Кто из вас не смотрел мультфильм или не читал сказку «Три толстяка» Юрия Олеши? Оказывается, он бывал в нашем городе не раз, и визиты писателя были весьма плодотворны.

Зимнее утро 1960 года в московской гостинице «Националь». За одним из столов сидит седой худощавый мужчина, перед ним стоит чашка остывающего кофе, рядом со стопкой свежих газет.

– Юрий Карлович, а вы помните свои поездки в Донбасс?

Чашка отодвинута, писатель перегибается через весь стол, кладет руку на белую хрустящую скатерть.

– Я был молод. Прекрасное время, молодость, черт возьми.

Юрий Олеша Юрий ОлешаЮрий Олеша

Семинар молодых литераторов

Осенний вечер 1933 года, библиотечный зал дворца культуры им. Ленина (сейчас в этом здании располагается Центр славянской культуры).

Юрий Карлович Олеша проводит занятия для молодых литераторов из разных уголков Донбасса.

В зале перед писателем – юноша в кепке и очках – это будущий известный поэт-песенник Михаил Матусовский, хмурый и серьезный Лев Галкин, Николай Упеник, корреспондент «Правды» Иван Жига и другие.

Михаил Матусовский Михаил МатусовскийМихаил Матусовский

Юрий Олеша после дня занятий берет на рецензию рукописи начинающих литераторов. На вырванном из блокнота листе пишет, что им на рецензию взяты рукописи талантливых и гениальных начинающих авторов, участвующих в семинаре.
Рукописи будут находиться в его номере гостиницы «Металлургия», причем, гарантированно будут с благодарностью возвращены авторам.

До войны эта записка хранилась в библиотеке, увы, до наших дней она не сохранилась.

Утром следующего дня Юрий Олеша в темно-синем костюме и рубашке с галстуком, закурив, продолжает разговор о литературе.

Участники семинара внимают каждому слову, кто-то пытается также достать спички и закурить, но слышит грозное: «Отставить, курить разрешается только командору».

Молодой литератор читает свой рассказ «лошади живут в шахте». Текст щедро пересыпан специфическим шахтерским фольклором, для особой лихости повествования.

Рассказ Олеше понравился, его увлекла новизна материала, несмотря на слабые литературные достоинства.

Ни дня – без строчки

Раннее утро, главная магистраль – Первая линия полна жизни. Юрий Олеша выходит из гостиницы «Металлургия» (сейчас на ее месте располагается Индустриальный техникум) и направляется к заводу.

гостиница Металлургия Гостиница Металлургия, г. СталиноГостиница Металлургия, г. Сталино

По дороге ему на пальцах объясняют мощность доменных и мартеновских печей. Встреча в рельсопрокатном цеху, где сверкая и шипя, сталь льется в ковши. Писатель молча наблюдает за происходящим, кто знает, быть может, он задумал сюжет произведения о металле, такую себе сказку-быль.

Вечером общий сбор в номере Олеши. Это лучший номер гостиницы, его всегда держат для дорогих гостей. Здесь до Юрия Олеши останавливались Владимир Маяковский, известный металлург Павлов, дрессировщик Анатолий Дуров.

На столе – консервы, черный хлеб, колбаса и, конечно же, водка. Юноша читает стихи, Олеша слушает со стаканом в руке, лицо его мрачнеет.

– Индустрии горящий глаз, шуми, Донбасс, шуми, Донбасс. Здесь любят труд и шутку с перцем, стучи промышленное сердце…

Слабенькие стихи, автор работает на шахте, а за творчество ему даже дают дополнительный подземный паек, что является большим подспорьем в голодном 1933 году. Олеша подбадривает парня, как подбадривал он и остальных участников семинара. За окном – ночь, пора расходится.

В номере писателя еще долго виден зеленоватый свет настольной лампы, он старался не проживать дня «без строчки», постоянно работал, несмотря на загруженность.

Писатель и шахтер

Следующий день семинара – поездка в Горловку. В этот раз – встреча со знаменитым шахтером Никитой Изотовым на большом литературном вечере в местном Дворце культуры.

Никита Изотов Никита ИзотовНикита Изотов

Олеша в своем выступлении сравнил профессии шахтера и писателя, ведь они занимаются тяжелым трудом, поскольку книги, да что там книги, фразы порой рождаются в тяжелых муках. Изотов благодарит писателя, они стоят рядом – огромный богатырь Никита Изотов и небольшой, но радостный и возбужденный Юрий Олеша.

История города – дело жизни
Декабрь 1935 года, очередная встреча с пролетарскими литераторами. На этот раз к группе молодежи добавился уже пожилой небритый человек в потертом пальто. Это ему мы обязаны сегодня множеством сведений об истории города. Это его именем назван один из проспектов в Ленинском районе Донецка. Это – писатель Илья Гонимов.

Илья Гонимов Илья ГонимовИлья Гонимов. Фото Г.Л. Навричевского

У него в руках – рукопись его книги об истории старой Юзовки. Автор долго собирал материал, работал в архивах, говорил со старожилами, искал фотографии и документы. До Олеши рукопись покрутил в руках один из московских авторов, но высокомерно отверг, сказав, что такие сведения никому не нужны.

А Олеше книга понравилась, именно он порекомендовал отослать рукопись Горькому, который тогда начинал свою серию «История фабрик и заводов».

Уже в 1937 году вышла книга, ставшая настольной для нескольких поколений краеведов – «Старая Юзовка» Ильи Гонимова. И помог в ее издании именно Юрий Олеша, заметив человека, для которого история города стала делом жизни…

  • Денис Лапин
  • 062.ua


5 Комментарии

  • Олег Измайлов

    Денис, привет! Как первый, но, надеюсь, не последний, специалист по Гонимову, замечу, что контрольный вариант книги Гонимова под названием «Из истории Сталинского мет.завода…», еще в соавторстве с Лядовым, вышел в 1934 г. Начал книгу Гонимов в 1931 г. именно для горьковской серии История ФиЗ, под заказ. Так что Олеша в 35-м мог только одобрительно отозваться о книге, которая к тому времени даже вышла в «пробнике». Я об этом писал в «Газете по-донецки» года три назад. В эл. варианте, увы, нет. Если интересно — подшивка у краеведов в библиотеке есть)) И, кстати, он тогда был харьковским жителе, Гонимов, в Сталино он поселился только после войны.

    Изменить
  • Олег Измайлов

    Кстати, о фото. Лично его сканировал со снимка покойного Гр. Лаз. Навричевского. Леша, я бы поставил, что это его фото, а не сайта, почтил бы память деда

    Изменить

Войдите, чтобы оставить комментарий