартена, которые отличались более высокой пожарной безопасностью.

На заводах и рудниках с прилегающими рабочими поселками были организованы четыре пожарные бригады. Одна из них находилась на Юзовском металлургическом заводе. Там построено пожарное депо на четыре хода со смотровой площадкой. Заводская пожарная бригада выезжала на тушение пожаров на заводе и руднике «Центральный», расположенного на его территории. В поселке Стандарт было размещено еще одно пожарное депо. В обязанности этой пожарной команды входило предохранять рабочий поселок и дома инженеров от огня. От Юзовки на расстоянии 6 верст (6,4 км.), располагался рудник №2 «Ветка». При нем из красного кирпича было построено общее с Путиловським заводом двухэтажное пожарное депо. Пожарная команда выезжала на тушение пожаров на руднике, заводе и прилегающему к ним рабочем поселке. Западнее от центра Юзовки на расстоянии 3 верст (3,2 км.) находилось пожарное депо Смолянинивського рудника. В задачу этой пожарной бригады входило предохранять рудник и прилегающий рабочий поселок от огня. До наших дней пожарное депо не сохранилось. До наших дней дожила только водонапорная башня, расположенная рядом. Она использовалась как запасной резервуар для дозаправки водой во время пожара. Так же из нее поочередно вели наблюдение за местностью назначенные дежурные. Подобная водонапорная башня сохранилась и в поселке Стандарт рядом с пожарным депо. Следует отметить, что служба в пожарных дружинах неслась на добровольной основе. Собирались они только в случае возникновения пожара.

Все вышеперечисленные пожарные дружины принадлежали Новороссийскому обществу. Они защищали имущество и граждан Английской колонии и рабочих поселков. Но экономически развитая деловая часть Юзовки (Новый Мир) оставалась незащищенной от огня.

Минское пожарное депо, конец ХIХ в.Минское пожарное депо, конец ХIХ в.
www.minskoldnew.com

Попытки создать пожарную бригаду в самой Юзовке начались еще в 1899 году. Известно, что тогда на торговой площади была построена пожарная каланча. Рядом находился сарай, где хранилось несложное пожарное оборудование. Там же на случай пожара держали несколько пар коней. Однако постоянного дежурства не осуществлялось.

30 сентября 1901 года была создана первая пожарная команда поселка Юзовка. Она расположилась на торговой площади, которая в дальнейшем получила название «Пожарная». Юзовским заводом было построено двухэтажное пожарное депо на четыре хода стоимостью 10 тысяч рублей. Одну половину дома занимал мировой судья, а вторая относилась к пожарной команде. Сначала команда насчитывала 18 человек личного состава во главе с брандмейстером Кодаренко. На вооружении часть имела трубобочечный, багровый и конный хода, а также два ручных пожарных насоса марки «Густав Лейст».

Тушить пожар команда выезжала обозом. Возглавлял обоз скачок, он предупреждал жителей, чтобы они уступали дорогу обозу, и кратчайшим путем вел обоз к месту пожара. За скачком следовали повозки или ходы. Первой была линейка с пожарными служителями. Затем следовал трубобочечный ход, доставлявший на пожар бочку с водой, заливную трубу — ручной насос, пожарные рукава. Последним шел багрово-лестничный ход, на котором вывозили необходимый инвентарь: лестницы, багры, крючья и другой инструмент.

Интересный факт, согласно нормам утвержденных Министерством внутренних дел Российской империи в городах с 1853 года, численность пожарной команды определялась по количеству населения в нем. В Юзовке на 1897 год уже проживало более 28 000 человек, и численность пожарных должна была составлять 75 человек, во главе с брандмейстером. На вооружении такая команда должна была иметь 6 ручных пожарных насосов. Но Юзовка получила статус города лишь в 1917 году, поэтому эта норма на Юзовку не распространялась.

В 1862 году Министерство внутренних дел разрешило в уездных и волостных городах и поселках создавать общественные пожарные команды, которые состояли из вольнонаемных служителей. Подчиняться они должны были Самоуправлению, и содержаться на их средства. Однако в 1901 году в Юзовке была только базарная контора, которая была жалким подобием местного совета. Поселковая власть мало обращала внимания на нужды жителей.

Сами граждане, прежде всего зажиточная их часть, проявила интерес к пожарному делу. Для этого было создано Юзовское пожарное общество, которое ведало вопросами материального обеспечения пожарной команды. Главой правления был Пишис, заведующим хозяйством — В. Зайцев (не путать с Федором Зайцевым). Как видим, в Юзовке, вопреки существующим правилам образования, все же возникла первая вольнонаемная пожарная команда. Она подчинялась полиции, но содержалась на общественные средства. Уже через девять лет, по всей царской России на 1026 городов и рабочих поселков начислялось 480 профессиональных пожарных команд. Причем большинство из них состояли из 5–12 человек. В этом отношении, Юзовская пожарная команда была на качественно более высоком уровне.

Пожарная команда ЮзовкиПожарная команда Юзовки
http://www.mns.donbass.com

Первые пожарные части в Царской России размещались при «съезжих домах», где находились районные полицейские участки, и вплоть до 1917 года являлись составной частью полиции. Со временем для пожарных частей стали строить специальные здания, над которыми возвышались смотровые вышки — каланчи, откуда хорошо просматривался район выезда части.

На каланче днем и ночью дежурили дозорные. Как только наблюдался дым или огонь, немедленно в части играли тревогу — били в пожарный колокол, а на каланче вывешивали сигнал о пожаре: днем — разноцветные флаги, а ночью -фонари. Позже флаги были заменены сигнальными шарами. Каждая пожарная часть имела свой сигнал.

С момента образования пожарная команда, как государственное подразделение, подчинялись полиции. В начальный период ее представлял пристав Ек. С появлением поселковой пожарной команды организация службы пожарных подразделов Юзовки стала на порядок выше. Выявление и сообщение о пожаре полагалось на постовых, которые находились на башнях. Так, на поселковой пожарной каланче, высотой 25 метров, поочередно дежурил один пожарный. Его сменяли каждые две часа, а в зимнее время через час. Сигналом о пожаре днем служил красный флаг, а ночью — красный фонарь. В случае выявления возгорания, пожарная команда в полном составе выезжала на его гашение. В обязательном порядке по сигналу тревоги собирались и пожарные дружины. Командовал всеми существующими в наличии пожарными подразделениями брандмайор, который жил в одноэтажном доме рядом с пожарной частью. Он по возможности в кратчайший срок прибывал к месту пожара.

К нам дошел только один случай пожара, который состоялся в ноябре 1907 года в двухэтажном доме. Первый этаж занимал магазин, второй — купеческое жилье. К моменту прибытия пожарного подраздела обстановка была сложной. Несмотря на самоотверженную борьбу с огнем, который продолжался три дня, дом целиком сгорел. Удалось отстоять лишь соседние здания.

Сразу отметим, что в обязанности пожарной охраны того времени не входило предупреждения пожаров. Привычки и приемы гашения огня усваивались в основном на практике. Работа по тушению пожара продолжалась до полной ликвидации очага горения. Подвоз воды осуществлялся бочками из близлежащих колодцев и рек. Из естественных источников через Юзовку протекали: Кальмиус, Скомороха и Бахмутка. В самом поселке в 1913 году находилось 33 колодца, из них 25 были закрыты кирпичными будками с насосом.

Служба в пожарной части была односменной. Пожарные днем и ночью были на службе.

Одноконный пожарный ходОдноконный пожарный ход
http://www.emercom.bol.ru

Рабочий день пожарного служителя продолжался 12–14 часов, выходных дней представлялось от одного до трех в месяц по усмотрению брандмейстера. Дежурили пожарные бессменно, не раздеваясь даже на ночь, лишь в 1886 году им было разрешено в ночное время снимать сапоги.

Рабочий день начинался рано утром. После подъема пожарные становились на молитву. Потом занимались уборкой помещений, чистили коней, давали им корм, заметали двор и площадь перед пожарным депо, чинили обоз. После завтрака начинались практические занятия. Пожарные поднимались по стремянке, спускались по веревке из каланчи, делали разминку коней. Для поддержки боевой готовности в подразделении часто устраивали учебные тревоги. На пожарных того времени полагались и побочные повинности. Их использовали в роботах по уборке улиц, ремонта дорог и т.п.. В вечернее время пожарных обязывали зажигать газовые фонари, а утром тушить их. Кстати, таких на улицах Юзовки было ровно 2000 штук. Рабочий день заканчивался общей молитвой поздно вечером.

1917 год вносит коренные изменения в пожарное дело Юзовки. Статус города, который Юзовка получила в 1917 году принес ей дополнительные средства для работы пожарной дружины. Прошла реорганизация пожарной охраны страны и как следствие — местная команда выходит из подчинения полиции. Уже в мае 1917 года Юзовке был предоставлен статус города, и команда стала именоваться городской. После выборов в июле 1917 года в органы Городского Самоуправления больше внимания стало уделяться пожарной безопасности. Городская Дума стала решать все вопросы, связанные с пожарным делом, а выполнением ее указаний занималась Городская управа. Она взимала городской сбор на усиление пожарных мероприятий. Он составлял в ноябре 1917 года 82,5 рубля. Существенным источником финансирования для пожарного дела были и страховые пошлины. В феврале 1918 года Юзовское пожарное общество обратилось с заявлением в городскую Думу о принятии дел и пожарного депо в ведение города. 20 февраля 1918 года, после составления подробного описания пожарного обоза, городская управа принимает пожарную команду под свою опеку. Техническо-хозяйственный отдел ведал повседневными пожарными делами. С этого момента пожарная команда стала называться общественной. На ее содержание городская управа выдавала около 2000 рублей в месяц. Средства шли на закупку фуража для лошадей, покупку угля, ремонт крыш и печей в пожарном депо. Служащие ежемесячно получали паек мукой и ежемесячную зарплату, из которой удерживали часть средств на медицинское обслуживание и страхование. Связано это было с травматизмом пожарных в процессе тушения пожаров. В пожарной команде, в среднем за год, происходил один смертельный случай и шесть увечий.

Пребывание австро-венгерской власти в Юзовке не внесло сумятицы в жизнь пожарной команды. В конце марта — начале апреля 1919 года город на непродолжительное время был занят войсками большевиков. У пяти пожарных были реквизированы шаровары, рубашки, фуражки и мундиры. После этих событий с мая 1919 года брандмейстером становится Федор Ткаченко. В это время месячная ставка служащего пожарной команды составляла: брандмейстер – 350 рублей, его помощник – 300 рублей, рядовой состав получал 250 рублей, а кузнец, плотник, портной и шорник — по 275 рублей.

Пребывание Добровольческой армии Деникина в Юзовке до конца 1919 года создало серьезные проблемы для пожарной команды города, и пожарного дела вообще. Власть от проблем с комплектованием и финансированием просто отмахивалась. Каждого пожарного в Городской Управе приходилось отстаивать, чтоб его не призвали на фронт. Борьба с огнем переросла в борьбу за существование.

Правда, однажды власть все-таки прислушалась к просьбам пожарных. В сентябре 1919 года Городское Самоуправление выступило с ходатайством об освобождении от призыва в войска трех пожарных (Егора и Григория Маншилиных, Константина Ситника). В просьбе на имя управляющего говорилось, что служащие эти в настоящее время крайне необходимы для городской пожарной команды. Заменить их другими людьми сейчас не предоставляется возможным. С этой просьбой в Бахмут был отправлен сменивший Федора Ткаченко брандмейстер Д. Ишков. Поездка оказалась успешной, и уже 9 сентября 1919 года к пожарной команде прикомандировали восемь военнопленных большевиков. Причем, для них была назначена денежная ставка в размере 15 рублей в день, с выплатой еще 10 рублей на «харчи».Несмотря на все трудности военного времени, до конца 1919 года городская пожарная команда продолжала нести службу. В ее рядах к приходу советской власти остались: Константин Ситник, Егор и Григорий Маншилины, К. Тылий, М. Довиденко, В. Сорока, кузнец Федор Перегубов, а также брандмейстер Д. Ишков.

    Литература:

  • Газета ГУ МЧС Украины в Донецкой области «01 — на службе народа» №1, 2007. Из истории пожарного дела Юзовки (1869–1919 г.) Николай РАНГА
  • Газета ГУ МЧС Украины в Донецкой области «01 — на службе народа» №2, 2007. Из истории пожарного дела Юзовки (1869–1919 г.) Николай РАНГА
  • Пітюренко Ю.И. Сталіно. Экономико-географический очерк, Сталіно, 1961, с. 15, 58
  • Пожарная охрана Санкт-Петербурга


Войдите, чтобы оставить комментарий