Начало развитию велоспорта в Донбассе было положено 16 июля 1806 года в Славянске. Именно в этот день был утвержден устав «Кружка славянских самокатчиков». 15 учредителей поставили свои подписи под этим документом. Главным инициатором и вдохновителем кружка был В. Ф. Беспальчев, но вскоре он оставил Славянск и дело распалось. Основной причиной прекращения существования кружка, по всей видимости, были чрезмерно высокие членские взносы. Кроме того, в Славянске не было трека, а ездить по пыльным, не мощеным улицам города было весьма затруднительно. Поездки «в степь», в Святогорский монастырь (18 верст), на соседние металлургические заводы (12 и 30 верст) были слабым утешением. Последнюю точку в недолгой истории «Кружка СЛАВЯНСКИХ самокатчиков» поставило открытие в городе представительства Санкт-Петербургского велосипедного общества. Кружок не выдержал конкуренции и в 1898 году прекратил свое существование. Однако начало было положено. 

Первые шаги велоспорта в Юзовке связаны с именем инженера В. Д. Данчича. Благодаря его настойчивости в небольшом промышленном поселке был построен циклодром (велотрек). Осенью 1901 г., на новых бетонных дорожках уже, проводились первые тренировочные заезды велосипедистов. 

В те далекие годы развитие велосдорта без наличия треков было попросту невозможно. Сам циклодром был явлением уникальным. В Донбассе, кроме Юзовки, такие сооружения находились лишь в Дружковке и Мариуполе. Велоспорт всегда был «технически» сложным видом спорта, а уж в начале века далеко не каждый мог позволить себе иметь велосипед и соответствующую амуницию, значительными были и членские взносы. Все эти причины ограничивали круг занимающихся. Но хотя число велосипедистов было не велико, создается Юзовское велосипедно-атлетическое общество (ЮВАО). В сентябре 1902 г. в журнале «Спорт» состоялось представление этой организации спортивной общественности России.

ЮВАО добилось значительных успехов. Циклодром общества был по тем временам одним из лучших в России (имел в окружности 1/2 версты). На нем проводились соревнования всероссийского и международного у ровня. 

Среди местных велосипедистов особыми успехами выделялся А. А. Подгайский. Спортсменами хорошего уровня были Головков (чемпион Донецкого бассейна 1902 г. ), Демченко, Шпатюков.

Весной 1903 г. циклодром перешел в руки двух распорядителей — А. Подгайского и С. Андиаиопольского. Следует отметить, что эти энергичные, любящие спорт люди сделали очень много для популяризации велоспорта в Юзовке. Ими было введено денежное поощрение победителей соревнований, члены общества были обеспечены гоночными костюмами.

Для привлечения публики зачастую устраивалась демонстрация технических новинок. Таких, как гонка с велосипедом-тандемом, состязание с участием «мотоциклетки», фиксация результатов соревнований с помощью автоматического секундомера. Это было для юзовцев действительно интересно и ново.

Частыми гостями юзовского циклодрома были лучшие гонщики из других городов: Эдварде (Санкт-Петербург), Жуков (Екатеринослав), Седов (Одесса), Куличенко (Симферополь), Толмачев и Брызжев (оба Луганск), Хмуров (Харьков), Костин (Ростов-на-Дону). А ведь добраться до Юзовки было совсем не просто. На одно из соребнований летом 1903 г. гонщик Эдварде (Санкт-Петербург) добирался в течение 3 суток(по железной дороге, а потом 18 верст на лошадях со станции — к месту состязаний).

Лето 1903 г. пришло под знаком соперничества за пальму первенства между Подгайским и Муриным. Мурин смог обойти своего опытного соперника и 7 сентября 1903 г. выступал на соревнованиях в Екатеринославе в звании чемпиона Юзовки. Очень популярен был велоспорт в Дружковке. Больших спортивных успехов добился Ф. Г. Чегуненко. Но вне всякого сомнения лучшим дружковским велосипедистом был Даниил (Добрый) Милко Попов. Уроженец Болгарии Д. Попов попал на Украину примерно в 1908-1910 г. в поисках заработка. В Дружковке он занялся огородничеством, здесь же пристрастился к езде на велосипеде. Все свое свободное время Даниил проводил на велотреке и результатов вскоре достиг превосходных. Попов выигрывал заезды не только в Дружковке, но и в Харькове, Ростове, Москве и даже на Всероссийских соревнованиях.

Весьма популярными и престижными были велосипедные гонки в Мариуполе. Чемпионат Мариуполя, и тем более чемпионат Юга, Россия собирали многих видных ГОНЩИКОВ. Таких, как любимец местной публики М. Ефимов, Ф. Карпинский, Т. Соколов, В.Собинов, Н. Гариэлов, М. Леонов.

Таковы были первые, но отнюдь не робкие шаги велоспорта в Донбассе. Состязания по велоспорту продолжались вплоть до начала первой мировой войны. Возобновились же в полной мере уже в годы Советской власти.

После первопроходцев продолжали новые поколения энтузиастов велоспорта нашего края. П. Н. Сперанский (первый заслуженный тренер СССР в Донецкой, области), заслуженные тренеры УССР А. П. Семыкин, В. И. Пластовец В. И. Потапкин, велосипедисты- чемпионы и призеры мира, Европы и СССР: А. Аматуни Н. Алексеева В. Мавроди, В. Кравцов, А. Колчанов (все; Донецк), К. Советов (г. Дружковка), Н. Шипаева В. Банников, И. Покулов. П. Гура (все Горловка ) А. Марковниченко, В. Зубенко (оба Краматорск), А. Шевченко, С. Минашкин (оба Мариуполь), Н. Сиротин (Славянск), Е.Загребельный (Новоазовск).

    Источник:

  • «Социалистический Донбасс», 22 ноября 1990 года


Войдите, чтобы оставить комментарий