Клуб для шахтеров, который сейчас, пусть и в несколько перестроенном виде, носит имя Дворца культуры им. Ивана Франко, поразил американского писателя. Об этом посещении писатель рассказал жителям города с одного из балконов Дворца труда, располагавшегося в доме № 27 по улице Артема. Речь Драйзера была записана корреспондентами популярной газеты «Диктатура труда» и опубликована в номере за 22 декабря 1927 года. О чем же говорил автор «Американской трагедии»?
«Ваш округ будет крепнуть и развиваться в гигантский промышленный центр благодаря своим неисчерпаемым природным богатствам и той энергии масс, которую я с радостью наблюдаю…
Я поражен тем, какие у вас великолепные клубы имеют трудящиеся. Ваш рабочий клуб на Рутченково – это нечто необыкновенное, это настоящий очаг культуры. Во всем мире нет того, что у вас. Ваши профсоюзы – рабочие профсоюзы, действительно помогают жизни трудящихся…
Русские – очень интересный народ, они обладают необыкновенной энергией творить, и я уверен, что ваше социалистическое строительство – это самый верный путь развития страны…»
Из песни, а тем более из речи слов не выбросишь, а как относиться к сказанному – личное дело каждого.
Посещение Драйзером Кировского района Донецка не ограничилось лишь одним клубом.

ДК им. Франок, г. ДонецкДК им. Франко, г. Донецк

После посещения первоклассного здания, в котором было 67 комнат и на строительство которого ушло 600 тысяч рублей, Теодор Драйзер отправился в шахту № 31. Эта шахта находилась неподалеку от нынешнего рынка «Дружба». Здесь к писателю был приставлен особый гид, снабдивший всех спецодеждой, которая скоро была испачкана угольной пылью. Вся компания облачилась в тяжелые промасленные штаны и куртки, на головах красовались широкополые шляпы, в руках были специальные лампы. Наблюдая за работой шахтеров, Драйзер разговорился с одним из них. Шахтер отметил, что они довольны своими условиями труда, те, кто работают в проходке, имеют смену в 6 часов, а водители вагонеток – восьмичасовой рабочий день. Потом была теплая баня, где все смогли смыть с себя угольную пыль. По дороге назад группа остановилась возле одного из новых шахтерских домов. Двери одного из домов оказались открыты, и Драйзер не преминул зайти внутрь, предварительно постучав в окно. В доме была маленькая кухня с большой кирпичной печью, большая гостиная и спальня, все выглядело свежо и весьма привлекательно. Огорчало только то, что в доме не было воды, ее нужно было носить с насосной станции, находившейся неподалеку. Зато плата за проживание и электричество не взималась, эти расходы брал на себя завод, на котором работал хозяин дома.
На следующий день Драйзер отправился на завод. Перед этим, встав пораньше, он принялся за заполнение дорожного дневника. Драйзер описывал свои впечатления от русской жизни и, в частности от гостиниц, в которых ему приходилось останавливаться. Его радовало, что везде были благие намерения в области санитарии, только почти никто не доводит дело до конца. Устанавливая унитазы, они не умеют ими пользоваться, зачастую пренебрегая такой простой вещью, как спуск воды, для которого нужно всего лишь потянуть за цепочку. Также все понимают, что раковины необходимы, но напор воды зачастую настолько слаб, что возможно ополоснуть лишь слегка лицо и руки. Даже номер, оборудованный ванной, видит горячую воду только по субботам и воскресеньям, храня старую традицию тех дней, когда не было индивидуальных ванн.
В пять часов вечера автомобиль повез Драйзера на вокзал. На станции, продрогнув после сумасшедшей гонки по обледенелой дороге, гости обнаружили буфет, где угостились чаем с бутербродами и французской выпечкой. Сев в поезд, Драйзер сразу задремал, проснувшись перед прибытием в Константиновку, где его ожидала пересадка на Ростов. Писатель пришел в ужас, когда узнал, что поезд на Ростов ожидается не ранее 3 часов ночи. Пересилив себя, классик расположился в буфете, где выпил сначала нарзана, потом чаю с пряниками, понемногу добавляя водки для поднятия настроения. Через пару часов один из работников станции сказал, что пришла телеграмма, извещавшая об опоздании поезда на 10 часов. Драйзер сделал подушку из своей шубы и крепко уснул в любезно предоставленной ему комнатке дежурного по станции. Удивительным образом Константиновка врезается в память путешествующим через этот город. О Константиновке упоминает даже Зощенко в своих мемуарах, вспоминая, как ему пришлось в местной гостинице за неимением одеял укрываться скатертью. В 7 утра Драйзер вернулся в буфет и заметил, что извозчики заступили на работу. Он нанял одного из них, который взялся покатать компанию по городу. У извозчика была седая борода, старая меховая шапка и тулуп из овчины. Возница повез писателя по городу, проехав мимо базара. Драйзера удивили открытые прилавки и предлагаемый крестьянами и торговцами товар, зачастую разложенный на земле. К 9 утра Драйзер вернулся на вокзал. Извозчик захотел бонус к оговоренной сумме, но получил лишь рюмку водки «для сугреву» и лишние 60 копеек. Поезд прибыл в 12.30. Это был исключительный случай, о котором Драйзер помнил до конца поездки, ведь ему пришлось ждать поезд 20 часов. На его памяти не было ни одного случая, чтобы поезд прибыл или отправился точно по расписанию, все опоздания выглядели нормой.

Первое издание книги Драйзер смотрит на Россию (из библиотеки Дениса Лапина)Первое издание книги Драйзер смотрит на Россию (из библиотеки Дениса Лапина)

По возвращении в Америку Драйзер опубликовал книгу «Драйзер смотрит на Россию», в которой описал впечатления от поездки. Кормили гостя, поили, а он описал нашу страну, быт, нравы без лишних прикрас. Книга очень не понравилась советском правительству и никогда полностью не была переведена и издана на русском языке. Только во времена перестройки были изданы отдельные главы данной книги, да и то в формате дружбы СССР и США. Так проходило небольшое, но очень насыщенное пребывание классика американской литературы в нашем городе.

Драйзер в Сталино. Часть 1

Драйзер в Сталино. Часть 2

  • Денис Лапин


Войдите, чтобы оставить комментарий