Метрическая книга. Записи о рожденииМетрическая книга. Записи о рождении

http://archives.karelia.ru

Многим дончанам известна печальная история Свято-Преображенского собора, построенного в нашем городе в 1886 году. Но уже в 1931 году храм сравняли с землей. На память нам, потомкам, остались уникальнейшие документы — метрические книги записей о родившихся, бракосочетавшихся и умерших конца ХIХ — начала ХХ века.

Метрические книги начали вестись в приходских церквях с 1779 года. В 1802 году Указом святейшего правительствующего Синода этот процесс был усовершенствован и детализирован. Консистория должна была предоставить каждой церкви метрическую прошнурованную тетрадь (раньше тетради выдавались каждому священнику церкви) с «заглавием и разделением, что куда следует записывать», хранить их предписывалось «во всякое время в самой церкви, а отнюдь не в домах церковнослужителей».

Сразу же после обряда крещения, венчания или погребения священнослужитель должен был сделать запись в книге «со всевозможной верностию и исправностию».

По истечении года оригиналы передавались в Консисторию, а копии метрических книг оставались в ризницах (комнатах в храме, где хранятся облачения, иконы, церковная утварь).

Метрическая книга (устар.) — реестр, книга для официальной записи актов гражданского состояния (рождений, браков и смертей).

Метрические книги велись в России до революции в церковных приходах духовенством или особыми гражданскими чиновниками. После революции велись только государственными чиновниками.

После принятия в 1918 «Кодекса законов об актах гражданского состояния» были отменены и их заменили на актовые (или реестровые) книгах в органах ЗАГСа.

Давайте вместе с Вами перелистаем страницы рукописной книги столетней давности.

Красивым каллиграфическим почерком священников Свято-Преображенского собора Ивана Трухманова, Демида Кащенко, Евгения Матвеевского записаны имена родившихся, даты рождения и крещения, имена и социальное положение родителей, их вероисповедание. Что характерно для того времени, детей в большинстве случаев крестили уже на второй день после рождения. В холодное время года разрешалось крестить младенцев на дому, а не в неотапливаемых церквях. Это распространялось также и на детей, родившихся крайне ослабленными. За 1905 год по собору имеются записи о рождении 872 мальчиков и 1013 девочек. В числе родителей очень много выходцев из Нижегородской, Курской, Тульской, Воронежской, Калужской, Пензенской губерний.

Не менее интересны сведения о сочетавшихся браком. В среднем в брак вступали девушки 18-ти и молодые люди 23 лет.

В документах Благочинного 3-го округа церквей имеется прошение крестьянина села Скотоватого Бахмутского уезда Матвея Подставкина о вступлении в третий брак. Консистория дала разрешение с условием: «с преданием его на три года церковной епитимии, с тем, чтобы он во все посты говел, а св.таинств не приобщался, кроме смертного случая».

Епитимия (греч. epitimion, от epi – над, timi – наказание) – средство духовного исправления, назначаемое за тяжелое согрешение: колдовство, вероотступничество, блуд, убийство (включая аборт), гробокопательство и т.д. Духовное основание для этого способа врачевания серьезных пороков человека святые отцы видели в Слове Божием, которое говорит о наказании как о конечном благодеянии в отношении согрешающего: «Наказания Господня, сын мой, не отвергай, и не тяготись обличением Его» (Прит.3:11); «Всякое наказание в настоящее время кажется не радостью, а печалью; но после наученным через него доставляет мирный плод праведности» (Евр.12:11).

Для вступления в брак лиц духовного звания также требовалось разрешение Консистории. Бывали и случаи отказа в венчании, если жених и невеста являлись прихожанами другой церкви или невесте не исполнилось шестнадцати лет.

Завершают метрическую книгу записи об умерших. За год по Свято-Преображенскому собору зарегистрировано 1312 случаев смерти. Умирали люди от различных болезней: оспы, чахотки, воспаления легких, рака, тифа, золотухи, скарлатины и даже от «разрыва сердца». Если человек умирал в возрасте 70-80 лет, причина смерти указывалась — «от старости».

Сделанная в книге ссылка на отношение судебного пристава или полицейского надзирателя означала, что человек умер насильственной смертью: «убит людьми», «застрелен», «зарезан людьми». В документах Николаевской церкви Макаровского рудника зафиксирован случай гибели 270 шахтеров, погибших 18 июня 1908 года при взрыве газа на шахте.

Свято-Преображенский кафедральный собор Юзовка, 1886Свято-Преображенский
кафедральный собор
Юзовка, 1886

Кроме метрических книг Свято-Преображенского собора в госархиве хранятся документы 274 церквей по всей Донецкой области. Все эти документы очень бережно хранятся, так же бережно используются, своевременно реставрируются, сканируются, создается страховой фонд.

Так как церковь была рядом с человеком в самые ответственные моменты его жизни — от самого рождения и до смерти, делила с ним все выпавшие на его долю печали и радости, моральный облик священнослужителя приобретал огромное значение. В фонде Мариупольского духовного правления имеются списки о нравственном состоянии священнослужителей. Из 65 человек, находившихся в ведомстве правления, подавляющее большинство – «состояния доброго», но нескольким священнослужителям дана иная характеристика: «вздорлив, сварлив, начальству непокорен».

В фонде Благочинного 3 округа церквей имеется письмо Епископа Екатеринославского и Таганрогского от 28 апреля 1873 года, адресованное Благочинному, священнику Митрофану Лашкевичу: «Дошло до моего сведения, что священник села Григорьевки, Бахмутского уезда, Яков Подольский, в приходе коего поселено до 400 семейств русских православного вероисповедания, до 500 семейств греков, сербов, болгар, черногорцев, далматинцев, галичан православного исповедания и до 300 семейств итальянцев, ирландцев и англичан католического исповедания ведет жизнь нетрезвую и своею жизнию он, в среде этих переселенцев, служит соблазном. Посему предписываю Вам сделать, в возможной скорости, негласное, но самое обстоятельное дознание».

Бывали случаи и из ряда вон выходящие. Так, в 1860 году Екатеринославская Духовная Консистория разбирала дело о побоях, нанесенных дьячком Рождество-Богородичной церкви казенного села Андреевки Иваном Хорошевым пономарю Аринию Чульскому. Было принято решение направить виновного в Бахмутское духовное училище в «сторожевскую должность» на четыре месяца.



6 Комментарии

  • matvas51

    Ошибочно записана фамилия моего предка — отце Евгения Матвеевского. В справочной книге Екатеринославской епархии за 1908 год нашел только 3 братьев (Евгения, Григория и Константина) моего прадеда Порфирия, сыновей священика (отца Александра)указанного храма в Юзовке. Буду заранее благодарен за любую информацию о них — всего их было 9 сыновей

    Ответить Изменить
    • Dedushka
      Dedushka

      Матвѣевскій Константинъ Александровъ 1863-64 г.р. Окончилъ Духовную Семинарію, членъ благочинническаго совѣта, женатъ, имѣет дочерей 1891-92, 1892-93, 1895-96, 1905-06 г.р., сыновей 1893-94, 1898-99, 1900-01, 1902-03, 1903-04 г.р. Въ 1896 г. награжденъ скуфіею. Свящ. съ 1890 г. Николаевской церкви при Рутченковскихъ рудникахъ Бахмутскаго уѣзда Екатеринославской губ.
      Матвѣевскій Евгеній Александровъ 1866-67 г.р. Окончилъ духовную семинарію, законоучитель, предсѣдат. Братства, благочинный, женатъ, имѣет дочерей 1889-90, 1899-1900 г.р., сына 1893-94 г.р. Въ 1903 г. награжденъ камилавкою. Свящ. съ 1888 г. Преображенской церкви м. Юзовка Бахмутскаго уѣзда Екатеринославской губ.
      Матвѣевскій Григорій Александровъ 1868-96 г.р. Окончилъ духовную семинарію, законоучитель, женатъ, имѣет сыновей 1892-93, 1894-95, 1901-02, 1905-06 г.р., дочерей 1899-1900, 1903-04 г.р. Въ 1905 г. награжденъ скуфіею. Псаломщикъ с 1890 г., свящ. съ 1891 г. Покровской церкви с. Михайловка Бахмутскаго уѣзда Екатеринославской губ.
      Матвѣевскій Порфирій Александровъ 1869-70 г.р. Окончилъ Духовную Семинарію, законоучитель, женатъ, имѣет сыновей 1893-94, 1905-06 г.р., дочерей 1899-1900, 1901-02, 1903-04 г.р. Посвященъ въ санъ въ 1892 г. Въ 1898 г. награжденъ набедренникомъ. Свящ. съ 1895 г. Александровской церкви при рудникѣ «Вѣтка» Бахмутскаго уѣзда Екатеринославской губ.
      Матвѣевскій Владиміръ Александровъ 1877-78 г.р. Окончилъ Духовную Семинарію, законоучитель, женатъ, имѣет сына 1907-08 г.р. Свящ. съ 1905 г. Покровской церкви с. Саксаганъ Верхнеднѣпровскаго уѣзда Екатеринославской губ.
      Матвѣевскій Іоаннъ Александровъ 1881-82 г.р. Окончилъ Духовную Семинарію, законоучитель, женатъ. Псаломщикъ съ 1904 г., свящ. съ 1906 г. Пантелеймоновской церкви с. Николаевки №1 Новомосковскаго уѣзда Екатеринославской губ.

      Ответить
      • andreymatv

        Вниманию Deduchka.
        Прошу извенить, давно небыл на форуме, сейчас зарегистрировался по новому, ранее был matvas51. 
        Ваши данные из какого источника, есть ли там еще что-то, пишите мне в личку — matvas51@rambler.ru.
        Заранее благодарен, Матвеевский

        Ответить
        • Dedushka
          Dedushka

          Это из Справочных книжек Екатеринославской епархии за 1908 и за 1913. Других опубликованных данных по священно- и церковнослужителям этой епархии не существует. Остальное нужно смотреть в архивах. Каких-то других данных нет.

          Ответить
    • Dedushka
      Dedushka

      Матвѣевскій Николай Александровъ 1876-77 г.р. Окончилъ Духовную Семинарію в 1897 г., женатъ, бездетенъ. Псаломщикъ съ 1912 г. Николаевской церкви с. Кирилловка Ивановской вол. Маріупольскаго уѣзда Екатеринославской губ.

      matvas51, Вы меня вообще читаете?

      Ответить
  • Dedushka
    Dedushka

    В статье неточность: «Красивым каллиграфическим почерком священников Свято-Преображенского собора Ивана Трухманова, Демида Кащенко, Евгения Матвиевского записаны имена родившихся, даты рождения и крещения, имена и социальное положение родителей, их вероисповедание.»
    Начнём с того, что почерк далеко не всегда красивый и уж тем более не каллиграфический, иногда приходится всем архивом запись разбирать, :-) но не в этом дело. Священники к записям и почерку никакого отношения не имели. Согласно п.4 Высочайше утвержденного 16 апреля 1869 г. Журнала присутствия по делам православного духовенства всё письмоводство по церкви и приходу возлагалось на псаломщиков. Именно псаломщики вели метрические книги, обыскные книги для записи повенчанных браков, исповедные росписи, клировые ведомости и т.д.

    Ответить
  • (will not be published)

Подписаться на комментарии