Первая доменная печь Юзовского завода. 1872Первая доменная печь Юзовского завода. 1872
gtj.org.uk


Новороссийское общество в 1871 году арендовало для своих предприятий обширное имение князя Ливена (свыше 15 тысяч десятин) в селе Александровне. Тогда же оно заарендовало и 700 десятин в имении Смоляниновой, а в 1873 году 433 десятины в имении Лариной (по фамилиям землевладельцев были названы отдельные районы возникшего населенного пункта). Здесь же, на правом берегу реки-Кальмиуса, англичане приобрели в собственность участок земли в 750 десятин. Эти земли, богатые чистыми спекающимися углями, дававшими замечательный кокс, были куплены за бесценок или взяты в аренду на чрезвычайно выгодных условиях.

Уголь добывали на месте, а руда, хотя и бедная по содержанию железа, доставлялась из месторождений, расположенных всего в 25—40 верстах к югу от завода близ селений Стылы, Каракуба, Александрински и других.

Строительство моста через реку Буг. 1912Строительство моста через реку Буг
из юзовского металла. 1912
gtj.org.uk

В 1874 году, когда развернулось основное товарное производство— прокат рельсов, на предприятиях Новороссийского общества уже было занято 1806 рабочих. В 1876 году задута вторая доменная печь, и выплавка чугуна превысила 1 миллион пудов (16380 т) в год. По производству металла завод занял первое место в России. Он являлся крупнейшим предприятием на Украине. В.И. Ленин, отметив важнейшие центры фабрично-заводской промышленности в Европейской России, показал, что в 1879 году производство завода, составившее 2 миллиона рублей, вдвое превышало суммарную продукцию всех 33 фабрик и заводов губернского города Екатеринослава.

«Что ж, конечно, посмотреть всякому лестно. Такого заводища, пожалуй, во всей империи не сыщешь другого. Аграамадное дело!», — писал Куприн в «Юзовском заводе».

Возведение 5-й домны на Юзовском заводе. 1890Возведение 5-й домны
на Юзовском заводе. 1890
gtj.org.uk

Шли годы, производство расширялось. В 1879 году построили сталеплавильные мартеновские печи. Вместо железных налажен прокат стальных рельсов. В 1880 году пустили завод огнеупорного кирпича а ведь еще недавно для первой домны не только кирпич, но и огнеупорную глину везли из далекой Англии. В 1882 году Константиновская железная дорога была продолжена от станции Еленовка на юг до Мариуполя. Предприятия Новороссийского общества получили прямой выход к Азовскому морю.

Великий русский ученый Д. И Менделеев, совершивший в 1888 году поездку в Донецкий бассейн для изучении природных богатств и состояния угольной промышленности края, после посещения предприятий Новороссийского общества отметил: «Недавняя пустыня ожила, результат очевиден, успех полный, возможность доказана делом».

Доменные печи Юзовского завода. 1888Доменные печи Юзовского завода. 1888
gtj.org.uk

В 1899 г. у Юза было выплавлено 17,7 млн. пудов (290000 т) чугуна, число заводских рабочих в 1900 г. достигло 7 147 человек, а горняков — 5 839 человек. Из 17 металлургических предприятий, действовавших на юге России в период промышленного подъема 90-х годов, завод Новороссийского общества был крупнейшим. Несмотря на большие объемы производства, завод был оборудован отсталой техникой, широко применялся ручной труд. Выдающийся российский металлург академик М. А. Павлов, посещавший Юзовку еще в 1884 г., писал о заводе: «В Англии, на родине коксового доменного производства, в то время было много устаревших заводов, отстававших лет на 50 от металлургической техники,— вот такой-то завод англичане устроили у нас».

«Машиностроительный и чугунолитейный завод инженеров Боссе и Геннефельда» Юзовка. Рекламное объявление начала XX века«Машиностроительный и чугунолитейный завод инженеров Боссе и Геннефельда» Юзовка. Рекламное объявление начала XX века

Развитие металлургического производства вызвало к жизни ряд мелких предприятий пищевой промышленности. Был пущен также мыловаренный завод, открылась типография с 20 рабочими. Расширился завод Боссе и Геннефельда, в 1900 году на нем работало 210 человек. На нем производились: паровые мышины — углеподъемные машины, паровые и ручные лебедки, паровые котлы, паровые и ручные насосы и вентиляторы, паровые водоотливыне мышины, шкивы ремневые и канатные до 4-х метров диаметром, клети, самоотцепляющиеся аппараты и остановочные снаряды, поворотные круги, вагонетки разных видов, бремсберги и буровые инструменты.

Менделеев Д.И.Менделеев Д.И.

«Значительную роль в судьбе нашего региона сыграл и знаменитый ученый Дмитрий Иванович Менделеев, — рассказывает Ольга Привалова, заведующая отделом истории досоветского общества Краеведческого музея. — В 1888 году в связи с тем, что в России начался угольный голод, он был послан Департаментом горного дела в Донбасс. Тогда здесь угольное дело только начало развиваться, и были в основном крестьянские шахты, а топлива для промышленности не хватало. Целью поездки Менделеева была разведывательная миссия: насколько Донбасс может быть полезен в выходе из кризиса и что ему необходимо для развития. Дмитрий Иванович отписал, что «в недрах Донца покоится будущая сила». Этот отчет был издан малым тиражом, а один из подлинных экземпляров находится в нашем краеведческом музее».

Разрабатывая вопросы угольной промышленности в России, Менделеев в 1888 г. написал интересную работу «Будущая сила, покоящаяся на берегах Донца». Обобщив имеющийся материал о Донбассе и собрав о нем обширные новые сведения на месте, Менделеев приходит к выводу, что Донбасс является «важнейшим по предстоящему значению» районом. Существенным для будущего развития он считал нахождение в районе Донбасса и близко от него железных руд, марганца и других ископаемых, отмечая при этом важность близости их взаимного размещения. Характеризуя Донбасс, Менделеев попутно дает оценку угольных месторождений в других районах России. К этой оценке он подходит с учетом особенностей положения и всей совокупности местных условий каждого района, т.е. с экономико-географической точки зрения. В данной работе Менделеев впервые ставит вопрос о подземной газификации угля: «Настанет, вероятно, со временем, даже такая эпоха, что угля из земли вынимать не будут, а там, в земле, его сумеют превращать в горючие газы, и их по трубам будут распределять на далекие расстояния».



Войдите, чтобы оставить комментарий