excl

Первыми людьми, которые встретили группу американцев на железнодорожном вокзале, были музыканты духового оркестра да горластый парнишка, который все время кричал: «Американцы приехали, американцы приехали!» Не обошлось и без традиционного митинга. Группу расселили в двух домах на Лидиевском руднике, где они и приступили к работе. Дома их выглядели не очень хорошо, являясь молчаливыми свидетелями развития шахтной промышленности Донбасса.


Лидиевка была одной из первых угольных шахт там, которая была открыта в 1892 году и названа именем дочери владельца. Там и сегодня продолжают добывать уголь, но же в в тех количествах, как раньше. Хотя эксперты верят, шахта хранит еще большие запасы каменного угля. Но давайте вернемся к воспоминаниям Пинтера.

«Мы продолжали жить коммуной. Мы были холосты и работали одной командой. Егор Абакумов был одним из самых частых гостей в наших домах». Абакумов, легендарная фигура в Донбасса, умер в шестидесятых. Именно он сыграл большую роль в становлении министерства угольной промышленности. В то время все обсуждали Второй конгресс шахтеров, решения  речи с которого были доставлены лично основателю Советского Союза Владимиру Ленину. Абакумов отметил, что в строительстве нового порядка, Советскому Союзу нужно новое оборудование. И приобрести его в то время можно было исключительно в Соединенных Штатах Америки. Абакумов попросил членов коммуны высказать свои предпочтения и осторожности касательно угольного оборудования, которое планировалось приобретать. Именно Абакумов и стал главой делегации, которая отправилась за океан для покупки шахтного оборудования.

В 20-е годы не было никаких дипломатических отношений между США и СССР. Абакумов с делегацией приехали в Нью-Йорк как туристы. Рассказывая о его приезде, газеты Нью-Йорка писали: «Советские миллионеры открывают здесь банковские счета».

Позже, на Лидиевке, Пинтер будет умело управлять врубмашиной и успешно учить работе на ней других местных шахтеров, которые до этого работали обушком и лопатой. А вскоре и сам Пинтер пойдет учиться.  Когда его обучение в Москве будет окончено, он будет назначен управляющим нового Петрово-Лидиевского рудника, гордости Донбасса того времени. Но Пинтер отвергнет назначение. «Я умею работать с машинами», — именно так будет звучать его главное возражение, после чего он вновь вернется к врубмашине.

DSCN8168

Джон Пинтер на шахтном дворе

А в 120 километрах от места жительства Пинтера Алексей Стаханов увеличил свою дневную добычу в 14 раз. Это было в 1935 году, пример Стаханова стал не только образцом для подражания, но и настоящим брендом в национальной экономике. Именно с этого и началось стахановское движение.

В дружеском соревновании Пинтер сравнял свои показатели со стахановскими. Серго Орджоникидзе, министр тяжелой промышленности (шахтеры подчинялись его ведомству) вручил американцу автомобиль «ГАЗ», машину, сделанную по чертежам завода Форда.

Позже за свою работу Пинтре будет награжден еще тремя медалями, которые сейчас хранятся в музее. А статуя Ивана Пинтера украсила местный парк.

DSCN8169

Иван Матвеевич Пинтер в саду своего дома

В письмах к братьям и друзьям-шахтерам, оставшимся в Америке, он рассказывал о жизни в Советской России. Они не могли поверить в некоторые строки, что «наш Джон, простой шахтер как тысячи из нас», без всяких церемоний пил чай за одним столом с Михаилом Калининым, сопровождая его в рамках поездки, в которой Калинин знакомился с результатами труда и быта шахтеров. Одну вещь его братья и друзья не могли понять, почему Орджоникидзе подарил Пинтеру первый автомобиль, собранный в Советском Союзе.

Первая часть

окончание следует…

  • Автор Борис Алексеев
  • Фотографии Юрия Абрамочкина
  • Журнал «Soviet Life» №1, январь 1982 года
  • Перевод Дениса Лапина

 



Войдите, чтобы оставить комментарий