Зиновий ТолкачевЗиновий Толкачев

В 1939 году в Сталино проводилась выставка художника Зиновия Толкачева под названием «Местечко».

Художник с любовью изобразил картинки, знакомые с детства многим посетителям: немало жителей нашего города были родом из штеттлов бывшей черты оседлости, да и центр Юзовки был по сути еврейским местечком.

На польской земле

Начало лета 1946 года. Послевоенная и разрушенная Польша находится под советским контролем. Всего лишь год прошёл после окончания войны, и Польша ещё не оправилась от её ран. Страшной и ужасной была война, в которой нацисткий режим Германии покрыл Европу сетью лагерей смерти. В мире по-настоящему ещё не узнали о ужасах, происходивших в концентрационных лагерях на территории Польши. Поэтому сюда приезжали журналисты из многих стран мира для того, чтобы вблизи увидеть этот земной ад и рассказать о нём читателю.

В тот день польский министр информации привёз своего гостя, американского журналиста, в концентрационный лагерь Майданек, который полтора года до этого был освобождён Советской Армией. В лагере ещё многое было разбросано или же собрано в тюки, которые отступающие немцы не успели вывезти. Волосы жертв ещё оставались в огромнейших контейнерах. Медленно проходя мимо них, американских журналист вдруг остановился у одного из таких контейнеров. Он стоял, не двигаясь, словно окаменел.

ТалесТалес

Из огромной разноцветной стопы волос выглядывала длинная, белокурая коса. На мгновения он представил себе, что это коса его сестры Ханеле, которая вероятно погибла в Майданеке. Он всматривался в эту косу, задыхаясь, и не в состоянии сдвинуться с места. Пришло время возвращаться к автомобилю польского министра и уезжать. Но американский журналист будто остолбенел, продолжая стоять у контейнера с волосами. Поляк подошёл к журналисту и спросил:

«Что с тобой случилось? Почему ты не можешь сдвинуться с места?»

Его голос заставил очнуться американца, силы вернулись к нему. И он побрёл к автомобилю польского министра. И тогда тот протянул своему гостю в качестве подарка альбом. На обложке было написано «Майданек. Зиновий Толкачёв».

СпинаСпина

Это был альбом рисунков о Майданеке художника Зиновия Толкачёва. З. Толкачев родился в 1903 году в местечке Щедрин тогдашней Минской губернии Российской империи.

З.Толкачёв прошёл долгий и тяжёлый путь признания и утверждения в живописи.

Рука помощи

Но вернёмся к нашему американскому журналисту. Польскому министру информации было невдомёк, что на самом деле его гостем был не американец и не журналист. А некто другой. Кто же? Имя этого человека было Эфраим Шильо(Шульц). Он был посланником организации Мосад, которая была создана в 1938 году еврейским движением в Эрец Исраэль. В основном, в неё входили поселенцы кибуцев.

Напомню, что в то время в Эрец Исраэль была власть английского мандата. Жизнь 600-тысячного еврейского населения под властью англичан, мягко говоря, была не сладкой: экономически и политически евреи выживали с трудом. Но вместе с тем, евреи Эрец Исраэль протянули руку помощи евреям Европы. Целью Мосада тогда было помочь евреям Европы, спасавшимся от нацистов, репатриироваться в Эрец Исраэль.

Эфраим Шильо прибыл в Польшу в 1946 году. За его плечами были годы деятельности по спасению евреев. С 1942 года через Персию(Иран), Ливан, Сирию, Египет и балканские страны он и его товарищи переправляли евреев домой. И все эти годы Эфраим Шильо действовал под вымышленным именем американского журналиста.

«Нашла я этот альбом совершенно случайно, уже после смерти моего отца в 2006 году», — рассказывает мне в личной беседе Нурит Ашкенази (Шильо). «В библиотеке отца этот альбом лежал нетронутым долгими десятилетиями. Словно камень, который невозможно перевернуть. Ведь всё это время отец был занят строительством будущего Страны! Автор рисунков в альбоме Зиновий Толкачёв — великий художник»,— добавляет она».

Выставка побывала и в Сталино

З.Толкачёв ещё в предвоенные годы был известен как художник мирового значения. Особенно следует выделить серию работ 1939 года, посвящённую 80-летию Шолом-Алейхема. Эти произведения созданы по мотивам творчества великого еврейского писателя. В картинах с тонкостью и глубоким лиризмом отразились детские и юношеские впечатления художника о родном местечке. 

Выставки этого цикла работ «Местечко» были представлены в Москве, Ленинграде, Харькове, Киеве, Одессе, Ворошиловграде и в Сталино. Можно только представить какой живой интерес вызвали картины З.Толмачёва у евреев Сталино. Наверняка, любуясь ими, многие возвращались своими воспоминаниями в своё детство в местечках. Без сомнения, это это было яркое культурное событие на еврейской улице в городе в 1939 году!

Картины этой серии были представлены также на выставках в Варшаве, Копенгагене, Праге, Амстердаме, Филадельфии. Многие музеи мира приобрели его произведения.

Когда началась война, Толмачёв был профессором Киевского художественного института и давно уже вышел из призывного возраста. Но он упорно просился на фронт. Его просьба была удовлетворена только в 1944 году. З.Толмачёв в возрасте 41 года был направлен в политотдел Первого украинского фронта, в Люблин(Польша). Он был среди первых, кто вошёл в освобождённые лагеря Майданек в 1944 году и Аушвиц (Освенцим) в январе 1945 года.

Его боевым заданием, как художника, было зарисовывать всё, что увидят его глаза. Тридцать пять дней, отвлекаясь только на сон и еду, он зарисовывал то, что увидел и записывал то, что смогли рассказать ему оставшиеся в живых узники. Те, кто мог ещё говорить. Рисунки в этом альбоме он создал осенью 1944 года в Майданеке. Они были собраны воедино в альбом, который увидел свет в разрушенной Варшаве в 1945 году. Эти рисунки наверняка были использованы советской системой пропаганды после войны для разоблачения зверств фашистов. Возможно они сыграли определённую роль как доказательства преступлений немецкого нацизма на судебных процессах над военными преступниками.

Рисунки, выполненые З.Толмачёвым, объясняют каким образом выглядел лагерь Майданек в момент вхождения в него советских войск. И поэтому они имеют важное историческое значение.

В послевоенном Советском Союзе отношение к художнику З.Толкачёву изменилось. Его работы были признаны «глубоко порочными» и «сионистко-религиозными». Обвинённый в «безродном космополитизме», он лишился всех постов и солидных заказов.

УзникУзник

Своим детям он завещал хранить то, что вывез из лагерей. И они выполнили его завещание. Анель и Илья, дети Зиновия Толкачёва сохранили наследие отца. Уже в наши дни рисунки из Майданека и Аушвица были переданы в мемориальный комплекс «Яд вашем», Иерусалим, Государство Израиль.

 

 



Войдите, чтобы оставить комментарий