5 марта 1953 года большая часть населения одной шестой части суши оплакивали своего вождя — Иосифа Сталина.

В это же самое время шесть студентов-добровольцев в течение пяти часов несли гроб с телом великого композитора Сергея Прокофьева, скончавшегося в тот же день. Траурная церемония должна была пройти в Союзе композиторов на Миусах, но туда оказалось невозможно подогнать автобус.

Два километра несли тело гения, потом была панихида, на которой Юрий Шапорин сказал, что Прокофьев был «почти гениален».

Многие не заметили смерти великого композитора, но далеко не все. В толпе, которая двигалась на прощание со Сталиным, был молодой аспирант, который, проходя мимо консерватории, громко сказал: «Сегодня умер великий человек!». Многие правильно поняли, о ком он говорит.

Сергей Прокофьев родился 23 апреля 1891 года в селе Сонцевка или Сонцовка (ныне село Красное Красноармейского района Донецкой области) в семье известного ученого-агронома Сергея Алексеевича Прокофьева, который в свое время согласился быть управляющим южного имения помещика Сонцева. Мать композитора тоже была женщиной незаурядной. В воспитании сына много внимания уделялось музыке и изучению иностранных языков. Можно сказать, что не было и дня, чтобы маленький Сережа не подходил к фортепиано. Заметьте, что жил композитор в то время с родителями в небольшом селе, которое когда-то поразило семью красотой цветущей степи.

Вот как описывает он свою малую родину в своих воспоминаниях:

«Сонцовка представляла собою большое село с населени­ем в тысячу душ. Пять улиц, некоторые до двух километров длиной, раскинулись пауком от центра в разные стороны. На пригорке стояла церковь, на дру­гом склоне — школа. Дом, в ко­тором мы жили, был одноэтаж­ный, приземистый, белый, с зе­леной железной крышей. С од­ной стороны над ним высился тенистый каштан, под которым я любил играть в жаркие дни, с другой — ряд белых акаций».

В пять лет Сережа сочинял рондо и вальсы. После посещения московского театра оперы и балета, под впечатлением «Фауста», «Князя Игоря» и «Спящей красавицы» он написал оперу «Великан». В декабре 1901 года Сережу вновь привезли в Москву к Сергею Танееву, профессору Московской консерватории. Он порекомендовал иметь серьезные и систематические занятие музыкой, отметив дарование мальчика.

По рекомендации Танеева на лето в Сонцовку отправился молодой музыкант, окончивший с золотой медалью Московскую консерваторию. Это был Рейнгольд Морицевич Глиэр, который потом стал известным советским композитором.

Глиэр занимался с юным дарованием фортепиано, импровизацией, теорией композиции, гармонией, основами музыкальной формы, помог также написать оперу «Пир во время чумы», симфонию и ряд пьес. Он даже сам лично повел Сергея к Танееву, когда осенью Мария Григорьевна привезла сына в Москву. Было решено поступать в консерваторию.

Председателем приемной комиссии был сам Николай Андреевич Римский-Корсаков. Все абитуриенты были старше Прокофьева, но редко имели написанными более двух пьес. Сергей поразил присутствующих, когда вошел, сгибаясь под тяжестью двух папок, в которых лежали четыре оперы, симфония, две сонаты и множество фортепианных пьес. Это понравилось Римскому-Корсакову.

Весной 1909 Сергей Прокофьев получил статус композитора, но не заканчивает свое образование, продолжая занятия в классах Анны Есиповой и Николая Черепнина. На выпускных экзаменах Сергей получил первую премию — рояль «Шредер».

Точно такой же инструмент сегодня можно увидеть в одном из залов музея композитора в селе Красное. После консерватории композитор совершает поездку сначала в Лондон, потом в Рим и Неаполь, где с успехом проходя его фортепианные вечера.

В канун первой мировой возвращается в Россию, где сближается с Максимом Горьким и Владимиром Маяковским, которые восторженно принимают созвучную времени музыку композитора. В мае 1918 года начало заграничное турне композитора, растянувшееся на 15 лет.

В зо-х годах он возвращается в Москву, где получает четырехкомнатную квартиру и изменчивую и опасную любовь Иосифа Сталина. В войну Прокофьев эвакуировался на Кавказ. А с 1948 года, когда вышло известие о борьбе с «антинародным формализмом» и начались гонения на талантливых людей, ему закрыли доступ к слушателям, и Прокофьев начал угасать.

Прогрессирующая гипертония не давала работать в полную силу, композитор много времени проводил на даче на Николиной горе, где, не смотря на запреты врачей, продолжал творить. Последним произведением, которое композитору удалось услышать в концертном зале, была его легендарная Седьмая симфония. Это было в 1952 году. А уже 5 марта 1953 года, то есть 59 лет назад, сердце гениального композитора остановилось.

Сергей Прокофьев внес огромный вклад в развитие современной музыки. Его музыка, противоречивая и импульсивная, как и сам композитор, воплощают гармоничное и радостное ощущение жизни, соединяющее эпос и лирику, юмор и драматизм.

Весь 2011 год прошел в Донбассе под знаком Прокофьева — в регионе отмечали 120-ю годовщину со дня рождения великого композитора. Одним годом торжества не ограничивались — здесь его помнят и чтут давно.

Именем Сергея Прокофьева названа Донецкая областная филармония. Его имя в 2011 году присвоено Донецкому международному аэропорту. На родине композитора к столетию со дня его рождения в 1991 году был открыт музей. Ежегодно проводится фестиваль «Прокофьевская весна».

  • Автор: Денис Лапин
  • Источник: 062.ua


Войдите, чтобы оставить комментарий