Книги XIX векаКниги XIX века


Как могли в Юзовке отдыхать и развлекаться? Конечно, в основном тем, что пили без просыпу. Но это отдельная тема. А что делала местная публика помимо этого в свое свободное время?

Заметим сразу, что свободного времени у рабочих — основного населения края — много-то и не было. После 12-часового рабочего дня где уж думать о духовном росте, о самообразовании или культурном развитии? К тому же, для многих обитателей Юзовки, особенно металлургов, в недавнем прошлом — выходцев из беднейших сел, работа на огромном предприятии и заводская квартира вообще были пределом мечтаний. И ни о каких прочих стремлениях они больше не помышляли, как полагает Фридгут.

К примеру, в 1916-ом в Юзовке действовали учебные курсы для взрослого населения. Желающие могли пройти с их помощью весь курс начальной школы, а также прослушать лекции по истории, географии, геометрии, физике, черчению, по французскому и английскому языкам. Но желание учиться на этих курсах проявили 347 мужчин и 27 женщин (из 70-тысячного населения Юзовки).

Немудрено, что, когда на рудниках и заводах края возникали какие-то кружки для рабочих, чаще всего оказывалось, что это было делом рук революционеров-подпольщиков, а из «наук» на занятиях особых почтением пользовалась нелегальная литература. К примеру, еще в 1901 году на Щербиновском руднике (сейчас Дзержинск) возник якобы учебный кружок, в котором рабочие занимались сценическими постановками и декламацией стихов (этим делом, кстати, руководил будущий украинский писатель Степан Васильченко), а на самом деле это было революционным объединением, в котором, в частности, участвовали видные большевики Петр Моисеенко и Григорий Петровский. Кружок встречался в помещении местной школы, в которой Васильченко служил учителем. У него была личная библиотека, которая со временем насчитывала три тысячи томов — невиданное по тем временам количество. Местные жители (из грамотных) охотно пользовались библиотекой Васильченко.

Помещение валленродтской библиотеки в башне Кафедрального собора Кёнигсберга. Довоенная фотографияПомещение валленродтской
библиотеки в башне
Кафедрального собора
Кёнигсберга.
Довоенная фотография
ru.wikipedia.org

В соседней Горловке в похожей библиотеке числилось около 500 постоянных читателей. В Юзовке в знаменитой заводской школе в библиотеке было четыре тысячи книг. Существовала библиотека и в местной больнице — ею пользовались пациенты. В их распоряжении было аж 50 томов.

Местные власти в принципе созданием библиотек не увлекались. Да и законы этому просветительскому делу не способствовали. Чтобы открыть библиотеку, требовалось особое разрешение властей, а получить его было крайне трудно.

Лишь в ходе первой революции, в декабре 1905 года, в библиотечном законодательстве произошли перемены. Многие прежде запрещенные книги получили возможность попасть к читателю. В Макеевке библиотека была открыта еще в 1902 году. Но там было всего несколько сотен книг, в основном технических (чаще всего давно устаревших) и религиозных (на которые никогда не было большого спроса). Перемены в законодательстве и создание новой большой школы в Макеевке с просторным помещением для книгохранилища, привели к тому, что изменилось и лицо библиотеки, переехавшей в новое здание. Число постоянных читателей сразу возросло на 200 человек, по 30-40 человек приходило в Макеевскую библиотеку каждый день. Библиотека даже получала 13 периодических изданий, среди которых значились популярные журналы «Нива», «Природа и люди», «Вокруг света», центральные газеты «Русские ведомости», «Русское слово» и «Биржевые ведомости», а также харьковский «Южный край» и бахмутская уездная «Народная газета».

Ленин за чтениемЛенин за чтением
maoism.ru

Надо ли говорить, что библиотеками пользовались в основном административные работники шахт и заводов? Рабочие появлялись там крайне редко, хотя такое случалось. Во всяком случае, библиотеки или комнаты-читальни при шахтах были настоящим лучом света в российском сельском безграмотном царстве.

«Библиотечная оттепель» была недолгой. С началом Первой мировой войны — во избежание крамолы — многие открытые в последнее время библиотеки и читальни были закрыты.

Григорий Петровский, будущий депутат Госдумы и в течение 20 лет глава Украинского Советского государства, один из четырех «отцов-основателей» СССР, вспоминал, что в годы реакции после революции 1905 года Юзовка находилась полностью под полицейским контролем: никаких лекций, никаких культурных ассоциаций, никаких профсоюзов не дозволялось. Некоторые библиотеки были закрыты после налетов на них полиции.

Тем не менее, помимо знаменитой школьной библиотеки в Юзовке (с 1900 года открытой и для рабочих) в 1910 году существовало еще пять частных библиотек, которые содержались на пожертвования населения. В 1914-ом открылся т. н. «Народный дом», в котором располагалась библиотека и уже упоминавшиеся учебные курсы для рабочих.

В то время царская полиция контролировала настроения граждан, во избежании повотрения революционных потрясений 1905-го года.

Выдержки ИЗ СЕКРЕТНОГО ДОКЛАДА ПОЛИЦИИ ИМПЕРАТОРУ НИКОЛАЮ II «Россия в январе 1912 года»:

Екатеринославская губ. Настроение крестьянского населения спокойное. Среди рабочих замечалось стремление к организации новых союзов, которые местные социал-демократы предполагали использовать затем для нелегальных целей. Случаев проявления партийной деятельности со стороны интеллигентных классов… не замечалось. По агентурным сведениям, среди нижних чинов расположенного в Павлограде 135-го пехотного… полка наблюдается некоторое недовольство начальством из-за плохой пищи, нетопки казарм и несвоевременной выдачи жалованья, но наружных признаков недовольства не замечалось. Отдельные случаи грабежей продолжаются, причем обращает на себя внимание дерзкий случай ограбления шайкой казенной винной лавки, сопровождавшийся убийством урядника и поранением сидельца.

Таксифот (волшебный фонарь) Франция. Конец XIX- начало XX в.Таксифот
(«волшебный фонарь»)
Франция. Конец XIX —
начало XX в.
kipbrockman.com

Горнопромышленники Юга России давно начали осознавать, что беспробудное пьянство, эта чума Донбасса, подрывает основы их бизнеса. Еще в 1890 году глава горной администрации Области войска Донского В. Вагнер поставил перед Съездом горнопромышленников задачу в качестве альтернативы пьянству ввести в практику воскресные чтения для рабочих и сеансы «волшебного фонаря» (или таксифота — усторйства для просмотра стереокартинок, модного в то время предшественника кино). Эдакий донецкий вариант мистера Ферста из «Человека с бульвара Капуцинов». Вагнер ссылался на закон 1876 года, который регулировал подобные публичные мероприятия.

Но вот какая вышла загвоздка. По закону, такие чтения могли проходить в губернском или уездном городе (под должным контролем со стороны властей), или же в селе, но непременно в помещении Церкви или церковной школы и в присутствии священника. А в Донбассе во многих поселках — не то чтобы школы или Церкви, но даже часовенки отродясь не существовало.

Горнопромышленники признали, что публичные чтения — хорошая альтернатива пьянству. Но все соглашались с мнением одного из своих виднейших коллег П. Карпова, что должен быть надлежащий контроль. Вместо священника горнопромышленники предлагали в качестве контролирующего лица назначать на такие чтения своих людей или доверить это дело полицейским чинам. Однако прошло целых девять лет, пока первые такие чтения не состоялись на Богодуховском руднике на Кальмиусе под прямым наблюдением и под ответственностью отца Александра Матвеевского.

Построенная Новороссийским обществом в Юзовке в 1914 году огромная аудитория вмещала 2 тысячи человек. Ее сразу же стали использовать под кинозал. До этого на Ветковском руднике уже использовали т. н. «электробиограф» (что-то вроде современного слайдопроектора). Но кино сразу же завоевало популярность рядового юзовского жителя. Фильмы крутили и в будни, и в выходные дни. По общему мнению, это заметно снизило уровень алкоголизма в поселке (подробнее о показе антиалкогольных фильмов читайте в главе «Как пили в Юзовке»).

За просмотр брали небольшую плату, которая шла на то, чтобы спонсировать любительские театральные постановки. Их в той же аудитории осуществляли силами самих рабочих.

Паустовский Константин Георгиевич

Паустовский Константин Георгиевич

Книга о жизни. Беспокойная юность

В Юзовке почти не бывало дождей, и жаркий ветер днем и ночью завивал мусор, штыб и куриный пух.

Все улицы и дворы были засыпаны шелухой от подсолнухов. Особенно много ее накапливалось после праздников.

Грызть подсолнухи называлось по-местному «лузгать». Лузгало все население. Редко можно было встретить местного жителя без прилипшей к подбородку подсолнечной шелухи.

Лузгали виртуозно, особенно женщины, судачившие около калиток. Они лузгали с невероятной быстротой, не поднося семечки ко рту, а подбрасывая их издали ногтем.

При этом женщины еще успевали злословить так, как умеют злословить только мещанки на юге,- с наивной наглостью, грязно и зло. Каждая из этих женщин была, конечно, «в своем дворе самая первая».

Несмотря на сплетни и лузганье семечек, женщины еще успевали драться. Как только две женщины со звериным визгом вцеплялись друг другу в волосы, тотчас собиралась гогочущая толпа, и драка превращалась в азартную игру — на победительницу ставили по две копейки. Банк держали старожилы-пропойцы. Деньги собирали в рваный картуз.

Женщин нарочно стравливали и дразнили.

Бывало, что в драку постепенно ввязывалась вся улица. Выходили распояской мужчины. Шли в ход свинчатки и кастеты, трещали хрящи, лилась кровь. Тогда из «Нового Света», где жила «администрация» шахт и заводов, на рысях приходил взвод казаков и разгонял дерущихся нагайками.

Одной из форм культурно-просветительской деятельности Свято-Преображенского братства в течение всего времени его существования была организация «народных чтений» для населения Юзовки. Так назывались лекция и беседа, систематически проводившиеся членами Свято-Преображенского братства в здании училища в установленные дни. Народные чтения обычно начинались осенью и продолжались до следующего лета. Тематика лекций и бесед носила, в основном, общеобразовательный характер. Собравшимся рассказывали о житии святых, о событиях российской и всемирной истории, царской семье, читали литературные произведения, популярно объясняли жизнь природы. При этом использовался чрезвычайно популярным у слушателей «волшебный фонарь с туманными картинами» (аппарат для показов диапозитивов).

Очень часто перед населением выступал хор Братского училища. Иногда совет братства устраивал «в саду Новороссийского общества гулянья», как это было, например, в 1899 г. По предложению члена Свято-Преображенского братства В.П. Смирнова делалась попытка учредить в Юзовке «праздник древонасаждения». Известно, что вокруг братского училища росли деревья, посаженные его учениками.

    Автор: Дмитрий КОРНИЛОВ


Войдите, чтобы оставить комментарий