Главная шахта и шахта №4. 1907 г.Главная шахта и шахта №4. 1907 г.
gtj.org.uk

18 апреля 1869 г. царское правительство утвердило «Договор на образование Новороссийского общества каменноугольного, железного и рельсового производства и общества железнодорожной ветки от Харьковско-Азовской линии», обладающего, в соответствии с его уставом, «ограниченной ответственностью». Этот договор был утвержден и императором. Акционерами-основателями общества были англичане, а директором-распорядителем Джон Хьюз — до этого управляющий небольшим Мильвольским заводом в Лондоне.

Юзовка. ЗаводЮзовка. Завод
gtj.org.uk

Правительство безвозмездно уступало Обществу казенные земли с каменноугольными залежами поблизости Харьковско-Азовской железной дороги. В виде субсидии в течение 10 лет предусматривалась выплата премии за изготовленные рельсы на общую сумму в 1,5 миллиона рублей. Предоставлялось право беспошлинного привоза из-за границы оборудования для завода и копей. Кроме того, выдавалась чрезвычайно выгодная ссуда в 500 тысяч рублей на постройку рельсового пути, который должен был соединить завод с общей сетью железных дорог.

Как заметил современник горный инженер И. Фелькнер в своей книге «Каменный уголь и железо в России», «…более щедрых гарантий… придумать трудно… после столь щедрых льгот, дарованных Юзу, едва ли кто-нибудь решится на Юге России затратить свой капитал на железное дело, ибо будет находиться в невыгодном положении, сравнительно с великобританским счастливцем».

Юзовка. ЗаводЮзовка. Завод
gtj.org.uk

Акционерное «Новороссийское общество», с официальным местопребыванием в Англии, обязалось начать выплавку чугуна в январе 1870 года, а прокат рельсов — в апреле 1871 года. Место для строительства металлургического завода Юз выбрал на правом берегу р. Кальмиус, южнее села Александровки: каменный уголь здесь был на месте, в селах Стыла — разведанные железные руды, в Еленовке — необходимый камень-известняк; источником водоснабжения служила река Кальмиус, рабочей силой обеспечивали близлежащие села.

Перевозка оборудования для металлургического завода из Таганрога в район будущей Юзовки.<br>Фото: Юз и Юзовка. Под общей ред. Гайдука В.А. — Донецк: «Фирма Кардинал»,—2000. 320 с. с илл.Перевозка оборудования для металлургического завода из Таганрога в район будущей Юзовки.
Фото: Юз и Юзовка. Под общей ред. Гайдука В.А. — Донецк: «Фирма Кардинал»,—2000. 320 с. с илл.

Строителство первой домны на заводе Юза. Юзовка, 1869.<br>Фото: Юз и Юзовка. Под общей ред. Гайдука В.А. — Донецк: «Фирма Кардинал»,—2000. 320 с. с илл.Строителство первой домны на заводе Юза. Юзовка, 1869.
Фото: Юз и Юзовка. Под общей ред. Гайдука В.А. — Донецк: «Фирма Кардинал»,—2000. 320 с. с илл.

Строительство завода и шахт началось в 1869 году. А летом 1870 года из Англии в Украину на 8 груженых кораблях было привезено оборудование и инструменты, а также приехало около сотни специалистов — металлургов, шахтеров — в основном из Южного Уэльса. Их маршрут проходил через Средиземное, Черное и Азовское моря в порт Таганрог. Затем привезенное оборудование быками тащили по степи сотни километров.

Юзовка. Завод, Центральная шахта и коксовые печи. к. XIX векаЮзовка.
Завод, Центральная шахта и коксовые печи.
Конец XIX века

В результате, Джону Юзу и небольшой группе его рабочих удалось построить первую доменную печь меньше чем за 8 месяцев (24 апреля 1871 года она была сдана в эксплуатацию), причем строительство пришлось на время очень суровой зимы. 24 января 1872 года был получен первый чугун.

В книге «По Екатерининской железной дороге» (издание Екатерининской железной дороги, Екатеринослав, 1912 г.) так отражена роль пуска завода в развитии промышленности Донбасса: “… решительным моментом в донецкой каменноугольной промышленности было обоснование великобританским подданным Джоном Юзом доменного завода Новороссийского общества, приобретшего концессию князя Кочубея. Достойные удивления предприимчивость и энергия этого человека, основательная техническая и коммерческая подготовка, и, наконец, та удача, которая так часто венчает усилия правительства и попытки частных предпринимателей основать среди пустыни одно из колоссальных металлургических предприятий, ставшее как бы родоначальником других подобных же предприятий, возникших в крае, патриархом Южнорусской металлургической промышленности. И тот день, когда закурилась первая домна этого завода — 24 января 1872 года, по справедливости должен быть признан важнейшим днем в истории этого края…”

Паустовсикй Константин Георгиевич
Паустовсикй Константин Георгиевич
Книга о жизни. Беспокойная юность

В котловине рядом с поселком дымил тот самый Новороссийский металлургический завод, куда меня прислали налаживать приемку снарядов.

Дым шел не только из заводских труб. Дымили самые здания цехов. Дым был желтый, как лисья шерсть, и зловонный, как пригорелое молоко.

Неправдоподобно багровое пламя качалось над жерлами доменных печей.

С неба сыпалась жирная сажа. Из-за дыма и сажи в Юзовке исчез белый цвет. Все, чему полагалось быть белым, приобретало грязный, серый цвет с желтыми разводами. Серые занавески, наволочки и простыни в гостинице, серые рубахи, наконец, вместо белых, серые лошади, кошки и собаки.

Поезд в снегах Юзовки. 1890 г.Поезд в снегах Юзовки. 1890 г.
gtj.org.uk

Удачное размещение завода, наличие дешевой рабочей силы, льготы (поддержка от российского правительства, освободившего Юза от ввозной пошлины на транспортируемое оборудование и субсидировавшего выпуск продукции в течение первых десяти лет), предоставленные концессии, а также бурное железнодорожное строительство, начавшееся в России,— все это способствовало быстрому развитию производства.

    Фото:

  • Юз и Юзовка. Пер. англ. текстов И.Н.Яндолы; подбор и рубрикация худ. текстов Л.Г. Вергазовой/Под общей ред. Гайдука В.А. — Донецк: «Фирма Кардинал»,—2000. 320 с. с илл.


  • (will not be published)

Подписаться на комментарии