Clipboard01

В заводском поселке при Новороссийском Обществе своего театра, понятное дело, не было. Были энтузиасты-любители. В 1896 году рабочие и служащие Юзовского завода создали музыкально-драматический кружок. На 1908 год в нем насчитывалось 40 человек, в 1915 – уже 200 человек. Режиссером был рабочий завода Константин Митрофанович Дронов. Своими силами самодеятельные артисты осуществляли постановки водевильных и драматических пьес. В отдельных случаях театральные коллективы получали разрешение начальства на платные спектакли, весь чистый сбор от которых шел на благотворительные цели. В качестве подмостков использовали «Аудиторию» на Ларинке и Театр братьев Тудоровских на Садовом проспекте. Драматический кружок был и на заводе Э.Боссе. Иногда местную публику радовали заезжие гастролеры. Но свой театр – это совсем другое измерение.

Несколько лет назад город отмечал 80-летний юбилей Донецкого академического музыкально-драматического театра, приехавшего в наш город в 1933 году и с 1944 года носившего имя Артема (Ф.Сергеева). Везде говорили, что это был первый профессиональный театр и в городе кроме самодеятельных театров никаких иных не было, а высокой художественностью и не пахло. Но, дело в том, что уже в 1920-е годы в Сталине был профессиональный театр.

И литература двадцатых годов сведениями о нем пестрит. Сначала случайно попался Театральный справочник Советского Союза за 1928 год. Оттуда была почерпнута информация, что театры были в нескольких городах Донбасса, в том числе и в Сталине. Вот информация из этого справочника: г.Сталин (Донбасс). 105 706 жителей, далее состав труппы Государственного театра драмы УЗП. Расшифровывается аббревиатура УЗП, как Управление зрелищных предприятий.

И вот вторая краеведческая удача – несколько номеров газеты «Диктатура труда», где были заметки о городском театре. В газете за 1922 год он именуется 1-й Советский театр. Главный режиссер театра – А.Лернер. В октябре 1924 года новый главный режиссер Самарин-Волжский вещал со страниц «Диктатуры труда»: «Администрация театра учитывая, что в городе Сталине только один театр, все внимание свое направляет на постановки такого репертуара, который вполне и всесторонне удовлетворит зрителя. Поэтому весь репертуар разбит на известные циклы, приуроченные к определенным дням недели. В основу всех постановок взяты пьесы преимущественно литературно-художественного достоинства (независимо от революционности их содержания)».

Руководство театра решило недельный репертуар разбить по следующему принципу: революционная пьеса, пьеса из русской или зарубежной классики, комедия, «а остальные вечера смешанного типа».

Предполагалось отказаться от декораций, заменив их «вещественным оформлением, поскольку это не будет отвлекать актера от игры». Еще предполагалось сделать сцену вращающейся.

Желание руководства труппы сделать сцену вращающейся наталкивает на мысль, что театр базировался в каком-то постоянном помещении. И театральная афиша за 1924 год из фондов краеведческого музея это подтверждает. Театр располагался в здании бывшего кинотеатра «Сатурн» по ул. Кобозева, где в 1933 году также разместился Сталинский драматический театр, ставший через 10 лет носить имя Федора Андреевича Сергеева (Артема).

В театральных проектах 1920-х намечалась организация спектаклей для детей, но только «при условии получения днем электросвета». Интересная деталь времени: электроэнергию для бытовых нужд давали только вечером!

газетное объявление 1927 годl объявление 1926 год--- театр афиша

А еще в планах намечалось, что «спектакли, выдержанные в художественном отношении и пригодные для рабочей аудитории, будут перенесены в рабочие районы». В этом случае при выборе репертуара предполагалось участие представителей местных культотделов.

В Википедии удалось найти сведения о работавшем тогда у нас режиссере Арнольде Марковиче Самарине-Волжском. Он родился в ноябре 1878 года. С 1898 года актер Вильненского театра, исполнял роли молодых любовников и простаков. В 1904 году окончил Киевскую школу драматического искусства и тогда же начал режиссерскую деятельность. Держал антрепризу в Керчи, Таганроге, Харбине. В 1917-1919гг. руководил театром миниатюр, участвовал в создании художественных коллективов на фронтах гражданской войны. Работал в театрах Москвы и Подмосковья, Киева, Сталина, Ростова, Омска, Одессы, Казани, Киргизии. В 1939 году был удостоин звания Заслуженного деятеля искусств Киргизской ССР. Умер в январе 1949 года.

Театральный критик Лиров в прессе осенью 1924 года провел разбор премьерного спектакля Самарина-Волжского по пьесе «классика декаданса» Арцыбашева «Ревность»: «Так и было объявлено – возобновляется Арцыбашев. Это в наши-то дни, на исходе 7-й годовщины октября, когда женщина стала равноправным членом нашего общества, это сейчас, когда рабочий класс опрокинул всю старую мораль «возобновляемости», этот человек, взлелеявший культ женского тела, ничего больше не знавший и не понявший в женщине. Воистину стыдно, если резче не сказать!». Такой стиль критики типичен для эпохи «великого подъема».

В этой же газете поместили анонс благотворительного спектакля. Интересно, что после театрального действа зрителю предлагались танцы до 3-х часов ночи. Культуру народу прививали таким вот нехитрым способом.

По какой-то причине труппа Самарина-Волжского покинула Сталин, потому что в одном из сентябрьских номеров «Диктатуры труда» за 1927г. появилась заметка: «По заданию Сталинского управления зрелищными предприятиями в Москве закончено формирование русской драматической труппы для г. Сталина. Организатором и главным режиссером труппы является А.М. Мичурин – актер больших одесских, киевских и харьковских театров…. Труппа прибывает к 15 октября. С этого времени она начинает подготовительную работу. Сезон открывается 2 ноября. Управлением зрелищными предприятиями вырабатывается проект предоставления льготных билетов и абонементов членам профсоюза на спектакли русской драмы». На российском интернет-сайте «Кино-театр» есть упоминание о режиссере Мичурине. С 1932 года он уже работал в дальневосточных театрах.

Двадцать лет назад краеведы Артемовска нашли и опубликовали воспоминания актрисы В.В. Слаболицкой, работавшей после войны в Артемовском драмтеатре. Она родом из Николаева приехала в 1929 году к брату Дмитрию, который уже работал в театре г. Сталино. Слаболицкая пишет, что он «прислал письмо, просил, чтобы мама отпустила меня в Донбасс. При театре открывается студия и, если я успешно сдам экзамены, смогу там учиться и одновременно закончить школу. От радости я плакала и смеялась.

Через два дня вся семья провожала меня и мою подружку Машу Адамскую в Юзовку. Посадили нас в вагон, пожелали доброго пути и удачи.

Встречали нас Митя, директор театра Д.М. Яхонтов, художественный руководитель Леонид Иванович Клещеев.

Счастливый 1929 год. Я студентка. Учиться пять лет. В студии нас десять человек. Программа сложная и большая. Работа над техникой речи, артикуляцией. На доску вывешены ошибки, допущенные в разговоре, а это неприятность. Ежедневные занятия тренажером проводила Л.В. Чернышева, заслуженный хореограф, учила нас владеть своим телом, умению держать себя на сцене… Этюдами занимался сам Л.И. Клещеев… Мы уже выходили в массовых сценах… Первые мои роли в пьесе Корнейчука «Платон Кречет» и Присинька в «Шельменко-денщике».

Обратите внимание, год 1929, театр под управлением Васылько, который окрестили первым театром города, благополучно работал в Харькове и о переезде в Донбасс никакой речи не идет.

Наступил злополучный 1933-й год. Голод. Театр работал в полную силу. Но на труппу обрушилось горе. После тяжелой операции скончался главный режиссер Л.И. Клещеев. И как пишет Слаболицкая, «это горе всех нас потрясло. Мы как-то осиротели».

В официальной истории донецких театров сказано, что драматический театр в город переехал из Харькова в 1933 году. Из приведенных воспоминаний выходит, что «старый» сталинский театр работал на полную, имел свою студию. А «варяга» пришлось звать, потому что умер худрук. И с 1933 года началась новая театральная история. Появился театр Дондерждрамы – сегодняшний Донецкий академический музыкально-драматического театр.

рекламное объявление 1935год спектакль 1937год песня про свечку- газетное объявление

Как мы уже говорили выше, этот донецкий театр начинался в Харькове. В 1925г. был организован Украинский бытовой народный театр. После двух лет работы его по решению Наркомпроса Украины реорганизовали и изменили репертуар «в связи с требованиями современности». С этой целью на базе народного театра создали Харьковский Червонозаводский театр, с постоянным местом базирования в бывшем Народном доме. В труппу вошли актеры из театра «Березіль» Л. Курбаса. Первый театральный сезон Червонозаводский театр проработал под руководством известного режиссера О. Загорова. Загоров был актером МХАТа, работал в театре Корша, Александринском театре, одно время возглавлял театр имени Шевченко (г.Днепропетровск). Его постановка пьесы Мамонтова «Республика на колесах» произвела настоящий фурор в среде харьковских театралов.

Но началась борьба против формализма. Главного режиссера Загорова уволили. Летом 1928 года творческий коллектив театра возглавил заслуженный артист республики Василий Степанович Василько (настоящая фамилия Миляев), который до этого был художественным руководителем Одесского театра Укрдерждрамы. В труппу театра влились известные актеры Л.Гаккебуш, В.Добровольский, В.Гаевский, А.Скуратова, пришедшие вместе с Василько. В 1930 году театр был послан от УССР на Всесоюзную олимпиаду искусств в Москву, где его по достоинству оценили. Но в республике начался очередной этап борьбы с национализмом. А тут еще создали новый Харьковский театр Революции. Под него отдали здание Червонозаводского театра. А Червонозаводский театр, оказавшись без помещения, стал испытывать неудобства. Так и сезон 1931/32 г.г. театр открыл в клубе «Металлист». 13 января 1932 года театр уехал на гастроли по Донбассу. Гастроли начали с Горловки, затем отдельные спектакли были показаны в Сталино и Мариуполе.

В советских изданиях по истории донецкого театра говорится, что в это время в прессе дискутировался вопрос о необходимости иметь в шахтерском крае хотя бы один стационарный театр, а существовавший Артемовский передвижной театр не удовлетворял потребности области. Но почему же тогда забыли вдруг-сразу о нормально работавшем театре в городе Сталино?! Пока только вопросы.

Согласно официальной версии после переговоров, уговоров и приказов Червонозаводский театр, по постановлению правительства, летом 1933 года переехал в город Сталино. Сам Василий Степанович Василько позже вспоминал: «Я приїхав у Сталіно. Місцеві старожили дивуються: український театр на Донбасі? У нас різнорідне населення, специфічні умови життя… Одна стіна похилилася, підперта стовпами. Двір малесенький, якийсь склад, мешкають сторонні, нічого схожого навідь на жалюгідне приміщення театру. Настрій убивчий. Треба тікати, поки ще не пізно». Для вновь прибывшего театра передали помещение, где работал прежний театр, а до гражданской войны был кинотеатр (сегодня в перестроенном виде здание хлебо-булочного комбината ул. Кобозева,5). Бывший владелец здания кинотеатра «Сатурн» Владислав Юльевич Шмидт имел в Юзовке и колбасный паровой заводик, который размещался в одном здании с кинотеатром. В результате проведенной реконструкции, коптильные печи (вернее их остатки) оказались под сценой. В этом здании театр проработал до оккупации. Во время войны здание пострадало.

Во время работы в Харькове Василько вел преподавание в Харьковском музыкально-драматическом институте. Позже Васылько писал: «Из института в наш театр приходила талантливая молодежь, воспитанная советской театральной школой: Винников, Смирнов и другие. Я вел в институте класс режиссуры, и мои бывшие ученики Лазуренко, Ковтуненко – сейчас авторитетные режиссеры с самостоятельной определенной художественной манерой». Часть выпускников института приехала с Васылько в наш город.

Главный режиссер постоянно заботился о кадрах. Он создал в 1936г. при Сталинском театре студию с двухлетним сроком обучения, где он и ведущая актриса Любовь Михайловна Гаккебуш проводили занятия. После конкурсных испытаний в студию было принято 30 человек. Воспитанники студии принимали участие в постановках и впоследствии влились в основную труппу.

Ни в коей мере ни хотим приуменьшать заслуг мастера, но, ведь, студия в городе существовала и до приезда в Сталино Васылько и была закрыта только в связи со смертью бывшего художественного руководителя Л.И. Клещеева.

У театра был огромный творческий задел, созданный в Харькове. Но на новом месте нужна была премьера. И она состоялась 7 ноября 1933 года. Ударными темпами коллектив готовил постановку пьесы И.Микитенко «Бастилия божьей матери». Репетиции часто заканчивались утром. Как говорится, игра стоила свеч. Премьерный спектакль, что называется, разорвал зал. Автор пьесы позже опубликовал статью в республиканской прессе «Стати провідним театром Донбасу», где писал: «Мені випала честь брати участь у відкритті Сталінського державного театру своєю новою п’єсаю «Бастілія божої матері». Уперше в Радянському Союзі п’єса побачила світло рампи саме тут, у столиці соціалістичного Донбасу. Це було почесне «бойове хрещення» для нової п’єси. Тому я хочу сказати кілька слів з приводу того, як Сталінський театр показав п’єсу робітничому глядачу. На мій погляд, театр і його художній керівник, постановник «Бастілії» В.С. Василько, за дуже стислий строк і дуже складних умовах будівництва, організації приміщення тощо зробили досить багато для того, щоб створити цікавий спектакль, який добре сприймається пролетарською громадськістю».

И городские и областные власти пытались как-то поощрять прославленный театральный коллектив. Донецкий областной исполком в связи с предстоящим завершением зимнего сезона 1936 года вынес благодарность художественному руководителю Васылько, режиссеру Лазуренко, директору Михайлову и артистам театра. Многим работникам сцены выдали денежную премию. Персонально премировали художественного руководителя В.Васылько – 3000 рублей, артистов Добровольского и Гаккебуш – по 2000 рублей, Михайлову, Чайке и Разумовской выдали по 1500 рублей, режиссеру Ковтуненко и артистам Орловскому и Петривской – по 1000 рублей. На премирование других артистов – 10000 рублей. Еще 10000 рублей ассигновали на экскурсии и творческие командировки работников театра. Дали автобус и грузовик для проведения выездных спектаклей.

К десятилетнему юбилею театра (напомним, что это 1927 год) была издана небольшая книга, где Васылько писал: «Приближение украинской пролетарской культуры, украинского литературного языка, усиление большевистской украинизации – вот цели, которые преследовались организацией нашего театра. Молодой украинский композитор Нахабин тоже обязан во многом своим ростом нашему театру (он заведовал музыкальной частью). К работе в театре были привлечены известные украинские художники: заслуженный художник Республики Бурачек Н.Г., Власюк Д.И., Овчаренко Д.П. и московский художник Борис Эрдман».

Драматичным для сталинского таетра был 1937-й год. Время «Большой чистки». «Черный ворон» увез с репетиции режиссера Суклярского, потом артистку Синько… Дондерждрама стала расподаться… Многие остались в Сталино, остальные – по разным театрам».

обложки служебных пропусков театр им. Артема, 1967 год информационно-рекламное  объявление

Василий Степанович Васылько в 1938 г. уехал руководить театром в родную Одессу, стал со временем народным артистом СССР. В Сталино худруком остался его ученик Даниил Семенович Лазуренко, в 1940 г. получивший звание заслуженного артиста республики. К началу 1941г. наш театр занимал шестое место в рейтинге театров УССР. Места в первой шестерке распределились так:

  1. Театр им. И.Франко, г.Киев;
  2. Театр им. Т.Шевченко, г.Харьков;
  3. Театр им. Октябрьской революции, г.Одесса;
  4. Театр им. Т.Шевченко, г.Днепропетровск;
  5. Театр им. М.Заньковецкой, г.Запорожье;
  6. Сталинский драматический театр, г.Сталино.

К сведению читателей: тогда в Украине насчитывалось 177 театров.

Кстати, в средине 1930-х в городе работал областной театр юного зрителя, который затем перевели в Луганск. В Сталино он базировался недолго — около года.

Интересна география гастролей драматического театра за первые 20 лет обитания в Сталино (годы войны не в счет):

1934г. – Мариуполь; 1934 Черкассы; 1935гг. – Макеевка, Ленинград, Черкассы; 1937г. – Киев, Ленинград, Минск; 1945г.- Киев; 1946, 1947 и 1950гг. – Мариуполь; 1947 и 1948гг. – Чистяково (Торез), Енакиево и Горловка; 1949г. – Сухуми, Сочи; 1950г. – Краматорск, Сухуми, Сочи; 1951г. – Краснодар, Майкоп, Ейск, Амвросиевка; 1952г. – Жданов, Грозный, Жданов.

Во время Великой Отечественной войны театр разделился на два коллектива. Одна часть эвакуировалась в казахстанский город Кзил-Орда, другая часть труппы вместе с актерами Горловского театра работали в киргизском Джолал-Абаде. Об этом периоде известно не очень много, но, например, за март-май 1942 года труппа дала 26 концертов в госпиталях, 27 концертов на призывных пунктах, 8 – на железной дороге, 1 – в автошколе. В иные дни артисты давали по 3-4 концерта, причем выступления сопровождались длительными переездами с одной площадки на другую.

В Советском Союзе существовал сбор средств для фронта. Инициатором сбора был волжский крестьянин Ф.Головатый, первым внесший свои кровно заработанные деньги на постройку танка. Не отставали от народного почина и наши артисты. Весь 1942 год шел сбор средств на танк. В 1943 году сбор закончили и отправили телеграмму на имя И.Сталина: месячная заработная плата и сбережения – 100 000 рублей предназначались для постройки танка имени театра Артема. В ответной телеграмме Иосиф Виссарионович поблагодарил коллектив от имени героической Красной армии.

В начале 1944г. в Сталино вернулись из эвакуации из Средней Азии два театра Донбасса: имени Артема(г. Горловка) и Сталинский драмтеатр. Произвели реорганизацию и часть работников горловской труппы перевели в Макеевку для организации Второго украинского театра Сталинской области. В нашем городе осталась часть труппы и художественного руководства горловского театра им. Артема, объединившихся с труппой Сталинского драмтеатра. После этого театр получил новое название – Сталинский музыкально-драматический театр им.Артема. За 1944 год театр собрал дополнительно 100 000 рублей в фонд обороны СССР и 30 000 рублей в фонд помощи семьям фронтовиков. Труппа также приняла участие в сборе средств на эскадрилью самолетов «Освобожденный Донбасс».

После войны театр остался без своего здания. Коллег приютили артисты музыкального театра (театра оперы и балета). Кроме этих двух театров в здании разместились Шахтерский ансамбль, отдел по делам искусств, Дом народного творчества. Здесь же существовало общежитие для актеров.

Два городских театра делили сцену по очереди. Правда, драматическому театру приходилось больше гастролировать по области с выездными спектаклями. Так продолжалось до тех пор, пока театр не обзавелся в 1960 году собственным зданием на площади имени Ленина.

Кстати, в 1933 году в Сталино родился еще один театр – театр кукол. У его истоков стояли артисты Сталинского драмтеатра. Как вспоминал один из участников: «Роясь в остатках кем-то брошенного театрального имущества, мы натолкнулись на сундук со старыми куклами и побитыми деталями оформления. Мы поиграли с этими куклами и нам в голову пришла мысль организовать «ансамбль выходного дня». Вначале думали сделать концертную программу, а потом решили поставить спектакль. Артист Виктор Добровольский (исполнявший обязанности директора, в последствии народный артист УССР) отправился в горсовет и предложил организовать театр для маленьких зрителей. В постановлении Сталинского горсовета от 14 декабря 1933г. (параграф 44) узаконено создание театра кукол с 1 декабря 1933г. Актеры работали на два театра. За кукольниками закрепили подводу с лошадью. На ней и путешествовали по близлежащим предприятиям и шахтным поселкам.

Это только несколько страниц театральной истории города. Другие не менее интересны.

Литература:

  1. Театрально-музыкальный справочник на 1928год, М-Л, издание Теа-кино-печать,1928.
  2. Газета «Диктатура труда», октябрь 1922-27г.г.
  3. газета «Московский комсомолец» в Донбассе», 25 января-1 февраля 2008г.
  4. Википедия, интернет-сайт.
  5. Слаболицкая В.В. «Воспоминания актрисы», историко-краеведческий журнал «Былое», №4-5, 1993.
  6. Фонды Донецкого краеведческого музея.
  7. Архив В.И. Семенченко.
  • Автор: Валерий Стёпкин


  • (will not be published)

Подписаться на комментарии