Платья Феодосии Трофимовны<br />Погореловой.<br />Юзовка, начало XX векаПлатья Феодосии Трофимовны
Погореловой.
Юзовка, начало XX века


Михаил Андреевич и Феодосия Трофимовна Погореловы были Почетными гражданами Юзовки.

Платья из Юзовки носили модницы в Европе

У Феодосии Погореловой в Юзовке было свое дело — курсы кройки и шитья, а также «Модный салон». Ее супруг Михаил Андреевич работал старшим обер-майстером литейного цеха металлургического завода и был очень дружен с сыном основателя Юзовки — Айвером Юзом. Жена Айвера была постоянным клиентом Дома мод Погореловой.

Эти заведения приносили немалые доходы семье, считаясь одними из престижных мест в тогдашней Юзовке. Мадам Погорелова рассказывала, что сшитые платья и блузы один раз в год — весной — вывозили на продажу в Лондон, где они хорошо раскупались. А значит сегодня можно поспорить, кто же был законодателем моды — Европа или мы? Поэтому чета Погореловых относилась к достаточно состоятельным людям дореволюционной 55-тысячной Юзовки.

И это несмотря на тот факт, что обучающиеся на курсах девушки находились на полном хозяйственном обеспечении. Приезжали они на учебу с других мест нашего региона. Азы кройки и шитья получали не только представители высших слоев тогдашнего общества, но и девушки из бедного сословия и сироты. Для таких учениц на 4-й линии в Юзовке — отдельное общежитие, столовая и бани. Феодосия Трофимовна рассказывала, что для всех учащихся было организовано 3-разовое питание. Лучшие слушательницы курсов получали от хозяйки модели модной одежды, не реализованной после конкурсных показов на ярмарках в других городах Российской империи. Срок обучения длился 2 года. После него выпускницы либо оставались в Доме мод Погореловой, либо возвращались на родину и там занимались изготовлением одежды.

Трудная жизнь при советской власти

В советское время Феодосия Трофимовна жила очень тихо, замкнуто, была очень молчаливой (постоянно боялась чего-то). Да это вообще и неудивительно. Все мы знаем, какое в то время было отношение государственных органов к таким людям. Только к концу своей жизни она поведала нашей семье о своей молодости.

По рассказам Феодосии Погореловой, уже в 1916 году состоятельные жители Юзовки почувствовали неуверенность в завтрашнем дне. Англий-ские инженеры металлургического завода стали поспешно выезжать на свою родину. Семье Погореловых некуда было ехать. А когда произошла революция, к Феодосии Трофимовне начали наведываться красные комиссары, требуя дело и деньги отдать новой власти. В 20-х годах прошлого века курсы были национализированы. В доме Погореловых был проведен обыск и изъяты золотые вещи.

Обер-майстеру Михаилу Погорелову повезло — его не расстреляли, т.к. специалистов-металлургов столь высокого класса катастрофически не хватало. Поэтому он до конца своей жизни проработал в литейном цехе на металлургическом заводе и умер в 1939 году. У Феодосии Трофимовны началась трудная жизнь. Все ценности, которые у нее остались, она продавала или обменивала на продукты питания, хлеб и мыло. Умерла Феодосия Трофимовна в 70-х годах и похоронена на Мушкетовском кладбище Донецка.

Все, что осталось, — уголок мебели, столовые приборы, а также подаренная Айвером Юзом на 35-летие Михаила Погорелова опасная бритва, специально привезенная из Шеффилда. Наша семья передала ее по акту в Донецкий краеведческий музей. Правда, несправедливо, что эти экспонаты не выставляются в экспозиции на показ посетителям. По-моему, было бы интересно горожанам посмотреть на быт классической мещанской семьи конца XIX — начала XX веков.

Британцы оказались не джентльменами

Ценные фотографии с англичанами и Айвером Юзом, а также групповые фотографии учащихся курсов кройки и шитья наша семья передала английскому режиссеру, однофамильцу американского президента, Клинтону, когда он приезжал в Донецк для съемок фильма о Джоне Юзе. Тогда наши власти обратились к жителям города с просьбой помочь английским телевизионщикам. Особенно была ценна фотография «Пикник в Святых горах», на которой запечатлена семья Погореловых с Айвером Юзом и другими английскими семьями заводской элиты.
Но британцы оказались неджентльменами. Режиссер лично клялся нам вернуть все документы, обещал прислать даже кассету с фильмом о знаменитом своем соотечественнике. Но… возвращает до сих пор.



1 Comment

Войдите, чтобы оставить комментарий